Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Стукаленко Н.М. 1 Устажанова Н.А. 1 Лаврик Р.А. 1
1 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации молодых специалистов // Психологические исследования: электронный научный журн. – 2011. – № 4(18).
2. Володина Н.В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. – М.: Эксмо, 2009.
3. Stukalenko N.M. et al. About preparation of future teachers for application of innovative study technologies Life Science Journal – 2013 (11s): 205–207. – New York, USA, (Thomson Reuters). http://www.lifesciencesite.com. 23.
4. Stukalenko N.M., Ermekova Zh.K. et al. Implementation of competence approach in the professional education of prospective teachers in the higher education conditions // International Review of Management and Marketing, ISSN: 21464405 – Turkey (Scopus). – 2016, 6(S3). – http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2209/pdf.

В настоящее время адаптация молодых педагогов является сложной проблемой не только в психолого-педагогическом аспекте, но и социальном. По сравнению с другими специальностями, государство выделяет большой процент грантов на педагогические специальности, однако многие успешные выпускники университетов впоследствии не становятся учителями не только ввиду недостаточных мотивационных факторов, но и неудачной адаптации, имеющей значительную роль в профессиональном самоопределении.

Профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и нормативов эффективности труда, при этом адаптация это не процесс освоения профессии, адаптация включает в себя принятие новых правил, ценностей, существующих в коллективе, и отличающихся от тех, которые имеет начинающий педагог. Адаптация непосредственно связана с отношениями в коллективе, от того будет ли коллективом оказана соответствующая поддержка, зависит продолжительность адаптации. Мотивационные факторы имеют не последнюю роль в успешной адаптации учителей, при этом существует прямая зависимость мотивации от адаптации, а создание условий, способствующих адаптации, повышает мотивационный фон. Так, у еще не определившегося в профессиональном выборе выпускника вуза при успешных адаптационных условиях может возникнуть внутренняя мотивация к педагогической деятельности.

По данным Т.А. Панковой [1], адаптация может происходить посредством отрицания, (когда сотрудник не принимает установленные правила организации); приспособленчества (изменяет себя под эти правила); маскировки (конформизм); адаптивного индивидуализма (принятие только тех ценностей, которые являются таковыми). По мнению Н.В. Володиной, молодой специалист при освоении профессиональной сферы проходит два уровня адаптации: профессиональный и социально-психологический [2]. Профессиональный уровень адаптации – это непосредственно сама деятельность, которой человек будет заниматься для успешного прохождения этого уровня. По окончании вуза выпускник должен иметь полное представление о своей профессиональной деятельности. Социально-психологический уровень адаптации представляет собой комплекс внешних и внутренних факторов, таких как влияние коллектива, отношение администрации, удовлетворенность деятельностью, мотивация.

Ознакомившись с подходами ряда ученых (М.А. Дмитриева, О.С. Махалюк, А.Ю. Шалыто, А.Ф. Фидпер, К. Томас, К. Шрайнер и др.) к проблеме социально-психологической адаптации, мы выделили следующие критерии, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в процессе социально-психологической адаптации молодых педагогов. Рассмотрим подробнее эти критерии и показатели социально-психологической адаптации: 1 критерий адаптации – отношение к руководству; показатели – эмоциональная поддержка со стороны руководителя, заинтересованность мнением молодого педагога, отношение коллектива к новому педагогу с пониманием; 2 критерий адаптации – отношение к коллективу; показатели – помощь при решении педагогических задач, напряженные или дружеские взаимоотношения между старыми и молодыми членами коллектива, помощь коллектива в проявлении личной инициативы и развитии способностей; 3 критерий адаптации – отношение к самому себе; показатели – физическая напряженность, степень увлеченности работой, уровень спокойствия и сосредоточенности на рабочем месте; 4 критерий адаптации – отношение к труду (удовлетворенность работой); показатели – степень удовлетворенности работой, степень удовлетворенности условиями труда, степень удовлетворения работой своих интересов, склонностей. Соответственно, эффективность адаптации во многом зависит от уровня восприятия педагогом своей индивидуальности, самоконтроля и самооценки; несформированность данных показателей становится препятствием к успешной адаптации в профессиональной деятельности.

Для успешной адаптации молодому педагогу нужно многое усвоить в профессиональной деятельности. Требования к качественному усвоению знаний и умений неуклонно растут, соответственно необходим постоянный мониторинг уровня профессиональной подготовки. Важное значение для подготовки будущих учителей имеют исследования по инновационной педагогике, в которых рассматриваются вопросы разработки и апробации новых технологий обучения [3]. Современный учитель должен не только уметь преподавать свой предмет, но и владеть инновационными технологиями, творчески применять их в конкретной образовательной области. В этих условиях стоит задача подготовки не просто учителя, а исследователя, новатора и экспериментатора, способного к творческим поискам, критической оценке педагогического материала, способного к адаптации в инновационном образовательном пространстве и постоянным обновлениям. Готовность учителя к педагогической деятельности – это сложное интегративное профессионально значимое качество личности учителя, сущность которого составляет система специальных профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность выполнения деятельности по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе. Такое понимание готовности учителя к педагогической деятельности лежит в основе современной профессиональной подготовки, которая должна сформировать компетентного педагога.

В современной профессиональной концепции [4] утверждается, что компетентным специалистом может считаться самореализующаяся личность, ответственная за организацию собственной деятельности; человек, вооруженный когнитивными навыками самообучения. Это личность, способная действовать в группе и коллективе, решать новые задачи на основе рефлексии и творчества; личность, имеющая широкий опыт применения полученных и самостоятельно добытых знаний; личность, нацеленная на образование на протяжении всей жизни; владеющая основами профессиональной культуры как личностно значимым качеством, обеспечивающим эффективное, рациональное, взвешенное взаимодействие с профессиональной средой. Для реализации этого система образования должна обеспечить высокое качество подготовки, ценность которого оценивается социальной и профессиональной успешностью выпускника.

Таким образом, признание в свете глобальных трансформаций современного общества необходимости формирования компетентных выпускников, готовых успешно пройти адаптацию, позволяет считать профессиональное образование наиболее значимой, многовекторной, актуальной формой самореализации современного человека.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Устажанова Н.А., Лаврик Р.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 32-33;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10098 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674