Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КАЗАХСКИХ РАССКАЗАХ

Абдикалык К.С. 1 Жумакаева Б.Д. 1 Кожекеева Б.Ш. 1 Панзабек Б.Т. 1
1 Казахский государственный женский педагогический университет
1. Шаймерденов С. Сборник избранных сочинений. – Алматы, 2011.
2. Муртаза Ш. Сборник сочинений в 6 т. – Алматы: Казыгурт, 2002.
3. Жунисов С. Неизгладимые следы. – Алматы: Жазушы, 1968.
4. Муратбеков С. Запах полыни. – Алматы: Жа-зушы, 1979.
5. Магауин М. Сборник сочинений. – Алматы: Канагат, 2002.

В данной статье разносторонне будет рассказано о произведениях на тему войны казахских писателей, как С. Шаймерденов, Ш. Муртаза, С. Жунисов, С. Муратбеков, М. Магауин. В работе дается анализ не только с тематическо-идейной точки зрения, но и осмысливается мастерство писателей в создании монолитных образов. Раскрывается своеобразная ценность художественных рассказов, заставляющих читателей думать.

В 1960–1980 годы казахская проза была обогащена с жанровой, стилевой, идейно-художественной стороны, она вступила в стадию своего интенсивного развития. Художественные рукописи талантливых писателей, ставших старшим поколением, создавшим своеобразное наследие того периода, чье творчество несет в себе основной груз современной казахской прозы, стали общим достоянием казахского художественного слова. Например, рассказы казахских писателей, какСафуан Шаймерденов, Шерхан Муртаза, Сакен Жунисов, Сайын Муратбеков, Мухтар Магауин и др., отличаются тем, что они описывают события как есть, реально, не преувеличивая и не умоляя события. Мы хотим рассказать о произведениях этих писателей, которые затрагивают тему войны.

В рассказе С.Шаймерденова «Алтын сагат» («Золотые часы») описывается горькая, но правдивая история, которая имела место в годы Великой Отечественной войны. Мысль писателя передана через диалогическую беседу двух пассажиров, отправившихся на дальную дорогу. Три дня эти люди ехали, даже не познакомившись, но их внимание потянула к себе и заставила познакомиться совершенно чужих людей простая вещь – часы. Рассказ ведется от первого лица. Персонаж произведения, увидев старые часы «Павель Буре»в руках соседа, который сначала был нелюбезен с ним, начинает рассказывать свою историю.

Герой рассказа, который как зеницу ока хранил часы отца «Павель Буре», оставленные ему на память как завет, в трудные дни беспрерывных военных действий, потерял эти часы, во время одного из ожесточенных боев увидел эти самые отцовские часы в мешке боевого товарища, который был почти его другом, Туйемойына. В мешке, случайно попавшем ему в руки, нашлось много таких ценных часов. Тγйемойын, не стеяняясь и ни капли не чувствуя угрызения совести, рассказал, что их он снял из рук погибших солдат, что по приезду домой он их продаст и построит дом, таким образом разбогатеет. Его поступок удивил героя рассказа.

Тγйемойын даже другу, не сразу дал эти часы «Павель Буре». «Если тебе так нужно, найди золотые часы и отдай мне, а я тебе отдам эти часы», – сказал он. Прошло несколько дней, после одного из боев, где советские солдаты добились победы, наш персонаж начинает искать золотые часы в руках погибших солдат. Его цель – найти часы и отдать Туймемойыну, чтобы он передал ему часы «Павель Буре», который не отличался от подарка отца. В этот момент он видит мертвого Туйемойына. Вот так погиб Тγйемойын, который собирал часы в руках мертвых солдат и хотел разбогатеть за счет них, когда вернется домой [1; 184]. Писатель описывает это событие с большим мастерством. В рассказе видна человеческая натура главного героя. Он не берет часы. Он хоронит Туйемойына, а все его часы ставит рядом с ним. После этого случая он дал себе слово, никогда не носить часы.

