Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Курзаева Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена актуальной проблеме развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основе задач развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов был выделен комплекс педагогических условий: 1) формирование у студентов профессионально-ценностных ориентаций путем поэтапного вовлечения в квазипрофессиональную деятельность; 2) обеспечение опережающего обучения будущих специалистов информационным технологиям для овладения современными способами профессиональной деятельности; 3) развитие у обучаемых рефлексии и эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости в неопределенных проблемных ситуациях. Отличительной особенностью данного комплекса педагогических условий является его направленность на личностное осмысление выбранной профессии, овладение современными способами и средствами будущей профессиональной деятельности, приемами адекватной оценки своих профессионально-личностных возможностей и гибкой адаптации к возможным изменениям условий профессиональной среды. В рамках настоящей статьи приведено теоретическое обоснование выделение второго условия.
конкурентоспособный специалист
опережающее обучение
1. Васильева И.Г. Интенсификация учебно-познавательной деятельности и внедрение средств новых информационных технологий [Электронный ресурс] / И.Г. Васильева. – Режим доступа: http://www.tgc.ru/conf/region/?1994/03.htm.
2. Давлеткиреева Л.З. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза / Л.З. Давлеткиреева, М.В. Махмутова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2012. – № 8. – С. 118–128. 
3. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования: доклад на II междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» / К.К. Колин. – М.: ИПИАН, 1996. – 43 с.
4. Лепе Л.И. Когерентная система обучения информационным технологиям как компонента опережающего образования [Электронный ресурс] /Л.И. Лепе // Информационные технологии в образовании ИТО-2005: материалы конгресса конф. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/1/I-1–5036.html.
5. Новикова Т.Б., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Опыт моделирования диаграмм OD, FTA, VAD, EEPC для постановки задач управления в социальных и экономических системах // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). – С. 67–72.
6. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula 2001: Computer Science / пер. с англ.: В.Л. Павлов, А.А. Терехов.– СПб.: СПбГУ, 2002. – 188 с.
7. Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Новикова Т.Б. Разработка моделей описания деятельности предприятия для постановки задач управления в экономических системах // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 166–172.
8. Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З. Всероссийская научная школа для молодежи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций // Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций Всероссийская научная школа для молодежи / Чусавитина Г.Н. 2009. С. 13–31. (дата обращения: 21.02.2015). 
9. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
10. Computing Curricula 2005. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

Практическая реализация принципов и содержания процесса развития конкурентоспособности осуществляется на основе определенных педагогических условий, которые обеспечивают достижение результата модели как переход студентов на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития конкурентоспособности.

Выделение комплекса педагогических условий осуществлялось нами исходя из поставленных задач и определенной нами структуры конкурентоспособности ИТ-специалиста (рисунок).

В рамках настоящей статьи остановимся на рассмотрении второго условия – обеспечение опережающего обучения будущих специалистов информационным технологиям для овладения современными способами по профессиональной деятельности.

Необходимость выделения данного условия связана с учетом темпов развития информационных технологий, быстрота которых значительно осложняет разработку современных образовательных стандартов и программ по информатике и информационным технологиям. Более того, продолжительность профессиональной подготовки в вузе превышает время устаревания технологии, что является особенно критичным при развитии конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов.

Концепция опрежающего обучения вообще и для ИТ-отрасли, в частности, появилась сравнительно давно, рассмотрим ее истоки и преломление ее основных положений к современным реалиям.

Достаточно полная и научно обоснованная концепция опережающего образования была впервые доложена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [3]. В данной концепции отражаются основные направления преобразования содержания и методологии учебного процесса во всех звеньях системы образования с целью адаптации и активизации деятельности студентов в условиях изменяющейся социальной и информационной среды и активного воздействия на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы.

kur1.wmf

Педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Придерживаясь мнения Л.И. Лепе [4], мы под опережающим обучением информационным технологиям будущих ИТ-специалистов понимаем обучение, которое происходит в согласовании с распространением новых информационных технологий и своевременным их включением в учебный процесс при формировании профессиональной компетентности без значительного временного отставания, обеспечивая конкурентоспособность в условиях стремительного развития ИТ-индустрии. Анализ работ Л.И. Лепе позволяет нам сделать предположение, что обеспечение опережающего обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов должно реализовываться в трех направлениях:

• актуальности и востребованности изучаемых информационных технологий;

• высокого качества профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов;

• интенсификации процесса обучения с использованием информационных технологий моделирования.

