Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ШКОЛА НАУЧНОГО ДИЗАЙНА» С ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОМПОНЕНТОМ

Ткалич С.К. 1
1 Институт искусств Московского педагогического государственного университета
1. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – 2015. – № 1. – С. 27–31.
2. Жердев Е.В., профессор, доктор искусствоведения Академии им. С.Г. Строганова. Метафорическая образность в дизайне: монография. – 2004.
3. Коновалова А.В., Ткалич С.К., Ушкова Н.В. Символы современной проектной культуры в контексте научного дизайна // НИЦ «АЭТЕРНА». VII Международная научно-практическая конференция «Инструменты современно научной деятельности». 10.11.2015. Сборник. – Режим доступа [email protected].
4. Кулешова О.Д. Статья. УДК 378.124;147. Аксиоморфологический подход к разработке обучающего модуля «Фрактальная графика» // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – № 6.
5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И. Дистанционный образовательный сервис: разработка обучающей методики на основе концептуальной системы сбалансированных блоков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – № 3 (105). – С. 4–9.

Статья поясняет авторский ключ активизации исследовательской деятельности педагогов и студентов. Образовательный сервис вуза должен опираться на комплекс научно-экспериментальных лабораторий. Организация лаборатории с гуманитарно-художественным компонентом требует специальной консультации. Мы предлагаем модуль «Школа научного дизайна» с методологической матрицей. Освоение методологической матрицы гарантирует специфику формирования новой компетенции с масштабно-региональным кругозором. Матрица представлена в виде дидактических блоков «Иерархия методов».

Цитата: «В своем выступлении министр образования РФ Д. Ливанов предложил вузам для улучшения своих позиций и повышения востребованности у абитуриентов активнее развиваться в области научных исследований и привлекать иностранных студентов» (апрель 2016).

Актуальность темы подтверждается необходимостью создания условий для активизации исследовательской деятельности педагогов и студентов. Аксиоматично, что вуз с гуманитарно-художественным компонентом образовательного сервиса должен иметь комплекс научно-экспериментальных лабораторий. Каждый студент с первого курса должен иметь возможность выбора научного руководителя и лаборатории.

Практика показывает, что организация научно-экспериментальной лаборатории, планирование поэтапной динамики и показателей результативности требует специальной консультации. В этой связи появляется потребность в специалистах достаточно специфической квалификации: «научный консультант» в структуре учебного заведения.

Каждое учебное заведение имеет свой контрольный пакет, где заложены основные базисные нормативы траектории образовательного сервиса. Каждая выпускающая кафедра соблюдает доверенный ей Руководством вуза норматив профессиональной подготовки выпускников на основе утверждённого комплекса обучающих модулей. Следовательно, организация научной лаборатории, направленность исследований студентов под руководством педагогов должны укладываться в «демаркационный контур» специальности.

Уточним, что функция деятельности «научного консультанта» распространяется не только на студентов, магистрантов, аспирантов, но и на профессорско-преподавательский состав, на Руководство учебным заведением. Основная задача «научного консультанта» состоит из трех блоков: кураторский, экспертный, консультативный.

Кураторский блок. На этом уровне научный консультант должен:

1 – поддерживать инициативу кафедр и отдельных педагогов по организации исследовательского маршрута;

2 – поддерживать идеи краткосрочных экспериментальных проектов;

3 – обеспечить равные условия для демонстрации исследовательских результатов;

4 – важным показателем деятельности научного консультанта, на наш взгляд, можно выдвинуть организацию сетевого функционала научно-экспериментальных лабораторий или секций, закрепленных за кафедрами. Хотя данный фактор полностью не зависит от деятельности научного консультанта;

5 – для популяризации научно-исследовательского вектора образовательного сервиса необходимо организовать информационный стенд с показателями успешности не только выпускников, но и студентов всех курсов.

Экспертный блок. Важным показателем деятельности научного консультанта мы выдвигаем экспертизу результатов научно-экспериментальной деятельности для корреляции с первоначальным план-проектом. Результат эксперимента непредсказуем, он может приумножить методический фонд кафедры или уклониться в сторону.

В гуманитарно-художественных вузах сегодня, на наш взгляд, не будет продуктивным жесткий контроль над этапами эксперимента, результатом исследовательской деятельности. В идеале студенты, аспиранты и должны пополнять базис новым когнитивным знанием, который нельзя запланировать заранее.

