Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО» КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Затямина Т.А. 1
1 ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
В статье актуализируется внимание на культурно-образовательную практику как инновационную форму организации образовательной деятельности. Ее своеобразие раскрывается через понимание целостности человека как смыслового центра культуры. Рассматриваются ценностно-смысловые и технологические характеристики реализации предметной области «Искусство» как культурно-образовательной практики. Культура определяется как ее смысловой центр, что обусловливает ценностно-смысловые установки педагогической деятельности, интерпретацию содержания, представленное в произведениях искусства, формы и способы художественно-учебной деятельности детей в реализации предметной области «Искусство». В статье представлена двухкомпонентая технологическая структура культурно-образовательной практики, включающая статичный и динамичный компоненты. Раскрываются содержательные характеристики всех элементов технологической структуры. В каждом из элементов выделены особенности, характерные для реализации содержания предметной области «Искусство». Обозначены формы культурно-образовательных практик, в которых может быть представлена предметная область «Искусство».
культурно-образовательные практики
образовательная деятельность
целостный человек
ценности
культурные ценности
технологическая структура
1. Бердяев Н.А. Проблема человека. К поиску христианской антропологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1936_408.html (дата обращения 23.06.2016).
2. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Лосский Н.О. – YMCA PRESS Paris, 1931.
3. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1935.
4. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная практика. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/15/1214861318/Flier.pdf (дата обращения: 24.06.2016).
5. Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей: от образа к атрибутам и модусам. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Philosophia/4_125991.doc.htm. (дата обращения: 24.06.2016).

Практика современного общего образования находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности, которые бы детям помогли адаптировать содержание образования, осваиваемое в школе, к реалиям их жизнедеятельности. Для реализации предметной области «Искусство» этот вопрос крайне важен. К сожалению, сегодня, как со стороны родителей, так и со стороны школы нет запроса на художественное образование. Вместе с тем, для детей общение с искусством значимый факт, о чем свидетельствуют проведенные нами специальные опросы школьников. Однако, их художественные приоритеты очень изменчивы. Поддержание интереса в общении с искусством во многом зависит от того, видят ли дети его присутствие в своей жизни.

Цель освоения искусства в общем образовании связана, прежде всего, с развитием и воспитанием человека, а не с подготовкой музыканта или художника. Искусство научает человека видеть мир в его глубинном измерении, художественные формы деятельности целостно развивают личность. Общение с искусством научает человека особому дыханию жизни, наша душа то замирает, то парит, перенося нас в иное измерение бытия. Как сделать, чтобы искусство не осталось только учебным предметом, чтобы оно стало в жизни детей «силой родственного внимания» (М.М. Пришвин). Однако на всякое искусство и не все формы общения с искусством благотворны для человека, этот результат может быть не сиюминутным, а отсроченным. Поэтому, необходимо детей необходимо научать общению с искусством.

Прагматичный взгляд самой школа, родителей на содержание образования, ограничивает общение детей с искусством. Поэтому, перед учителем искусства стоит сегодня важная проблема, как сделать, чтобы и родители, и школа поддержали стремления детей к общению с миром искусства. К сожалению, в деятельности педагога искусства есть проблемы либо сугубо теоретического отношения к освоению содержания предметной области «Искусство», либо утилитарного. Поэтому, есть необходимость в поиске форм, которые позволяют школьникам увидеть искусство как неотъемлемую часть своей жизни.

Философское знание обосновало две формы взаимоотношений человека с миром, теория и практика. В теории отношения выстраиваются как умозрительные, в практике – реальные. Сегодня в образовательной деятельности выделяют такие практики: инновационные, антропопрактики, социокультурные, гуманитарные, культурные. Каждая из них раскрывает те реалии, в которых реализуется сегодня образование. Возможности их неодинаковы, но предназначение едино, создать условия для осуществления деятельного, активного взаимодействия детей с миром. С.Л. Рубинштейн разрабатывая свою субъектно-деятельностную концепцию делает фундаментальный вывод о том, что у детей практические действия есть первая форма мышления. «Непосредственно реально соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, оно является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем» [3].

