Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Краснощеков В.В. 1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
1. Захарова И.Б., Краснощеков В.В. Развитие международных механизмов повышения качества высшего образования на примере студенческого проекта «Наши университеты» // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). – С. 146–150.
2. Краснощеков В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6, ч. 5. – С. 1045–1048.
3. Краснощеков В.В., Трапицын С.Ю. Международные студенческие проекты как механизм управления качеством образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/123-19508.
4. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011. – Монреаль, Ин-т статистики ЮНЕСКО, 2013. – 88 с.
5. Современные проблемы образования и инновационные процессы / Л.А. Громова, М.В. Жарова, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын. – СПб.: РГПУ, 2008. – 211 с.

В настоящее время происходит общемировой процесс диверсификации образования. В Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО выделены формальные (ФО), неформальные (НФО), информальные и несистемные составляющие образования и обучения [4, с. 11–12]. Несмотря на разграничения классификации ЮНЕСКО, и в документах и в исследованиях даются несовпадающие трактовки, как видов образования, так и их содержания. Различия между ФО и НФО постепенно размываются, «искусственное разделение формального и неформального образования нарушает целостность образовательной системы» [5, с. 32]. НФО всегда является дополнительным к ФО. Целевая аудитория, организационные формы, способы валидации НФО существенно зависят от регионального и национального контекста. ЮНЕСКО определяет целями НФО повышение уровня его доступности, противодействие этнической и гендерной дискриминации, ликвидацию неграмотности, развитие санитарно-гигиенического просвещения. Четко прослеживается направленность НФО на решение проблем Юга.

НФО в странах Западной Европы имеет многовековую историю. В развитых странах Запада НФО начало складываться в систему, совпадающую с декларациями ЮНЕСКО только на уровне базовых идей. Традиционный европейский подход к НФО обусловлен концепцией непрерывного образования, образования в течение всей жизни LLL (Lifelong Learning), ориентирован на образование взрослых. Наибольшего развития этот подход достиг в странах Северной Европы, где НФО получает финансовую поддержку государства. Организационной формой НФО в Северной Европе являются народные школы, которые распространены также в Германии и Голландии. В народных школах сосредоточено также детское дополнительное образование (ДО), НФО молодежи, семейное образование и т.п. В развитых странах реализуется подход LLL для людей старшего возраста, связанный, прежде всего, демографическими проблемами. Это университеты «третьего возраста», поддерживаемые правительствами государств, в которых существует система народных школ, а также Великобритании, Франции, США, Китая, Японии, Южной Кореи. Традиционный американский подход к НФО основывается на идеях Д.Дьюи об обучении как средстве опытного познания. Трансформация общества, возрастающая познавательная активность людей требуют расширения спектра образовательных услуг. В США формируется сеть организаций, ведущих бизнес в сфере НФО. Частично перекликаясь с университетами «третьего возраста», эти организации ориентированы на активных людей «второго возраста» – от 25 до 60 лет. В последних документах Совета Европы прослеживается конвергенция с американским подходом к НФО с превалированием социально-политических мотивов над бизнесом. Большая роль в НФО отводится волонтерскому движению. Молодежь нуждается в актуальном образовании, которое позволяет сразу реализовать профессиональные, творческие и финансовые амбиции. Учреждения НФО в состоянии удовлетворить эту потребность быстрее, чем институты ФО. Наиболее активные представители молодых поколений стремятся к совмещению ФО и НФО.

Формирование отечественной системы НФО обусловлено, прежде всего, фактом отсутствия этого термина в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. В отечественных исследованиях и в практической деятельности НФО наметилось три основных направления. Первое направление связывает НФО с образованием взрослых, решая проблемы встраивания НФО в систему ДО, в том числе в систему повышения квалификации. К сфере НФО взрослых отнесены народные школы, семейное образование, образовательно-просветительские программы театров, библиотек, музеев, других учреждений культуры и досуга, образовательный туризм. Второе направление трактует НФО расширительно как ДО, и укладывает в его рамки всю внешкольную образовательную деятельность обучающихся, совместные семейные программы для детей и взрослых. В настоящее время это направление регулируется «Концепцией дополнительного образования детей», утвержденной Правительством РФ 04.09.2014. В этом документе хотя и упоминается НФО, но все перечисленные выше направления деятельности отнесены к сфере ФО. Третье направление связано с европейским пониманием НФО как инструмента молодежной политики. Такие программы НФО реализуются на базе молодежных союзов, а также центров молодежного инновационного творчества и фаблабов. Фаблаб – инновационная структура, соединяющая научные, производственные, образовательные составляющие и бизнес. Развитие образовательных программ позволяет отнести фаблабы к учреждениям НФО. Деятельность фаблабов не получила освещения в научной литературе, есть попытки рассматривать ее в рамках «Концепции дополнительного образования детей».

Кооперация ФО и НФО является насущным направлением трансформации образовательных систем [5, с. 84]. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) развивает идеи сопряжения ФО и НФО на базе стратегического партнерства с Университетом Лейбница, Ганновер, Германия (LUH). Международные студенческие проекты – одна из форм стратегического партнерства. Проектная деятельность способствует формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, в первую очередь, межкультурных, которые являются ключевыми компонентами интернационализации студенчества, а значит, и повышения качества выпускников [2]. Выполнение трех таких проектов предполагает реализацию совместных образовательных программ: «Russia Today / Germany Today» [3], «Наши университеты» [1], «International design project». Рассмотрим модель сопряжения программ ФО и НФО, реализованную в «International design project», который выполняется инициативной группой преподавателей и студентов LUH и Фаблаб Политех, и связан с проектированием и производством бытовой техники. Участники в течение 3 месяцев выполняют разработки в группах, общаясь дистанционно. Предусмотрены две очные недельные сессии, оформленные как программы ДО. В Фаблаб Политех они имеют статус международных сезонных школ. Молодые люди, школьники и студенты, не только выполняют инженерно-технические проекты, но и слушают лекции российских и зарубежных преподавателей и специалистов-практиков. В LUH совместная сессия является программой ДО, реализуемой только для участников «International design project».

Таким образом, НФО расширяет и дополняет возможности ФО по повышению качества высшего образования.


Библиографическая ссылка

Краснощеков В.В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 29-30;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10096 (дата обращения: 21.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074