Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Ермакова К.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Cмысл, 2002.
2. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
3. Алтухова Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 1. – С. 270–274.
4. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. – 2007.
5. Бубновская О.В. Когнитивный фактор и проблема аномального поведения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы всерос. науч. конф. – М.; Пенза, 2001. – С. 151–155.
6. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2005. – 24 с.
7. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). – М.: Когито-центр, 2005.
8. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык: пер. О. Исаковой, М. Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – № 1.
9. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Vol. 27, № 13 А. – Р. 48–52 DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.11.
10. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // The International Scientific-Practical Conference on the Humanities and Natural Science ISPC 2013 (26 December, 2013). Printed and Bound by Berforts Information Press Ltd, UK. – Р. 230–236.

В данной работе рассматриваются особенности подросткового возраста, отмечается значимость развития коммуникативных умений и эмпатии личности, оценивается сдвиг значений уровня эмпатии «до – после» психокоррекционной программы.

Человек, являясь социальным существом, ощущает сильную потребность в общении с другими людьми, которая имеет развитие от простой коммуникации к глубокому личностному самораскрытию и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности [1].

Успешное общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативной компетентности личности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего возраста.

Подростковый возраст является критическим в становлении личности [6, 10]. И.М. Юсупов характеризовал его, как период маргинальной социализации, когда подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [2, 3].

Н.К. Крупская также подчеркивала критическое течение подросткового периода, описывая его как «самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст» [4, с. 156].

Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [7, с. 143]. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности [5, 9].

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Эмпатия, как личностное образование, достигает явно выраженного уровня именно в подростковом возрасте и стимулирует развитие социального поведения в дальнейшей жизни.

Феномен эмпатии тесно связан с эмоционально-познавательными и психологическими качествами личности и проявляется прежде всего в общении, в реализации его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон.

Эмпатия является сложным явлением, которому трудно дать одно определение. Большинство авторов считают, что начальной точкой может служить утверждение Джорджа Герберта Мида о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, это подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [2, с. 28].

Изучая психологическую литературу, можно сделать вывод о том, что эмпатия является ведущей социальной эмоцией, и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Как свойство личности она часто выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важную роль в нравственном развитии человека [8].

Целью социально-психологического исследования является развитие эмпатии и коммуникативных умений младших подростков посредством психокоррекционной программы.

Гипотеза исследования – психокоррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных умений, повышает уровень эмпатии подростков.

Выборка исследования – учащиеся 6 класса Международной лингвистической школы (г. Владивосток) в количестве 20 человек.

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова предлагалась учащимся до и после прохождения развивающей программы. Данная методика позволяет оценить уровень эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4 и при ответе: «да, всегда» – 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

С целью учета личностных особенностей подростков проведена диагностика типа темперамента с помощью теста А. Белова и акцентуаций старшеклассников с помощью опросника К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Продолжительность психокоррекционной программы – в течение четверти с периодичностью раз в неделю по 40 минут. Программа включала разминку, упражнения, направленные на развитие эмпатии, коммуникативных умений и навыков общения.

По результатам диагностики у большинства испытуемых присутствуют явные акцентуации характера. Испытуемые имеют типы акцентуаций: 9 из 20 эмотивный, экзальтированный и гипертимный типы акцентуаций. У 2 циклотимный, у 5 демонстративный, у 3 испытуемых встречается возбудимый тип у 1 регидный и педантичный типы акцентуаций. У двоих испытуемых акцентуации отсутствуют.

Зная отдельные черты, можно соотнести их между собой. Сочетание демонстративных и педантичных черт у акцентуированных личностей не встречается, так как они противоположны друг другу по одной сфере реакций. Так, для демонстративной личности в состоянии аффекта показательны внезапные действия по типу короткого замыкания, в то время как педантичные личности медлительны, нерешительны.

Сочетание у акцентуированной личности застревающих и демонстративных черт часто ведет к честолюбивым устремлениям. При таком типе акцентуации реакции несостоятельности практически не имеют места.

Анализируя полученные данные по типу темперамента, отметим, что холерический тип темперамента преобладает у двух испытуемых (10 %), что может говорить о повышенной возбудимости, порывистых действиях, резкости и стремительности движений, силе, импульсивности, яркой выраженности эмоциональных переживаний.

Сангвинический тип темперамента преобладает у пяти подростков (25 %), что свидетельствует о быстрой приспосабливаемости к новым условиям, легком схождении с людьми, общительности. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.

Флегматический тип темперамента преобладает у десяти испытуемых (50 %). Новые формы поведения у таких людей вырабатываются медленно, но являются стойкими. Они обладают медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивые и упорные, они редко выходят из себя, не склонны к аффектам, рассчитав свои силы, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать.

Меланхолический тип темперамента преобладает у трех испытуемых, обладающих высокой чувствительностью (15 %). У них присутствует глубина чувств при слабом их выражении. Им свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный и ответственный.

Сопоставив результаты по типу темперамента и акцентуациям характера, следует отметить, что и с меланхолическим типом темперамента, и с сангвиническим испытуемым могут быть свойственны одни типы акцентуаций.

Анализируя результаты диагностики до проведения психокоррекционной программы по методике, направленной на выявление уровня эмпатии, отметим, что наименьший процент из общей выборки (17 %) составляют испытуемые с высоким уровнем эмпатии. Наибольший процент от общего числа испытуемых (54 %) составляют те, кому свойственен низкий уровень эмпатии. Средний уровень эмпатии характерен для 29 % младших подростков.

Преобладающий уровень эмпатии у испытуемых является низким.

После проведения программы, направленной на развитие эмпатии, ее уровень изменился в лучшую сторону, то есть низкий уровень эмпатии составили 39 % испытуемых, высокий уровень – 30 % и средний уровень – 31 % подростков.

Для выявления статистически значимых изменений уровня эмпатии обратимся к критерию Фишера, результаты представлены в таблице.

Результаты сравнительного анализа с помощью критерия Фишера

Уровень эмпатии

Доля испытуемых, %

Значение φ

Уровень значимости

До

После

Низкий уровень

54

39

2,135

p ≤ 0,05

Высокий уровень

17

30

2,341

p ≤ 0,01

Средний уровень

29

31

0,311

Статистически не значимо

Делая вывод, можно отметить, что уровень эмпатии у испытуемых вырос, доля лиц с высоким и средним уровнями развития эмпатии выросла с 46 до 61 %. Гипотеза о том, что уровень эмпатии после проведения психокоррекционной программы повысится, подтверждена.

Коммуникация в целом является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет как к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, так и к развитию личности подростка.


Библиографическая ссылка

Ермакова К.В. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 48-51;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10106 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674