Субъектное начало, определяющее условие практики. Субъект практики это совместно-действующая группа (коллективный субъект). В практиках интересы каждого из субъектов объединяются, совмещаются, став интересом групповым. Помимо педагога и детей в образовательные практики могут быть вовлечены родители, другие взрослые, совместная деятельность является определяющим фактором их взаимодействия. В числе художественных форм деятельности есть таковые, которые по своей сути являются групповыми, коллективными, например, музыкально-исполнительские: хоровое пение, музыкально-инструментальное исполнительство. В отечественной образовательной практике эти формы художественной деятельности признаны как мощнейшее средство воспитания. Так, музыкальная мысль в хоровом исполнении является результатом коллективного художественного творчества. Его характерной чертой можно считать взаимодействие певца и хора, как элемента и целого. Объединение индивидуальностей певцов даёт не сумму их, а создаёт новое качество, принадлежность к которому испытывают все участники хорового коллектива. Основой взаимоотношений всех участвующих в хоровом пении является переживание, восходящее на уровень духовного чувства. Хоровое пение будет выполнять свои функции в таком понимании только при условии, если оно для детей станет одной из бытийных потребностей.

Совокупность содержания предметных областей это дидактически переработанный мир культуры. С этих позиций можно говорить о том, что основная функция образования заключена в возможности детям войти в мир культуры, ведь культура «не наследуется генетически, а только методом обучения и она обязательно аксиологична в своем мироощущении» [4]. Каждая предметная область это определенная грань мира культуры. Содержание предметной области «Искусство» дает возможность установить деятельное, практическое взаимоотношение с миром художественной культуры, явленного нам в произведениях искусства. В ходе освоения этой предметной области учащиеся овладевают и особой формой человеческой деятельности – художественной, в разных ее видах, музыкальной, изобразительной и т.д. Для образовательной деятельности ее эмерджментный характер является универсальным средством развития личности. Ввиду своего особого характера, искусство и художественная деятельность детей в различных ее видах в образовательном процессе не замыкается только в предметной области «Искусство». Как воссоединить разрозненную представленность искусства в образовательной деятельности?

Одним из видов образовательной практики являются культурно-образовательные практики. Здесь человек раскрывается во всей своей целостности, как духовно-душевно-телесная сущность (Н.А. Бердяев, В.И. Слободчиков), как «человеческое в человеке», как «Образ и подобие». «Человек целостный в его глубине и его внутреннем существовании неуловим» [1]. При этом, внутренние силы человека становятся генераторами его внешних действий. Соответственно, педагогические действия учителя искусства должны быть направлены на активизацию именно этих сил.

Целостный человек является смысловым центром культуры. Культура, как творение рук человеческих, связана с Образом, в одухотворении Которого она находится. Поэтому, исходя из ОБРАЗного начала, если этот Образ Божественный, культура становится условием возвышающим человеческую целостность. Исходя из Божественного Образа, интерпретируются и ценности культуры, как «единичный вещественный объект, обладающий ясно определенными признаками и существующий независимо от наблюдателя. Объект имеет владельца, но обладает свойствами жизненной значимости, или универсальной (выдающейся универсальной) ценности» [5]. Ценности культуры, наполняющие мир художественной культуры, это и содержание, и ценностные ориентиры деятельности субъектов культурно-образовательных практик. С какими культурными ценностями будут общаться дети, таких результатов их изменений можно ожидать, при этом, эти результаты будут не мгновенными, а отсроченными. Соответственно, на школу и на учителя ложится ответственность какое ОБРАЗование получат дети.

Перейдем теперь от абстрактной всеобщности культурно-образовательных практик к ее инструментальным характеристикам. Культурно-образовательные практики в образовательной деятельности это совокупность различных условий, дающих возможность получить творческий опыт взаимодействия человека с миром. Создавая технологическую конструкцию культурно-образовательных практик, мы опирались на системно-деятельностный подход, как определяющий для современной образовательной деятельности. Рассмотрим технологические компоненты культурно-образовательной практики, что позволит проектировать их в образовательной деятельности, в том числе выстраивать реализацию содержания предметной области «Искусство».

