Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ОБЩЕКЛИНИЧЕСКАЯ» У СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Блинова В.В. 1 Субботина В.Г. 1 Сушкова Н.В. 1 Якубенко В.В. 1 Хупсергенова М.С. 1
1 ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
1. Весна Е.Б. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ / Е.Б. Весна, А.И. Гусева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
2. Гладилин Г.П. Компетентностный подход как основополагающий в организации и проведении производственной практики студентов / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, Н.В. Красникова, Т.А. Перминова, И.В. Терентьев // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 11. – С. 46.
3. Гладилин Г.П. Особенности организации учебной и производственной практики студентов при переходе на образовательный стандарт нового поколения / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 79-80.
4. Гладилин Г.П. Возможности использования элементов дистанционного образования во время учебной и производственной практик в медицинском вузе / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 10. – С. 114.
5. Гладилин Г.П. Особенности организации образовательного процесса при применении сетевых форм реализации программ учебной и производственной практик / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, Н.А. Клоктунова, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2. – С. 135-136.
6. Кочева М.А. Научно-исследовательская работа студентов в вузах России / М.А. Кочева // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 9. – С. 25-26.
7. Сушкова Н.В. Роль симуляционного оборудования в процессе освоения практических навыков в клинике внутренних болезней / Н.В. Сушкова, В.Г. Субботина, В.В. Блинова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 1-1(57). – С. 64-67.

Новые Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса.

Учебная практика студентов является неотъемлемой качественной составляющей учебно-воспитательного процесса вуза, одним из важным критерием при аттестации, а также логичным продолжением учебного процесса [3].

В Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского при переходе на ФГОС 3+ по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 «Лечебное дело» (квалификация: врач общей практики) на 3-м курсе в 6 семестре в 2016 году была впервые введена новая учебная практика «Общеклиническая». Цель учебной практики «Общеклиническая» состоит в профессионально-практической подготовке обучающихся, ориентированной на углубление теоретических знаний и закрепление у студентов практических умений и компетенций в области методики системного обследования больного; лабораторных и инструментальных методов диагностики; основных клинических симптомов и синдромов; оказания больным первой доврачебной помощи при возникновении неотложных состояний. Данная учебная практика выполняет интегративную роль между теоретическими курсами клинических дисциплин («Пропедевтика внутренних болезней», «Общая хирургия», «Сестринское дело») и производственной практикой в 8 семестре «Помощник врача стационара – хирурга, акушера-гинеколога».

Продолжительность учебной практики в соответствии с ФГОС3+ 12 дней (72 часа), дополнена самостоятельной работой студентов (36 часов), а завершается зачетом с оценкой. При разработке рабочей программы по учебной практике «Общеклиническая» совместно с сотрудниками отдела учебной и производственной практики были выделены следующие этапы: подготовительный (организационная лекция), учебный (обучение студентов «у постели больного», самостоятельная работа студентов), аттестация практики (зачет с оценкой).

На организационной лекции студентам разъясняются цели и задачи практики, дается информация о компетенциях (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные), которые должны будут сформироваться и укрепиться в период практики, а также предоставляются данные об учебном этапе и аттестации практики [2]. Для удобства восприятия студентами особенностей новой практики на портале ответственной кафедры пропедевтики внутренних болезней, отдела учебной и производственной практики размещены: рабочая программа, образец дневника учебной практики, ситуационные задачи, темы рефератов, перечень практических навыков, которыми должен овладеть студент, вопросы для подготовки к аттестации. Предоставление подробной информации о проводимой практике в сфере интернета способствует более быстрой адаптации студентов на практике и соответственно повышению уровня знаний [1, 4]. На организационной лекции в том числе выдаются направления студентам в городские больницы Саратова, с которыми Саратовский медицинский университет имени В.И. Разумовского заключил договора на проведение практики, принимая во внимание заинтересованность студентов в месте прохождения практики [5].

Во время учебного этапа учебной практики «Общеклиническая» студенты работают в качестве помощника фельдшера под контролем руководителя практики и врача в отделениях терапевтического (6 дней) и хирургического профиля (6 дней). Учебный этап помимо непосредственной обучающей работы в отделении включает самостоятельную работу студентов (ведение дневника, решение ситуационных задач, написание реферата, подготовка к аттестации практики). В период практики ведется дневник, в котором отражается повседневная работа, связанная с:

– проведением осмотра пациентов (опрос и выделение основных жалоб, выявление особенностей анамнеза заболевания, факторов риска; проведение общего осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерение артериальное давление, определение пульса и его характеристик, частоты дыхания);

– умением дать клиническую оценку полученным результатам обследования и сформулировать при помощи врача предварительный диагноз,

– умением составить план дополнительных лабораторно-инструментальных исследований и консультаций специалистов, а также составить план лечения.

