Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Лаптева Е.А. 1 Чеканин И.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
1. Доника А.Д. Калинченко Е.И., Чеканин И.М., Лаптева Е.А. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. – 78 с.
2. Доника А.Д. Калинченко Е.И., Чеканин И.М., Лаптева Е.А. Формирование профессиональных компетенций на этапе обучения в медицинском колледже // Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием. – М., 2015. – С. 28 – 41.
3. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций.// Специалист. – 2010. – №3. – С.18.
4. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов колледжа // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5–3. – С. 393–394.
5. Сорокина Е.В, Останина М.В., Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И. Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе преподавания генетики человека с основами медицинской генетики в медицинском колледже // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 307–310.

С внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения образовательные учреждения столкнулись с новыми требованиями к результатам профессионального образования, сформулированными в виде профессиональных и общих компетенций.

Создание системы формирования общих и профессиональных компетенций у студентов, а также системы мониторинга их сформированности и процедуры оценки является одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательным учреждением среднего профессионального образования. При этом особый акцент необходимо делать на осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к экспертизе качества профессионального становления студентов.

Одним из эффективных инструментов мониторинга и оценки сформированности компетенций у студентов на наш взгляд является портфолио. Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение.

Портфолио – (итал. portfolio – «портфель, папка для документов») – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.

Это визитная карточка, то есть совокупность сведений о человеке; досье, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о возможностях, способностях специалиста.

Портфолио студента – это портфель (папка) индивидуальных, образовательных и творческих достижений студента за время обучения в колледже.

Целью портфолио является максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого студента, развитие мотивации к непрерывному обучению, повышение самооценки.

При формировании портфолио решаются следующие задачи:

– отслеживание персональных достижений студента в соответствии с поэтапными требованиями образовательных программ;

– динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций;

– оценивание освоения видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС специальности;

– оценка эффективности саморазвития студента;

– поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

– формирование и совершенствование мотивации у студентов колледжа к профессиональным и образовательным достижениям;

– совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

В нашем колледже по специальности Стоматология ортопедическая успешно применяется Портфолио достижений студента.

Портфолио студентов оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.

Структурно портфолио включает:

– титульный лист, который содержит информацию: ФИО студента, название учебного заведения, код и название специальности, номер группы и фотографию;

– пояснительную записку, содержащую информацию для студента, что такое портфолио, для чего оно нужно, какова его структура, как его вести, как оно будет оцениваться и т.д.

– раздел «Портфолио учебно-профессиональной деятельности», содержит результаты аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы:

1. «Итоги учебной деятельности» (фото и видеоматериалы учебных работ), свидетельствующие о практической подготовке студентов по профессиональным модулям; результаты текущей и промежуточной успеваемости; грамоты и похвальные листы за высокие учебные достижения; рефераты, доклады, выступления на занятиях, методические рекомендации, сборники, памятки, кроссворды, электронные презентации и т.п.

2. «Итоги прохождения производственной практики» – документы с производственных практик (копия манипуляционного листа, цифровой отчет о прохождении практики, копия характеристики с места прохождения практики, отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил производственную практику); фото- и видеоматериалы, демонстрирующие наиболее интересные и проблемные моменты прохождения производственной практики.

– раздел «Портфолио достижений студента» включает дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, отзывы, оценка выполняемых поручений в колледже, фотографии и другие официальные документы, свидетельствующие о достижениях в учебных, спортивных, творческих, научных, общественных и других мероприятиях.

– Методическую копилку, содержащую материалы методического характера и другую нормативно-правовую документацию (конспекты, лекции; словарик; законы и правила; классификации и принципы; ксерокопии статей; список литературы; цитаты, афоризмы по теме; статистические данные; интересные данные; таблицы и т.д.). Формирование этого раздела допускается и в электронном виде.

Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать не только уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студента, но и уровень его всесторонней самореализации в образовательной среде.

Результаты. Портфолио студента учитываются преподавателями при выставлении итоговых оценок по междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, а в конце обучения – во время Государственной итоговой аттестации.

Используя технологию портфолио в процессе текущей и итоговой оценки освоения студентом образовательной программы, преподаватель колледжа может наглядно увидеть успехи и достижения студента, определить трудности и проблемы в освоении учебных дисциплин и модулей и может предложить студенту возможные индивидуальные их маршруты.

Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже, в дальнейшем оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для Портфолио специалиста. Данный документ позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Введение портфолио повышает образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Эта технология ориентирована на личность студента, учитывает и развивает его индивидуальные особенности и способности.

Таким образом, применение технологии портфолио как механизма формирования общих и профессиональных компетенций у студентов и как инструмента мониторинга их сформированности – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Лаптева Е.А., Чеканин И.М. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 277-279;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10905 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674