Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ О РЕФЛЕКСИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX-ГО ВЕКА

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: комплексная концепция // Философия образования. – 2006. – № 1 – С. 43–49.
2. Кузнецова А.Я. Рефлексивный характер развития интеллекта // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 131.
3. Лепский В.Е. Лефевр и рефлексия // Рефлексивные процессы и управление. – 2006. – Т. 6. – № 1. – С. 26–38.
4. Семенов И.Н. Роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в научном изучении рефлексии и становлении рефлексивной психологии. – 2006. – Т. 6. – № 1. – С. 44–50.

Важным элементом жизнедеятельности современного общества становится его духовная составляющая, во многом представленная сознанием, его содержанием и деятельностью [1]. Внимание современной философии науки направлено на рефлексию, как один из элементов деятельности сознания [2]. Концептуализация учения о рефлексии в России во второй половине XX-го века инициирована интеллектуальным подъёмом, проявившемся в МГУ в 50–60-х гг. XX-го века. В результате научно-философских разработок, зачатки которых появились в дискуссиях молодых ученых, были созданы труды по рефлексии В.А. Лефе?вра, Н.Г. Алексеева, Г.П. Щедровицкого, В.А. Розова, И.С. Ладенко, Г.Л. Смоляна, А.Ф. Трудолюбова, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина, И.Н. Семёнова, В.Е. Лепского и др.

Развитие естественнонаучного варианта учения о рефлексии представлено в фундаментальных трудах В.А. Лефевра по рефлексивной психологии. Парадигмально родственные ему естественнонаучные и социотехнические варианты отечественных концепций рефлексии созданы В.А. Розовым, И.С. Ладенко, Н.Г. Алексеевым и Г.П. Щедровицким. Концепции психологии рефлексии, разработанные на основе соответствующей логико-математической верификации, реализованы в практике рефлексивного управления (Г.Л. Смолян, В.Е. Лепский, А.Ф. Трудолюбов и др.). Позже И.Н. Семёновым был разработан гуманитарно-культурологический вариант рефлексивной психологии.

Рассмотрение формирования направлений отечественной рефлексивной психологии связано с историей Московского методологического кружка (ММК) МГУ. История обсуждения и формирования представлений ММК о рефлексии связана с яркими личностями и содержательными личностно-интеллектуальными научными конфликтами. Формирование оригинальных трактовок рефлексии исследователями, вступающими между собою в непримиримый конфликт перед тем, как сойтись в общих концепциях, живо запечатлено в истории идей ММК.

Влади?мир Алекса?ндрович Лефе?вр – психолог и математик, создатель концепции рефлексивных игр и «исчисляемой психофеноменологии» разработал в области социотехнических наук междисциплинарное логико-психологическое направление исследований рефлексии [3, с. 29], используя в конце 20-го века с целью математизации сознания алгебру. Философия Лефевра основывается на предположении единства природы человека и природы Космоса, на вере в наличие некоторых всеобщих и всеохватных универсалий, универсальных констант мироздания, задающих условия существования мира.

Георгий Петрович Щедровицкий – онтолог, платоник противопоставляет рефлексии сознания Лефевра рефлексию мышления, которая в принципе, просто в силу возможности ее математического описания, технологизируема. Семёнов Игорь Никитович экспериментально дифференцировал рефлексию на такие ее виды, как интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, культуральная, духовная рефлексия. С учетом этой дифференциации рефлексивных процессов им были разработаны эффективные психолого-акмеологические рефлетехнологии игрорефлексики как способы развития творческого потенциала и рефлексивных способностей учащихся и взрослых профессионалов в сфере образования, госслужбы и управления [4, с. 48]. Ладенко Иоасаф Семёнович в Новосибирске с 1968 г. по 1996 г. исследовал рефлексию как модель анализа сознания.

Известные афоризмы: «Познай самого себя» Фалеса Милетского и «Я только знаю, что ничего не знаю» Сократа показывают нам, что они уделяли внимание этой природной способности человека к рефлексии. Дальнейшее многовековое внимание к проблеме привело к разнообразным исследованиям в области общей, возрастной, социальной, педагогической, инженерной психологии и патопсихологии. Социализация идей рефлексивной психологии становится явлением более объёмным и более содержательным, так как в её освоение включаются науки – естественные и социальные, такие как рефлексивная логика, физика, психология, социология, менеджмент, экономика.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ О РЕФЛЕКСИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX-ГО ВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 40-41;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10757 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674