Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Жолдасбеков А.А. 1 Есимханова Н.А. 1 Сихымбаев К.С. 1 Молдабеков Е.О. 1 Махамедов А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
1. Еркибаева Г.Г. Применение инновационных технологий в учебном процессе школы. – Алматы: ГиГаТРЭЙД, 2012.
2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 2004.
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. – М.: ЦГЛ, 2005. – С. 5–13.

В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности обучающихся на занятиях, что в свою очередь стимулирует потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем изучаемого материала; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие за счет максимального раскрытия природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.

Следует отметить, что современные педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. Общепринятой классификации образовательных технологий в педагогике на сегодняшний день не существует. Среди приоритетных технологий выделяют: развивающее обучение; проблемное обучение; технология решения задач; проектно-исследовательские методы обучения; технологии модульного обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии и др.

В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучающегося, максимальная ориентация на самостоятельную личность. Разница технологий заключается в используемых методах, алгоритме, формах работы, т.е. процессуальных компонентах [1]. Так, в проблемном обучении основным методом познания является проблемный, суть которого в создании состояния интеллектуального затруднения, побуждающего познавательную деятельность. В программированном обучении – поэтапный метод при жесткой алгоритмизации; деловые игры – метод моделирования учебных ситуаций и т.д.

Рассмотрим некоторые аспекты инновационных технологии, чаще других используемые в практике преподавания русского языка в национальных группах технического профиля, способствующие оптимизации учебного процесса: информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества (командная, групповая работа); проектно- исследовательская технология, модель учебной дискуссии. Отметим, что все перечисленные аспекты обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся, применяются при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, при контроле знаний, а также во внеаудиторной работе. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка

Далее рассмотрим, как же влияет личностно-ориентированный подход на выбор приемов / технологий обучения русскому языку.

Согласимся с точкой зрения И.А. Суховой, утверждающей, что «необходимость поставить обучающегося в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между преподавателем и группой студентов, студентов между собой [2]. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. В ходе группового взаимодействия у обучающихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);

Огромна роль работы в группах в оптимизации учебного процесса. Так, групповая работа позволяет вовлечь всех участников группы в учебный процесс, обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие обучающихся, что особенно важно на уроках русского языка в рамках достижения коммуникативной цели занятия. Как показывает практика, студенты глубже и в большем объеме усваивают материал, тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальном обучении. Вместе с тем упрощается процедура контроля проделанной студентами работы со стороны преподавателя (вместо 10 – 14 отдельных письменных работ или устных высказываний ему достаточно выслушать 3 – 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы сокурсников.

Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения обучающихся [3].

Для реализации этого метода на практике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом, отражающую специфику той или иной специальности. Результаты выполненных проектов могут быть видеофильм, альбом, журнал путешествий, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.

Таким образом, инновационные технологии в образовании – технологии, основанные на нововведениях: организационных (связанных с оптимизацией условий образовательной деятельности), методических (направленных на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческих. Инновационные технологии обеспечивают не только формирование коммуникативной компетенции, но и активизируют учебный процесс, воспитывают языковую личность, умеющую творчески мыслить, способствуют позитивной динамике качества знаний. Использование инновационных технологий в профессиональном образовании существенно расширяет возможности по модернизации подготовки будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Жолдасбеков А.А., Есимханова Н.А., Сихымбаев К.С., Молдабеков Е.О., Махамедов А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 274-275;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10901 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674