Но задача научного консультанта состоит в том, чтобы оказать помощь в научной формулировке полученного результата, уточнить научные понятия, конкретизировать триаду «идея – процесс поиска – конечный результат» исследовательской деятельности студента, аспиранта. Экспертиза необходима в процессе просмотров дипломных работ, где важным показателем исследовательской аккуратности и информационной эстетики (достоверности) является научный инструментарий введения, заключение и список литературы, поясняющий предпочтения автора работы.

Научный консультант должен выявить и дифференцировать успешные результаты и традиционные, что очень важно для научного рейтинга не только выпускающей кафедры, но и вуза с гуманитарно-художественным компонентом образовательного сервиса.

Консультативный блок. После экспертизы важно организовать консультации для студентов, авторов исследовательского результата, и отдельно для педагогов. Практика показывает, что сегодня педагоги бакалавриата не затрагивают научный концепт дипломного проекта. Мы не оспариваем педагогический модуль подготовки ВКР бакалавра. Но если мы организуем в структуре образовательного сервиса такие условия, когда каждый студент с первого курса имеет возможность выбора научного руководителя и лаборатории (смотри начало нашей статьи), то выпускная квалификационная работа должна демонстрировать логическую формулу научного концепта, отражающего специфику исследования в лаборатории, под руководством профессора – лидера научной школы.

Время безликости и усреднённости студентов и педагогов проходит. Научно-технологическому прорыву в нашей стране нужны ступени динамического продвижения, ступени формируют активные участники проектов. Формирование таких ступеней начинается с первого курса при условии возможностей выбора научной лаборатории.

Как видим, демаркационная линия профессиональной компетентности научного консультанта очерчивает и формирует особый статусный набор знаний, навыков применения методов экспертизы специального назначения.

Рассмотрим опыт реализации стратегии и тактики экспериментально-творческой лаборатории в формате сектора «Школы научного дизайна». Необходимо отметить, что стратегия и тактика Школы научного дизайна согласованы с руководством Института искусств и первоначально была предложена как вспомогательный сектор для укрепления основ научного показателя в выпускных работах.

Стратегия – блочный план деятельности с 2013 по 2016 гг. Включает в себя организационные блоки с реальным показателем результатов:

1 блок – масштабный охват студентов для привлечения к подготовке научных статей. Результат – ежегодное участие в секции на Форуме РАЕ;

2 блок – организация конференций с участием студентов, магистрантов, аспирантов. Результат – сборники конференций.

Тактика – гибкая модель корреляции выпускных квалификационных работ с потребностями:

а) образовательного учреждения с гуманитарно-художественным компонентом и научным показателем успешности выпускников;

б) школы научного дизайна, внедряющей принцип научной логики и информационной эстетики исследовательской деятельности студентов.

Принципиальным девизом Школы научного дизайна мы выдвигаем показатель сбалансированного подхода выпускника к демонстрации гуманитарно-художественных знаний и компьютерных технологий в едином проектном предложении.

Специфика методологической константы. Проектно-целевой подход позволяет укрупнить маршрут исследовательской деятельности по принципу «интеграции многовекторных тактик». Удалось реализовать в формате дипломных проектов:

1) вектор «Деревянное зодчество России: остроги и крепости Сибири»: 10 проектов /2007 год, МГУКИ, кафедра дизайна;

2) вектор «Международный фестивальный проектный модуль». В объективе дизайнеров: Индия, Нигерия, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Финляндия/специалитет, 2013 год, МГГУ им. Шолохова, кафедра дизайна;

3) вектор «Иллюстрация легенды по мотивам народов Крайнего Северо-востока России»: 4 проекта/бакалавриат, 2015 год, Институт искусств МПГУ;

4) вектор «Евразийская координата России»: 10 плакатов для фестивальных декад/2015 год. Магистратура, Институт искусств МПГУ;

5) вектор «Обучающие модули для магистратуры «дизайн мультимедиа»: 3 проекта, 2015 год. Магистратура, Институт искусств МПГУ (тема 1 «Жанровый подход к сценарию мультимедиа»/автор ВКР Л.Семенова; тема 2 «Разработка приложения для музея «Садовое кольцо»/автор ВКР М. Флейтман; тема 3 «Фрактальная гафика»/автор ВКР О.Д. Кулешова.

