Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРАКТИКОВ)

Заяшникова О.В. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт
Сопровождение замещающей семьи – система поддержки замещающей семьи, осуществляемая на основе оказания семье комплекса социальных услуг с целью сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приёмной семьи и профилактики вторичных отказов от ребёнка. Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. В статье рассматриваются процессы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, способствующие полноценному развитию личности ребенка, и повышению компетентности замещающих родителей. Развитие и поддержка системы замещающих семей, включая подготовку приемных родителей и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах адаптационного процесса, могло бы в определенной степени решить проблему социального сиротства. Данная проблема отражена в статье №123 семейного кодекса Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Также в работе приведен опыт по данной проблеме исследования практиков Российской Федерации и Республики Саха-Якутия. На основе анализа психологической литературы и обобщения опыта представлены направления работы с замещающими семьями.
попечительство
дети
опека
приемная семья
сопровождение
замещение
опыт
помощь
подготовить
тренинг
адаптация
1. Жукова А.А. Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей // ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка Минераловодского района. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kolosok1.ru.
2. Оценка психологической готовности и подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью (усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей): Методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. – Ростов-на-Дону: Изд-во Министерства образования Ростовской области, 2010. – 67 с.
3. Прялухина А.В., Тузова О.Н. Психологический анализ готовности кандидатов к замещающему родительству // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5-2. – С. 379-383.
4. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот к жизни в замещающей семье : научно-методическое пособие / Сост. Д.С. Занин, О. Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (действующая редакция от 30.12.2015 г.). Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982.
6. Система сопровождения приемных семей (из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»): Методический сборник. – Смоленск, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cpms-smol.ru/spec-mp/83-ssps.
7. Трусова А. А. Подготовка кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающей семьи в Республике Бурятия // Вестник БГУ. – 2013. – № 5. – С. 118-121.
8. Указ президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418.
9. Усыновление в Якутии: ГКУ РС (Я) «Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://center7ya.ykt.ru/.
10. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография. – М.: МПГУ, 2013. – 188 с.

В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, усложнение социально экономического положения, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.

В статье №123 семейного кодекса Российской Федерации предусматривается «устройство детей оставшихся без попечения родителей» [5].

Указом Президента РФ 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны «меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8].

Актуальность данной темы заключается в том, что процесс передачи детей-сирот в приемные семьи при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, при отсутствии специалистов ведет к росту числа отказов от приемных детей и возврату их в детские дома. Возрастает количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, с помощью анализа теоретических основ психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, обобщения психолого-педагогического опыта по работе с замещающими семьями в Российской Федерации и Республики Саха-Якутия.

Современные практики уделяют особое внимание проведению разных видов диагностик семьи и ребенка в процессе сопровождения, наблюдению за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье. Проведению разных видов психолого-педагогического консультирования, тренингов, бесед, психологических практикумов, коррекционно-развивающих занятий с детьми, мониторингу развития ребенка в семье.

В Ставропольском крае опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей показан на примере «ГКОУ Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка Минераловодского района» [1].

В Смоленской области разработана система сопровождения приемных семей на примере СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» [6].

В Республике Марий Эл опыт психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно проследить на примере организации центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» [10, с. 74-75].

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в Республике Саха (Якутия) можно проследить на примере ГКУ РС (Я) «Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9].

В Республике Бурятия служба сопровождения замещающих семей действует с 2009 года. В республике складывается трех уровневая система сопровождения замещающих семей. В республике созданы и действуют 25 служб сопровождения замещающих семей на базе учреждений, подведомственных Республиканскому агентству по делам семьи и детей [7].

Специалисты службы сопровождения замещающей семьи применяют следующие формы сопровождения замещающих семей: обеспечение информационными, научно-методическими материалами; психолого-педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое); организация занятий для повышения уровня родительской компетенции; проведение тематических встреч замещающих родителей; организация группы психологической поддержки замещающих родителей; тренинги; мониторинг развития ребенка в семье; психолого-педагогический консилиум.

Создание благоприятных условий для развития ребенка в замещающей семье – содержание, воспитание, образование, является важнейшей задачей в осуществлении первичной социализации. Для «профилактики вторичного сиротства и преодоления возможных негативных педагогических и социально-психологических явлений в замещающей семье, связанных с возникновением трудностей в период адаптации замещающей семьи» [6] необходима специальная психолого-педагогическая и правовая подготовка для лиц, желающих усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство) или стать приемными родителями.

На основе анализа психологической литературы и обобщения опыта можно выделить следующие направления работы с замещающими семьями:

1) диагностика приемных семей;

2) знакомство с кандидатами;

3) общее психологическое обследование личности кандидатов в замещающие родители;

4) практическая диагностика детско-родительских и супружеских отношений в замещающей семье;

5) обобщение результатов и составление профиля замещающей семьи.

Предварительная диагностика приемных семей проводится путем анкетирования.

Знакомство с кандидатами в приемные родители осуществляется при помощи Анкеты кандидатов.

Целью первичного общего психологического обследования кандидатов в замещающие родители является получение информации об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса вопросов. Первичное психологическое обследование проводится по методике Стандартизированного интервью, разработанного Г.П. Беляевой и Е.А. Гапченко на основе материалов В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз [2, с. 9]. Данное интервью позволяет определить положительные и отрицательные личностные качества кандидатов.

Диагностика семейных и детско-родительских отношений проводится на базе методики Е.С. Шеффера и Р.К. Белла (методика PARI), которая предназначена для изучения родительски-детских взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [3, с. 379-383]. После обобщения результатов составляется профиль кандидатов в замещающие родители.

Для подготовки кандидатов в замещающие родители рекомендуется организовать такое мероприятие, как «Школа подготовки замещающих родителей». Психолого-педагогическая подготовка кандидатов должна осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Индивидуальная работа психолога с замещающими родителями в практической деятельности сводится к индивидуальному консультированию, и при этом будет охватывать очень широкий спектр вопросов и целей [4, с. 112].

Для профилактики вторичного сиротства, подготовки и оценки психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью эффективно проведение групповой подготовки кандидатов, в форме психологического тренинга «Школа принимающего родителя» [2, с. 13].

В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы.

При помощи психогимнастического метода, участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет проявлять себя и общаться без помощи слов.

После проведения психологического обследования кандидата, членов его семьи и прохождения подготовки (в индивидуальной или групповой форме) готовится заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.

Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения в РФ и Республике Саха (Якутия) показывает, что данные методы и формы способствуют: успешной адаптации членов семьи к изменениям семейной системы, оптимальному психическому развитию ребенка, обеспечению психологического благополучия всех членов замещающей семьи, повышению воспитательного потенциала приемных родителей, восстановлению семейных отношений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы применение разнообразных методов и форм позволяют эффективно организовывать психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители и подготовку детей к семейному устройству, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот (большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты) нет положительного опыта проживания в семье. Кроме того, этих детей характеризует отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения. Личностная зрелость, осознанность принятия решения, опыт воспитания собственных детей позволит избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей.


Библиографическая ссылка

Заяшникова О.В., Мамедова Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРАКТИКОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 224-226;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10863 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674