Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Садырина В.Н. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт (филиал) ГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный институт имени М.К. Аммосова»
В статье раскрываются основные подходы по исследованию и развитию основных свойств внимания, т.к. внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания школьника. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные (освоение обучающимися универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных) и предметные результаты. Таким образом, достичь хороших результатов в учебе при переходе на ФГОС можно только при хорошем развитии уровня внимания и его свойств.
психология
свойства внимания
особенности
развитие
младший школьный возраст
методы
приемы
объем
концентрация
устойчивость
распределение
избирательность
диагностика
исследование
1. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н/Д., 2006. – 254 с.
2. Бородина С.А. Комплекс заданий по развитию внимания младшего школьника. Образовательный портал экстернат. РФ. – 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ext.spb.ru/site/6445-2014-11-14-14-15-05.pdf.
3. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
4. Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л. Альманах психологических тестов. – М.: Просвещение, 1995. – 119 с .
5. Диагностика познавательных способностей / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Альма Матер, 2009. – 331 с.
6. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Наука, 1975. – 302 с.
7. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
8. Румянцева А.Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
9. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования // Министерство образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/8034.

На современном этапе развития образования наиболее острой становится проблема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Проблема развития внимания актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека, его поведения в целом. Оно играет очень важную роль в усвоении учебного материала.

Проблемой развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В результате исследований выдающихся отечественных психологов были раскрыты особенности внимания младших школьников.

На современном этапе системы образования, развитием свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались И.В. Крупник, А.Л. Румянцева, В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, М.Н. Скирдова, которые в своих статьях рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников. Современный отечественный психолог В.И. Страхов, занимающийся проблемами внимания, изучая существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, не ослабляя внимание. По мнению П.Я. Гальперина: «Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания» [3, с. 169–175].

Таким образом, изучая теоретические основы развития внимания можно увидеть, что большинство исследователей отмечают: внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на объекте или действии. Это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство ученых подчеркивают, что высокий уровень развития основных свойств внимания обеспечивает эффективность всех познавательных процессов, а, следовательно, успешность, как в учении, так и в трудовой деятельности.

В младшем школьном возрасте ребенок испытывает трудности в обучении именно из-за неумения управлять вниманием, его несформированности. Внимание младшего школьника характеризуется малой устойчивостью (10–15 минут), малым объемом, слабым распределением и концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. Обычно в 1 и во 2 классах через каждые 10–15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Необходимо с детьми этого возраста чередовать виды работ.

Для того, чтобы определить какие методы и приемы по развитию свойств внимания используют современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

Формы работы по развитию свойств внимания:

1) кружковая работа (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова г. Кызыл);

2) коррекционно-педагогическая работа (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

3) диагностическая работа (С.Ф. Лаврентьева, г. Саранск, А.Л. Румянцева, г. Москва);

4) экспериментальная работа (Ю.А. Жарикова, г. Байконур);

5) классные часы (С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

6) работа с привлечением родителей (О.А. Злобина, г. Балаково).

Технологии при работе по развитию свойств внимания:

1) игровые технологии (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

2) развивающие технологии (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург, И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

3) групповое обучение (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, С.Ф. Лаврентьева, г. Саранск, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург).

Методы, направленные на развитие свойств внимания:

1) наблюдение (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, г. Якутск, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

2) беседа (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

3) игротерапия (С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, Ю.А. Жарикова, г. Байконур);

4) эксперимент (Ю.А. Жарикова, г. Байконур).

Анализируя опыт работы педагогов-психологов, учителей РФ и РС (Я) можно сделать выводы, что для развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста педагоги-психологи, учителя в своей работе используют такие формы, методы, технологии как: кружковая, экспериментальная и коррекционно-педагогическая работа, классные часы, работа с привлечением родителей, технологии группового обучения, игровые и развивающие технологии; наблюдение, беседа, диагностическая работа, игротерапия, эксперимент.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Поэтому в этот момент актуально изучение внимания и его свойств у младшего школьника.

Для того чтобы в полном объеме исследовать внимание у младших школьников, необходим подходящий комплекс методик. Именно он позволит изучить и исследовать все свойства внимания. Исследования каждого свойства внимания можно проводить с помощью следующих методик:

1) методика «Кольца Ландольта» [6];

2) тест Мюнстенберга [3];

3) методика «Запомни и расставь точки» [1];

4) методика изучения уровня внимания у школьников (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) [4];

5) методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)[5];

6) тест переплетенных линий А. Рея [4];

7) счет по Крепелину [8].

Методика «Кольца Ландольта», автора Э. Ландольта, помогает исследовать распределение внимания младших школьников.

Для определения избирательности внимания можно использовать тест Мюнстенберга, автор Г. Мюнстенберг.

Чтобы выявить уровень устойчивости внимания, нужно использовать «Методику изучения уровня внимания у школьников» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая).

Методика «Запомни и расставь точки», в интерпретации отечественного психолога В. Богомолова предназначена для оценки объема внимания ребенка.

Для исследования концентрации и объема внимания хорошо использовать методику корректурной пробы, предложенную Бурдоном, она состоит из нескольких вариантов (букв, цифр, фигур, газетных текстов).

Тест переплетенных линий автора А. Рея предназначен для оценки концентрации и устойчивости внимания

Для изучения устойчивости внимания можно использовать тест Э. Крепелина «Счет по Крепелину».

Данные методики позволяют изучить особенности развития внимания младшего школьника. Подобранные методы и тесты помогают исследовать все свойства внимания школьника.

В практике педагогов-психологов накоплен большой опыт по эффективному развитию всех свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Изучая и обобщая учебно-методическую литературу по данному вопросу, нами были выделены следующие группы методов и приемов, способствующие формированию свойств внимания: наглядные; игровые; специальные тренировочные упражнения; методика «Волшебные квадраты»; использование технических средств обучения для организации и развития внимания и др.

Приемы, направленные на развитие свойств внимания: словарный диктант с комментированием; обнаружение ошибок в тексте; чтение с помехой; счет с помехой; найди слово; ищи безостановочно и др.

За основу развития свойств внимания младших школьников можно взять комплекс заданий С.А. Бородиной, которая отмечает, что: «существуют определенные виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста» [2].

Игры и задания, которые можно использовать не только в коллективной работе с учащимися, для профилактики невнимательности, но и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, в целях: повышения уровня свойств развития внимания. Такие игры как: «Найди слово», «Чего не хватает», «Найди отличия», «Три отличия», «Зеркало», «Пишущая машинка», «День – ночь», «Будь внимателен», «Квадрат», «Муха», «Математик», «Акустики», «Счет и чтение с помехой», «Словарный диктант с комментированием», «Ищи безостановочно», «Обнаружение ошибок», «Каждой руке свое дело» необходимы и педагогам, и родителям, как на уроках, так и для занятий с детьми дома.

Итак в данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого-педагогическую литературу по развитию свойств внимания, а также через обобщение опыта практиков РФ и РС (Я) выделили более эффективные на наш взгляд методы и приемы работы с детьми.


Библиографическая ссылка

Садырина В.Н., Мамедова Л.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 132-134;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10841 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674