Ежедневно студент должен проводить осмотр как минимум одного пациента и оформление в дневнике карты стационарного больного. Стоит отметит, что в период учебного этапа студенты повторяют ранее пройденные на учебной практике «Уход за больными» и производственной «Сестринское дело» сестринские манипуляции и закрепляют эти знания путем участия в их проведении и описания техник выполнения в дневнике. Дневник учебной практики ежедневно проверяется руководителем практики, что способствует повышению ответственности, заинтересованности в овладении практическими навыками, появлению уверенности при их проведении.

Ситуационные задачи решаются самостоятельно студентами с последующим обсуждением с руководителем практики, что позволяет выявить пробелы в знаниях студентов и в дальнейшем акцентировать внимание на данных моментах. Мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала завершаются написанием реферата по типу обзорной статьи, что позволяет максимально всесторонне охватить ранее полученные знания и сделать данную практику более насыщенной и интересной [6].

В конце учебного этапа руководитель практики дает характеристику студенту, в которой отражаются данные о том, в каком отделении студент проходил практику и в какой период времени, уровень его теоретической подготовки и степень мастерства при выполнении практических навыков, тема реферата и уровень ее раскрытости, личностные особенности. Данная характеристика подписывается руководителем практики и заведующими отделений, в которых студент проходил практику.

Последний этап практики «Общеклиническая» – аттестация тесно переплетается с учебным этапом, во время которого идет непрерывная подготовка к сдаче зачета, отметка о котором заносится в зачетную книжку.

Следует отметить, что при проведении данной практики преподаватели столкнулись со следующими трудностями: во-первых – малая продолжительность практики (12 дней), в связи с чем студенты испытывают трудности при оформлении дневника и написании реферата. На наш взгляд оптимальная продолжительность данной практики должна быть не менее 18 дней (3 недели). Во-вторых – недостаточное количество выделенных на проведение практики сотрудников в качестве руководителей практики, в виду того, что данная практика предусматривает контроль за обучением в отделении за каждым студентом, в отличии от производственной практики, где не возможно такое пристальное внимание и руководство проводиться заочно, например, в случае прохождения практики за пределами г. Саратова и Саратовской области.

Основным положительным моментом учебной практики «Общеклиническая» явилось, то что студенты получили большой опыт общения при обучении и работе как с пациентами, так и с медицинским персоналом (врачами, медицинскими сестрами), которого им очень не хватало в процессе обучения на клинических кафедрах в течение IV, V, VI учебных семестров. Это связано с тем, что на кафедрах пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии, являющихся начальными и в то же время базовыми звеньями в освоении методик обследования пациента, в связи с увеличением количества студентов в группах (до 20-24), возникают трудности в обучении «у постели больного». И это связано не только с ограничением учебного времени, но и отказом пациентов от общения со студентами. С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (No 323-ФЗ от 21.11.2011). В статье 77 пункт 6 сказано, что при оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от их участия. Новый закон в сочетании с отсутствием положения о клинической больнице, ранее регламентировавшим клиническую практику учащихся, существенно затрудняет процесс прикладной подготовки специалистов. Пациент, как потребитель медицинских услуг, имеет право отказаться от участия и даже присутствия студентов в процессе диагностики и лечения. Согласно приказу Минздравсоцразвития № 30 от 15.01.2007 г. «…к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на тренажерах (фантомах)…». Нами проведен опрос 86 студентов 3 курса медицинского университета с целью выявить мнение студентов о необходимости работы в симуляционных классах. Только 46 % (!) опрошенных отметили целесообразность занятий на тренажерах, отмечая при этом преимущество работы на фантомах на 1-2 курсах при изучении нормальной анатомии, физиологии. Все опрошенные студенты 6 курса (96 человек) отметили, что после посещения симуляцоннных классов на 3, 4, 5, 6 курсах увеличилась эффективность усвоения навыков практических манипуляций, закрепились теоретические знания, полученные ранее. Таким образом, студенты старших курсов уже более мотивированы в изучении как манипуляций, так и в освоении диагностических навыков в симуляционном междисциплинарном центре. Они уже имеют теоретическую подготовку, владеют практическими навыками, отработали виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний. Путем работы приближенной к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства) они совершенствуют навыки работы с оборудование, пациентом, навыки работы в команде [7]. Во время летней практики «Общеклиническая» студенты повторяют, соверенствуют под контролем руководителя практические навыки, что дает им право в дальнейшем быть более подготовленными к прохождению в 8 семестре производственной практики «Помощник врача стационара – хирурга, акушера-гинеколога».

Таким образом, учебная практика «Общеклиническая» выполняет роль промежуточного звена между всеми пройденными клиническими дисциплинами на первых трех курсах и производственной практикой, а также между «сестринской» и «врачебной» практикой. Следовательно, учебная практика, в том числе «Общеклиническая», является одним из основных средств формирования профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых студентам для дальнейшей успешной практической и научной деятельности.


Библиографическая ссылка

Блинова В.В., Субботина В.Г., Сушкова Н.В., Якубенко В.В., Хупсергенова М.С. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ОБЩЕКЛИНИЧЕСКАЯ» У СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С. 243-245;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10660 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674