В этом рассказе автор изобразил реальный образ мещанина, который даже во время кровопролитных боев, во время горя и бед, умер, думая о собственной выгоде. События, дейтвия людей не оставляют равнодушным никого, кто его читал. Правда и то, что образ Туйемойына, без зазрения совести собирающего часы в руках своих же товарищей, павших смертью храбрых в битве за Отечество, вызывает отвращение в сердцах читателей. Творец этого рассказа через этот образ сильно критикует моральное обнищание, подлость и мещанство.

В целом писатель этим своим рассказом на тему войны хочет доказать, что вещи, имущество ничего не стоят перед человеческой жизнью, честью, совестью и моральными качествами. Главное богатство, главное достояние человека –это всегда высокий моральный дух, человечность, совесть и честь. Вот что пропагандирует писатель.

В рассказах Ш. Муртазы описаны реальные события, связанные с жизнью и бытом казахских аулов, все стороны общей человеческой психологии, жизни в тылу в годы Великой Отечественной войны. В его рассказах благодаря мастерству писателя можно увидеть настоящую жизнь, описанную художественным языком.

Главный герой рассказа «41-жылгы келіншек» («Женщина 41-го») – Хадиша. Когда муж Максут вместе со всеми ушел на фронт, она была молодой женой, которой было всего восемнадцать лет. Вот закончилась война, все, кто остался жив, вернулись с фронта домой, а от ее мужа не было никаких вестей. Она не хочет верить в то, что он погиб, и одна живет в его доме и ждет его. Когда она уже выдала замуж дочь Жанар, она хочет ее забрать с собой, чтобы одна не оставалась. Но и тогда она была против, не хотела оставлять дом Максута без хозяина. Так она долгие годы верно ждет своего мужа, отправившегося на защиту Родины, посвятив ему всю свою молодость.

События, происходящие в рассказе, передаются через сон главного героя. Хадиша во сне видит Максута, молодого, какого она провожала на войну, и рассказывает ему все испытания, все горе, все беды, выпавшие ей на долю [2; 301]. А муж почему-то не переходит через порог, стоит у двери, и она, разозлившись,так сильно кричит на него, что сама со страхом просыпается от своего голоса. Хадиша, удивившись, что муж во сне совсем ничего ей не ответил, продолжает жить дальше с надеждой на будущее, неся груз молодой вдовы.

Здесь писатель простым языком изображает не только образ одной Хадишы, он этим реально рассказывает о жизни, трудной доле, горе женщин-вдов. Образ Хадишы передан мастерски правдиво и живо.

Среди рассказов о жизни в тылу в годы Великой Отечественной войны С. Жунисова возьмем его произведение «Мγгедек» («Инвалид»). Духовный мир героя, его душевные переживания, отношение к изображаемому самого автора призывает читателей к рассудительности. Конечно, читатель может подумать, что разговор идет об инвалиде, потерявшем один из органов человеческого тела [3; 28]. Но рассказ не о физической инвалидности, а об инвалидности морально обнищавщих людей с низким кругозором, мещанским мировоззрением.

Читая рассказ, думаешь, ломаешь голову, как же можно наказать Хикмета, который, не оказав помощи, без сожаления оставил своего друга в руках врага. Автор тоже хочет поделиться с читателями по этой позиции. Писатель ставит рядом физическую инвалидность и духовную инвалидность. Кто из них по-настоящему инвалид? Судьба Хикмета в конце рассказа дает ответ на этот вопрос. На Хикмета смотрит и жалеет его только пустой перрон. Его никто не встретил.

Писатель в этом рассказе, заставляя признать свою вину жестокого бесчеловечного человека, который оставил своего друга в руках врага в годы войны, преподает урок будущему поколению. Он разоблачает индивидуалистов как Хамит, который думает только о себе, о своем благополучии. Итак, это произведение С. Жунисова о Великой Отечественной войне не только рассказывает о трудностях военных лет, о горе и бедах, выпавших на долю простого человека, но и имеет огромное воспитательное значение.

Читая рассказ известного писателя С. Муратбекова «Жусан иісі» («Запах полыни»), болит душа за народные страдания, за судьбы людей, которые были разбиты в результате страшной войны. Главный герой произведения – мальчик по имени Аян. В рассказе описана трудная и жалкая жизнь круглой сироты, оставшегося без родителей и бабушки [4; 160]. Главной причиной этой страшной трагедии явилась страшная и жестокая война. Видим все испытания, которые пришлось пережить этому маленькому существу.

