Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

СПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Харламова Т.М. 1 Тухфятуллова К.А. 2
1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 МАОУ СОШ 118

Проблема сохранения психического здоровья детей школьного возраста продолжает оставаться одной из самых актуальных как для науки, так и общества в целом. Данная тенденция во многом объясняется интенсивностью переживаемых школьниками эмоциональных стрессов, связанных с процессом обучения, а также ростом количества детей, нуждающихся в особом подходе к их психолого-педагогическому сопровождению. Одной из наиболее многочисленных категорий таких «особых» детей являются школьники с задержкой психического развития (ЗПР), подверженные повышенной тревожности. Их поведение отличают частые проявления беспокойства, чувствительность к личной неуспешности в социально значимых сферах, в том числе образовательной. Интенсивные тревожные состояния деструктивно влияют на процесс школьной адаптации, что ведет к снижению успеваемости и уровня самооценки ребенка, повышает его фрустрированность, создает предпосылки для формирования девиантного поведения и т.д. (А.А. Абашкина, 2013; Н.П. Кондратьева, 2002; С.Н. Троценко, 2012; О.В. Фролова, 2001; А.А. Яковлева, 2015; и др.). Целью нашего исследования стало изучение специфики тревожности детей школьного возраста с задержкой психического развития. В качестве испытуемых выступили учащиеся вторых, третьих и шестых, седьмых классов МАОУ СОШ № 118 г. Перми, разделенные на две равные выборки. Для обследования младших школьников были применены методики диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса и Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Для подростков, соответственно, также тест Филлипса и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Тестовый материал и диагностическая процедура были адаптированы к возрастным и психологическим особенностям испытуемых. Получены следующие данные. У младших школьников в большей степени, чем у подростков (по тесту тревожности Филлипса), выражены показатели общей школьной тревожности, страха не соответствовать ожиданиям окружающих и страха ситуации проверки знаний. Можно предположить, что тревожность учащихся начальных классов в значительной степени детерминирована негативными эффектами включения их в школьную жизнь, приоритетной ориентацией на мнение значимых взрослых в оценке их знаний, достижений, возможностей, поступков, мыслей и т.д. В числе причин обозначенных деструкций – незавершенность процесса формирования представления о школе, особенностях учебной деятельности, иерархических компонентах взаимоотношений со сверстниками и др. Также младшие школьники зависят от мнения окружающих, но к концу рассматриваемой образовательной ступени эта зависимость в норме должна уменьшиться. Результаты диагностики по проективному тесту Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки дополняют полученную картину – учащиеся начальных классов с ЗПР имеют высокий уровень тревожности (индекс тревожности более 50 %). Соответственно, у подростков с задержкой психического развития, в большей степени, чем у младших школьников (по Филлипсу), выражены показатели фрустрации потребности в достижении успеха, переживания социального стресса и низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Очевидно, на данном этапе онтогенеза дети оказываются в ситуации психологической депривации, что препятствует их самореализации в плане достижения высоких учебных результатов, вносит диссонанс в развитие социальных контактов (прежде всего – со сверстниками), нагнетает стрессовое состояние. Деструктивная личностная тенденция во многом детерминирована низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, что снижает адаптивность подростков к ситуациям стрессогенного характера, повышающим вероятность неадекватного, асоциального реагирования на тревожные факторы среды. Также следует учитывать другие психофизиологические особенности возраста, проблемы личностной нестабильности и т.п. Результаты обследования подростков по методике Спилбергера-Ханина позволяют утверждать, что у испытуемых в значительной степени выражены показатели реактивной тревожности, которая характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

Сформированный нами диагностический комплекс и полученные на его основе эмпирические данные могут быть применены в процессе психологического сопровождения и коррекции проблем детей с задержкой психического развития.


Библиографическая ссылка

Харламова Т.М., Тухфятуллова К.А. СПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 389-390;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10076 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074