Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Чеканин И.М. 1 Лаптева Е.А. 1 Калинченко Е.И. 1 Сорокина Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
Выпускная квалификационная работа является основным видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений, практического опыта, а так же оценки сформированности общих и профессиональных компетенций. В статье обозначены этапы процесса подготовки дипломных работ, выделены проблемы, а также рассматриваются пути решения часто встречающихся трудностей для участников образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования.
форма аттестации
выпускная квалификационная работа
оценка знаний
медицина
1. Доника А.Д. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. – 78 с.
2. Доника А.Д. Формирование профессиональных компетенций на этапе обучения в медицинском колледже / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А.Лаптева //В кн. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием. – Москва, 2015. – С. 28–41.
3. Егорова И. О., Неврюзина Г. О. Применение формирования единой научной темы при создании выпускной квалификационной работы в Астраханском базовом медицинском колледже // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 264–267.
4. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Выпускная квалификационная работа – один из методов самореализации будущего специалиста / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 369–370.
5. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по специальности Стоматология ортопедическая / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 203–204.
6. Мандриков В.Б. Система взаимодействия медицинского колледжа с работодателями по формированию профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена/ В.Б. Мандриков, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева, Е.И. Калинченко // В сб. Медицинское образование в ХХI веке: традиции и инновации: материалы ХХ межрегиональной учебно-методической конференции. – Архангельск, 2015. – С. 60–63.

Система среднего профессионального образования в нашей стране вот уже несколько лет претерпевает сложные преобразования, адаптируясь к новым рыночным отношениям. Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту в условиях постоянно меняющихся потребностей в той или иной профессии. Меняются цели современного образования, акцент переносится на формирование компетентности. Введение ФГОС 3 поколения абсолютно приближает подготовку специалистов к условиям современного рынка труда. Целью введения ФГОС 3 поколения явилось приближение образовательных услуг к реальным требованиям работодателей. Теперь именно работодатели определяют направление работы учебного заведения от рецензирования программ профессиональных модулей до обязательного участия в проверке освоения профессиональных и общих компетенций.

Одна из главных задач среднего профессионального образования заключается в формировании компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В современных условиях предъявляются высокие требования к студентам и выпускникам, которые из пассивных потребителей знаний должны перейти в разряд активных их творцов, умеющих формулировать проблему, анализировать пути ее решения, искать способы разрешения проблемы и доказать ее правильность.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников СПО, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;

– Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям по конкретным специальностям, а так же готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является формой государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.

Задачами ВКР являются:

– систематизация, закрепление, углубление и расширение практического опыта, умений и теоретических знаний по дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, умение применять их при решении частных научно – исследовательских и практических, профессиональных задач;

– формирование навыков самостоятельного проведения научного исследования и экспериментирования, использования справочной, нормативной документации;

– развитие умения изучать, анализировать, обобщать литературные источники и материалы исследования;

– развитие умения логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разработанных в ВКР вопросов; приобретение выпускниками опыта – письменного изложения полученных и умения аргументировано отстаивать и защищать свою позицию;

– развитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы, ответственности, организованности;

– подготовка выпускника к работе по специальности.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.

Медицинский колледж ВолгГМУ является структурным подразделением факультета довузовского образования Волгоградского государственного медицинского университета. Обучение в колледже проводится по 4 специальностям «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация», «Сестринское дело».

Особенностью реализации образовательных программ среднего профессионального образования является участие в учебном процессе профессорско-преподавательского состава 46 кафедр, с использованием материально-технического и учебно-методического потенциала всех подразделений университета.

Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс, включающий ряд мероприятий:

– разработка тематики ВКР;

– назначение научных руководителей ВКР;

– ознакомление руководителей с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;

– проведение собрания студентов – выпускников для ознакомления с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты ВКР;

– разработка и утверждение календарного плана выполнения ВКР;

– контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;

– корректировка дипломных работ;

– разработка процедуры, критериев и показателей оценки ВКР;

– проведение предварительных защит ВКР;

– подготовка отзыва руководителя о дипломной работе;

– рецензирование работы рецензентом;

– организация защит дипломных работ на заседаниях ГЭК согласно графику.

Для организации и проведения ГИА в колледже разработаны положения «О порядке проведения государственной итоговой аттестации» и «О выпускной квалификационной работе студентов», постоянно ведется серьезная методическая работа. Для студентов и руководителей дипломных работ подготовлены методические рекомендации по организации выполнения и защиты ВКР. Для преподавателей выпускающих кафедр организуются семинары по методологии написания дипломных работ.