Аян – чувствительный, простосердечный мальчик с фантазиями. Когда с фронта пришло письмо с черной вестью о смерти отца, он перед людьми не показывает слез, держится как взрослый мужчина, это говорит о его сдержанности и терпении, силе характера. В рассказе видно, что он, рассказывая другим детям разные истории, сказки, успокаивает себя. Когда скучает по отцу, он плачет, но слезы свои не показывает никому. Это образ мальчика, который верил в то, что от отца исходил запах полыни, значит от него тоже исходит этот же запах полыни. Вот такие детские поступки, детская вера и его чувства изображены реально. Этот рассказ писателя показывает, как рано взрослели дети военных лет, как они стойко переносили все тяготы, которые им пришлось испытать уже в детстве.

В этом рассказе реально передана жизнь села в тылу, то есть то, как матери ждали своих сыновей, как молодые женщины с тоской молили бога о возвращении мужей, как дети ждали своих отцов, моля только о том, чтобы они вернулись живыми. Терпение Камар, которая в лютый мороз во время перевозки урожая в буранный день, обморозила ногу, которая сетовала не на то, что болят ноги, что может остаться инвалидом, а за то, что не едут сани, что не сможет довезти зерно, заставляет задуматься читателей. Автор через образ Камар создал типичный образ казахских женщин тех суровых лет.

М. Магауин в рассказе «Бір атанын балалары» («Дети одного рода») рассказывает о судьбе детей-сирот, привезенных в годы войны в село. В село привезли шестерых детей – сирот разных национальностей, родители которых погибли во время войны.Для сельских жителей, которые потеряли своих сыновей, братьев на войне, не чуждались детей-сирот. Люди, кто потерял сына, кто мужа, кто брата, готовы были взять этих детей к себе домой, как родных. Но среди них был мальчик немецкой национальности, его никто не хотел брать. Причина ясна, если сказать словами Дауренбека, даже те, кто хотел взять мальчика с «плохой наследственностью», боялись людских разговоров. Но среди собравшихся старик Ахмет рискнул все-таки взять на воспитание Зигфрида Фольфганга Вагнера [5; 480].

Старик Ахмет делает обрезание немецкому мальчику по мусульманскому обычаю, дает ему свою фамилию, и он становится Зекеном Ахметовичем Бегимбетовым, этот поступок тоже заставляет читателя задуматься. Главная ценность – не национальность, а человечность, гуманность человека. Человек с высокой моралью, с развитым духом – духовная ценность общества. Старик Ахмет не побоялся людской мольбы, он взял немецкого мальчика, чтобы доказать это.

Среди шестерых детей, привезенных в село, особенна судьба Якова. Якова прозвали в селе Жакыпом, но он долгое время не мог привыкнуть к казахскому аулу. Ищещь основу главного решения художника, что же хотел он показать образом этого осторожно смотрящего на все подозрительного мальчика. Сакыпжамал, которая взяла на воспитание Жакыпа, умирает, попав под косу машины. Но этот случай не поранил душу мальчика. Он все время думал только о городе. По словам геологов, весь рай в городе. Яков уходит вместе с ними, устраивается на работу. Писатель образом Якова старается приблизить городскую культуру к жизни сельских жителей. Но Яков женится в селе и навсегда остается в селе, это тоже решение писателя. Яков-Жакып гуманность и человечность, единство и взаимопонимание ищет в селе.

Концепция писателя известна. Значит, духовную чистоту, человеческие ценности, здравомыслие и понимание можно найти в селе, на родной земле.

Подведя итог, можно сказать, что в рассказах, посвященных теме Великой Отечественной войны, реально и художественно переданы все трудности, выпавшие на долю мирного казахского народа, судьбы молодых вдов, детей, оставшихся сиротами.


Библиографическая ссылка

Абдикалык К.С., Жумакаева Б.Д., Кожекеева Б.Ш., Панзабек Б.Т. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КАЗАХСКИХ РАССКАЗАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 12-14;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10528 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674