Результатом исследовательского маршрута мы выдвигаем конструкцию методологической матрицы. Матрица включает в себя следующие методы, взаимосвязанные иерархическим соподчинением (таблица).

Универсальный модуль № 1

«Освоение и структуризация знаковой системы художественно-графических достижений конкретного ареала».

Иерархия 1

1. Прагматико-семиотический метод

2. Дивергентно-семиотический метод

3. Таксономический метод

4. Информационно-логистический метод

Обучающий модуль № 2

для дизайнеров-графиков

«Интеграция природного и культурного наследия конкретного ареала в композиции объемного объекта» (арт-объект, костюм)

Иерархия 2

1. Прагматико-семиотический метод

2. Дивергентно-семиотический метод

3. Метод детализации маркеров

4. Метод метафорической образности

5. Метод орнаментальной композиции

6. Метод сюжетной композиции

Обучающий модуль № 3

для дизайнеров-графиков «Иллюстрация легенды на основе изучения и интерпретации природного ландшафта и художественно-графических, орнаментальных достижений конкретного ареала»

Иерархия 3

1. Прагматико-семиотический метод

2. Дивергентно-семиотический метод

3. Метод детализации графических, орнаментальных достижений конкретного ареала

4. Метод детализации маркеров бытовой культуры конкретного ареала (зарисовки, фотофиксация)

5. Метод авторской стилизации маркеров конкретного ареала

6. Метод равновесия маркеров природного и культурного ландшафтов конкретного ареала в сложной сюжетной композиции

Обучающий модуль № 4

для магистратуры мультимедиа

«Локализация мультимедийного продукта»

Иерархия 4

1. Сценарий – логика разворачивания рассказа из эпизодов

2. Локализация – конкретизация ареала действия

3. Метод детализации графических, орнаментальных достижений конкретного ареала

4. Метод детализации маркеров бытовой культуры конкретного ареала (зарисовки, фотофиксация)

5. Метод авторской стилизации маркеров конкретного ареала

6. Метод равновесия маркеров природного и культурного ландшафтов конкретного ареала в сложной сюжетной композиции

Обучающий модуль № 5

«Тренинговый комплекс: уникальная графика»

Иерархия 5

1. Метод сочетания 4-х графических фактур уникальной графики (тема: автопортрет)

2. Метод «приём скетча» – набросок сюжетной композиции как отражение устного поэтапного описания события (тема: легенда для взрослых, сказка для детей)

3. Метод «приём метафоры» в пластической комбинации букв (слово-образ-конструкция)

4. Метод «приём веерной конструкции» (слово, уникальная графика, способы крепления и функциональной динамики)

Обучающий модуль № 6

«Разработка авторского логотипа в 3-х измерениях: буквенный, образный, конструктивный объемный (макет)»

Иерархия 6

1. Зарисовки как поэтапный переход от идеи к объемному макету

2. Логотип «аббревиатура»

3. Логотип «образ»

4. Логотип «объемная конструкция»

5. Демонстрационный макет

В заключение мы подчеркиваем важность внедрения методологической матрицы с гуманитарно-технологическим и культурологическим компонентом в обучающие программы подготовки дизайнеров для сбалансированной компетентной подготовки, учитывая приоритеты 21 века: информационный формат делового, научного, коммуникативного, образовательного общения, агрегации инфо-таксонов и тематических контентов.

Показателем выпускной работы, на наш взгляд, должны быть не только визуальные составляющие дипломного проекта, но также точная научная формулировка новизны на пересечении этих составляющих в виде триады:

● гуманитарно-культурологическая;

● квалификационно-семиотическая;

● информационно-технологическая.

В результате успешной демонстрации сформированной квалификационной триадной компетентности можно говорить о психологической подготовленности выпускника к профессиональной реализации в масштабно-региональных проектах Российской Федерации.

Таким образом, стратегия и тактика «Школы научного дизайна» является важным вспомогательным квалификационным и информационно-агрегативным механизмом на современном этапе повышения качества подготовки выпускников в российских вузах.


Библиографическая ссылка

Ткалич С.К. ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ШКОЛА НАУЧНОГО ДИЗАЙНА» С ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОМПОНЕНТОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 36-39;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10101 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674