Как система практика включает два основных компонента: статичный и динамичный. Статичный компонент говорит о тех основаниях, на которых строится практика, динамичный – показывает, по каким правилам осуществляется деятельность каждого из субъектов практики в их взаимодействии. Представляя статичный компонент, мы будем опираться на разработанную Н.В. Кузнецовой структуру педагогической деятельности, включающую три элемента: конструктивный, организационный и коммуникативный. Особенность данной модели в том, что каждый ее элемент, выделен исходя из функциональных видов педагогической деятельности. Учитывая то что педагогическая деятельность может выстраиваться в различных образовательных моделях (знаниевой, гуманистической, гуманитарно-антропологической), мы сочли необходимым при технологическом рассмотрении культурно-образовательных практик включить еще один ценностно-целевой элемент. Коротко охарактеризуем, как через призму этих компонентов и элементов раскрывается культурно-образовательная практика.

Ценностно-целевой элемент. Он дает представление об основной идее культурно-образовательной практики. Идея раскрывается во взаимообусловленности двух сторон: на каких ценностных основах будет выстраиваться культурно-образовательная практика, и какие образовательные результаты будут достигнуты. Выбор ценностных основ составляет мировоззренческий базис культурно-образовательной практики, ибо «всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них».

На какие же ценности должна быть ориентирована образовательная деятельность педагога искусства в разработке культурно-образовательных практик? Для предметной области «Искусство» как и для других предметных областей содержания образования, мировоззренческим базисом должны стать ценности, укорененные в духовной культуре отечества. Согласно классификации, предложенной Н.О. Лосским, ценности могут быть положительными, приближающими нас к абсолютной полноте бытия и отрицательными, отдаляющие от нее. Отрицательными автор называет ценности относительные, «которые в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло» [2]. Нужно ли опираться на такие двуликие ценности? Ответ очевиден. Соответственно, именно положительные ценности должны стать мировоззренческим базисом культурно-образовательных практик.

Понимание искусства не проверяется научными формулами, оно исходит из ценностных основ на которые опирались авторы, создавая свои произведения. Соответственно не все произведения искусства могут быть включены в содержание образования. Интерпретируя задачи образования с позиции ценностей абсолютных, мы будем иметь ясное представление и о результатах. Так, ясными для инструментально-педагогической реализации в предметной области «Искусство» становятся такие задачи как воспитание чувства патриотизма, творческое развитие личности и т.д., сформулированные в ФГОС ООО.

Конструктивный элемент охватывает различные аспекты профессионального труда учителя, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Данный элемент связан с отбором, структурированием, дидактической переработкой содержания культурных ценностей, согласующегося с содержанием и задачами предметной области «Искусство»; планированием организационно-педагогических условий (урок, внеурочные формы), выбором методических средств организации деятельности детей, отбором материально-технических условий; выбором (если это предполагается) механизмов включения в практику родителей, социальных партнеров.

Ограниченное время, отводимое искусству в содержании образования не позволяет, например, за один урок завершить работу над картиной, исполнить музыкальное произведение в оркестре, услышать характерные черты эпохи барокко в музыке И.С. Баха и т.д. Практика, творческого общения с искусством имеет свои, не укладывающиеся в школьное расписание, законы. Соответственно, чтобы искусство в образовании осваивалось как «живое, образное» а не как научная дисциплина, нужно создавать соответствующие условия.

Организационный элемент отвечает на вопрос, какие действия должны быть предприняты и в какой последовательности для организации деятельности субъектов практики? Здесь, могут быть выделены логические шаги, для каждого шага определяется содержание, действия взрослых и детей. Могут быть выделены ситуации, как деятельно-смысловые центры культурно-образовательной практики. По своей форме это кратковременные периоды взаимодействия учителя и детей, в которых решаются задачи тактического характера. Логика реализации ситуаций может иметь различную последовательность.

Организация деятельности субъектов практики зависит от того к какому художественно-продуктивному и личностному результату мы хотим прийти. Для предметной области «искусство» во внеурочной деятельности специфичным является: объединение детей в разновозрастные группы, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности детей, включение в практики профессиональных художников, актеров, творческие коллективы.