Двухлетний опыт организации и проведения защит ВКР в нашем колледже позволил проанализировать проблемы, которые предстоит решать в дальнейшем.

Анализ замечаний и рекомендаций председателей и членов государственных экзаменационных комиссий, результатов опроса студентов и преподавателей-руководителей ВКР с целью оценки сложностей, с которыми они столкнулись в процессе планирования, выполнения и защиты дипломных работ позволили выделить ряд часто встречающихся проблем.

Трудности у студентов в процессе подготовки ВКР чаще были связаны с выбором темы, поиском материала и его критическим анализом, с планированием деятельности по написанию работы, с представлением результатов собственных исследований, с грамотной формулировкой логически обоснованных выводов, предложений и рекомендаций, структурированием и оформлением работы согласно требованиям. В процессе защиты дипломных работ у выпускников был отмечен недостаточный опыт публичных выступлений.

В процессе подготовки дипломной работы студентом значительная функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научный руководитель должен выяснить степень подготовленности студента к разработке выбранной темы, помочь в определении цели и задач дипломной работы, дать рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников.

Так как большинство руководителей дипломных работ являются ассистентами и доцентами профильных кафедр университета, это имеет ряд преимуществ и поэтому проблемы, с которыми столкнулись руководители, касались в основном сложности организации исследовательской деятельности на базах практики, правильности формулировки тем и низкого уровня мотивации студентов.

В связи с выявленными проблемами были скорректированы методические рекомендации по подготовке и защите ВКР с внесением примеров оформления индивидуального плана-задания, отзыва и рецензии на дипломную работу.

Руководителям ВКР рекомендовано обратить внимание на формулировку тем дипломных работ, которые должны соответствовать тематике одного или нескольких профессиональных модулей, на умение выпускников работать с поиском нормативной документации, научных исследований в области организации профессиональной деятельности, в том числе в электронных источниках, так же обязательно использовать сайты профессиональных сообществ. В индивидуальном плане-задании необходимо не только фиксировать выполнение или невыполнение студентом в срок этапа работы, но и вносить краткие замечания, если они имеются. Это позволит в дальнейшем в отзыве на дипломную работу дать всестороннюю объективную оценку деятельности студента при подготовке ВКР. Подготовительный этап (изучение и анализ источников литературы, подготовка обзора) лучше начинать до преддипломной практики, что позволяет сэкономить время для проведения практической (исследовательской) части.

Научный руководитель должен выполнять систематическое руководство и консультацию студентов.

С целью создания условий для проведения исследований, выполнения практической части дипломной работы, были подготовлены и разосланы письма на базы преддипломных практик с просьбой о содействии в проведении практической части ВКР.

Для оценки работы с позиций практической значимости обязательным условием является привлечение в качестве рецензентов представителей от работодателей.

Выпускающим кафедрам рекомендовано проводить предзащиты дипломных работ, приглашать студентов младших курсов к участию в открытых заседаниях ГЭК по защитам дипломных работ, что, безусловно, способствует их мотивации к работе над выпускной квалификационной работой.

Студентам всех курсов рекомендовано, активно участвовать в научно-исследовательской работе научных кружков кафедр медицинского университета, в конкурсах и конференциях, иметь публикации студенческих научных работ для дальнейшего использования результатов в подготовке ВКР.

Выполнение дипломных работ в Медицинском колледже ВолгГМУ позволяет использовать возможности всех подразделений медицинского университета (учебно-производственная аптека, клиники).

Основным источником учебной, научной и методической информации является Фундаментальная научная библиотека ВолгГМУ. Библиотечный фонд содержит необходимое количество основной, дополнительной литературы и периодических изданий по специальностям среднего профессионального медицинского образования. Для студентов в свободном доступе имеется возможность работать с электронной библиотекой издательства «ГЭОТАР-Медиа».

Выводы

1. Использование кадрового, научного, информационно-методического потенциала медицинского университета является несомненным достоинством для повышения качества выполнения дипломных работ.

2. Анализ результатов выполнения и защит студентами дипломных работ позволил выявить проблемы и определить рекомендации по оптимизации данного вида работы.

3. Итоговая аттестация в форме защиты ВКР даёт прекрасный опыт самостоятельной работы студентов, позволяет интегрировано выявить сформированность общих и профессиональных компетенций, и свидетельствует о подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Данная образовательная технология обеспечивает индивидуальный маршрут обучения и способствует повышению качества подготовки специалистов.

Выполнение ВКР способствует систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений, практического опыта, а так же оценки сформированности общих и профессиональных компетенций.


Библиографическая ссылка

Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И., Сорокина Е.В. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 34-37;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10349 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674