Впервые на международном уровне к качеству подготовки ИТ-специалистов рекомендации к профессиональной подготовке в области информатики и информационных технологий были определены СС2001 [9] и СС2005 [10]. Данные документы получили развитие в виде дополнительных рекомендаций и версий, но указанные версии послужили неким «ядром».

В данных документах подчеркивается, что учебный опыт отличается от производственного, и преподаватели должны стремиться облегчить процесс перехода из учебного заведения в мир реального бизнеса: моделируя для студентов реальную рабочую среду, обучая их работать в команде, обеспечивая опытом участия в реальном проекте.

Моделирование условий будущей профессиональной среды – это место свободных, неограниченных действий студента, где он может с абсолютной свободой выбирать методы и средства для применения своих знаний. При этом он должен иметь возможность консультироваться с преподавателями и экспертами. Но основная цель моделирования – это формирование свободно действующего, самостоятельного, полноценного специалиста, способного оценить свои возможности и в ситуации, максимально приближенной к реальной, определить конкретную специализацию своей будущей профессиональной деятельности [6].

Моделирование позволяет организовать и командную работу. Для многих студентов обучение работе в команде не является естественным процессом, но он крайне необходим. Студенты должны привыкать работать как большими, так и малыми командами и овладевать приемами планирования, бюджетирования, организаторскими и коммуникационными навыками. Командная работа должна поддерживаться богатым лекционным материалом. Материал занятий может включать вопросы планирования проектов, способы повышения эффективности общения, характеристики успешных коллективов, анализ причин основных проблем, возникающих в группах, и т.п. Итоговая оценка может базироваться на результате командной работы, индивидуальных достижениях членов команды и комбинации этих показателей. Поведение отдельных студентов также может быть фактором, учитываемым при оценке [6].

Опыт участия в проекте может заметно развить навыки решения проблем, если перед студентами ставятся задачи, не разрешимые простым путем. Такие проекты могут быть как контролируемыми аудиторными занятиями, так и содержащими элементы непредсказуемости и импровизации. Целью проекта является развитие студенческих навыков за рамками простого умения решать в одиночку отдельные задачи [6].

Согласно СС2005 [10], высокое качество подготовки ИТ-специалистов может быть достигнуто только при тесном взаимодействии трех сторон:

• работодателей, действующих, исходя из своих потребностей;

• учебных заведений в лице профессорско-преподавательского состава;

• студентов, которые должны принимать активное участие в учебном процессе с целью осознанного определения своих предпочтений в той или иной сфере будущей профессиональной деятельности.

В документе СС2001 [9] указан один из наиболее важных путей поддержки образовательного процесса со стороны работодателей – это вовлечение сотрудников предприятий в образовательный процесс. Сотрудники предприятий могут предоставить поддержку по многим направлениям, выступая в роли наставников учащихся, работающих над проектом, читая лекции о своих предприятиях, работе и производственных процессах, ассистируя преподавателям, ведущим курсы, предоставляя студентам учебные и исследовательские материалы своих предприятий, а также проводить корпоративные курсы и тренинги для студенческой аудитории, принимая участие в работе консультативных комитетов и в конструктивных обсуждениях проблем факультета и студентов.

Так как гигантский рост информационных потоков не дает возможности полностью реализовать принцип передачи всех накопленных знаний в процессе формирования и развития профессиональной компетентности (профессионального компонента конкурентоспособности ИТ-специалиста), в настоящее время актуален вопрос интенсификации обучения с использованием информационных технологий.

Под интенсификацией обучения И.Г. Васильева понимает передачу большого объема учебной информации при неизменной продолжительности времени обучения и без снижения требований к качеству знаний [1].

Однако, считая, что интенсификация сводится не только к параметрам результативности и экономии времени, в нашем исследовании мы близки к пониманию интенсификации Л.И. Лепе. В своих работах ученый утверждает, что в современных условиях информатизации российского общества стратегическим направлением интенсификации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а включение субъекта образования в процесс самостоятельного получения и синтеза необходимых знаний, что переводит обучаемого на уровень не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности [4].

Мы считаем, что из предложенных нами трех условий первое и второе выступают как необходимые, поскольку без них рассматриваемый процесс вообще не дает ожидаемого результата. Третье условие – достаточное, т.к. оно повышает его эффективность. Рассматриваемые условия взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть представляют собой комплекс. Их реализация и будет определять эффективность развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Реализация выделенных условий осуществляется в комплексе на всех этапах развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе.


Библиографическая ссылка

Курзаева Л.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 312-314;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10989 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674