Коммуникативный элемент связан с определением средств взаимосвязи между участниками культурно-образовательной практики. Так, в проектных формах организации определяющим условиям является художественный продукт, в клубных формах – художественные интересы участников. В данном элементе находят отражение и механизмы для установления взаимоотношений между всеми субъектами, включенными в культурно-образовательную практику, т.е. личностный интерес к взаимодействию с ценностями культуры, самоактуализация, межличностное общение, чувство ответственности и т.д.

Динамичный компонент может быть представлен через структурные элементы деятельности субъектов культурно-образовательной практики: цель – средства – процесс – результат.

Цель. Пространством поиска и определения цели культурно-образовательных практик является взаимодействие школьников с культурными ценностями. Следует различать цель учебную и педагогическую. При определении учебной цели необходимо учитывать имеющийся опыт общения школьников с культурными ценностями, что выражается в их ценностно-смысловом восприятии, умении выстраивать взаимоотношение, используя различные способы и формы художественной деятельности. Учебные цели направлены на установление различных взаимосвязей совместно-действующей группы, т.е. коллективного субъекта с культурными ценностями. Цели педагогические это действия учителя направленные на изменения учеников. Действия педагога связаны с научением, открытием, приобщением, поиском и т.д.

В определении учебных целей можно ориентироваться на содержание предметной области «Искусство» обозначенное в ФГОС ООО. Можно найти новые развороты в предлагаемых содержательных линиях. Учителю необходимо помнить об эмоциональном воздействии искусства, соответственно очень бережно на каждом возрастном периоде нужно работать с эмоциональной сферой детей.

Средства, для детей они определяются тем или иным видом художественной деятельности. Важно в образовательном процессе чтобы дети осваивали различные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной и т.д., накапливали опыт их осуществления в различных условиях и с различным содержанием. Накопление опыта осуществляется через освоение действий, входящих в содержание той или иной деятельности. Так, дети не овладеют музыкальной деятельностью, если не освоят различные способы звукоизвлечения, не овладеют изобразительной деятельностью, если не научаться видеть свойства различных цветов и т.д.

Средства учителя это его педагогический инструментарий, какие он применяет технологии, методы, приемы, техники для организации деятельности детей. Если действия учителя направлены на трансляцию информации, а не на организацию деятельности детей, практика может не состояться.

Процесс. Данный элемент показывает логические шаги деятельности каждого из участников совместно-действующей группы во взаимодействии с объектами культурно-образовательной практики. Опыт художественной деятельности детей не одинаков. Поэтому есть общая стратегия осуществления культурно-образовательной практики, и есть путь каждого, индивидуальный образовательный маршрут.

Результат деятельности субъектов культурно-образовательных практик двусоставен. Внутренний результат – изменение личностных качеств школьников, что может быть выражено в пережитых чувствах, именно в них будут явлены ценности, с которыми дети соприкасались. Пережитые чувства «имеют первенсвующее практическое значение как возможное руководство нашего поведения» [2]; в рефлексивных оценках пережитого, прожитого события. Внешний результат – реальный, объективно-существующий, продуктивный, видимый, осязаемый, художественный. Внутренний результат является определяющим в этой паре, т.к. именно личность творит ценности культуры и является их высшим критерием. Личностные качества определяются в соответствии с ценностными основами, которые стали мировоззренческим базисом культурно-образовательной практики.

Основываясь на данной технологической конструкции, мы можем проектировать различные формы культурно-образовательных практик, руководствуясь основными принципами системности, деятельного участия, культуросоОБРАЗности. Такими формами в предметной области «Искусство» могут стать: учебный проект, арт-событие, образовательное путешествие, хоровой собор, учебно-творческие состязания и т.д. Реализация предметной области «Искусство» как культурно-образовательной практики позволяет перевести в иное качественное состояние встречу детей с миром художественной культуры.


Библиографическая ссылка

Затямина Т.А. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО» КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 20-24;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10409 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674