Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зерщикова Т.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассматриваются проблемы, с которыми встречается преподаватель в современной образовательной практике. Приводятся результаты опроса первокурсников о причинах трудностей, испытываемых ими при освоении учебных процессов. В ходе обучения у ряда студентов эти трудности преобразуются в нежелание посещать учебное заведение, влияют на снижение успеваемости. Обобщается опыт работы преподавателя и предлагаются способы выхода из сложившегося положения. В частности, отмечается необходимость разработки соответствующих Государственных образовательных стандартов на образовательные информационные ресурсы, обосновывается важность усовершенствования методики применения информационных технологий. Акцентируется внимание на важность совершенствования системы поиска информационных ресурсов и обучение учащихся критическому анализу информации. Особое внимание уделено рекомендациям по направлению содержания курсов повышения квалификации преподавателей.
проблемы образования
информационные технологии
повышение квалификации преподавателей
1. Зерщикова Т.А. Особенности адаптации первокурсников педагогического факультета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10–2. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennnosti-adaptatsii-pervokursnikov-pedagogicheskogo-fakulteta (дата обращения: 13.11.2016).
2. Зерщикова Т.А. Информационные технологии в естественнонаучном образовании бакалавров начального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №3–3. – С. 442–446. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-estestvennonauchnom-obrazovanii-bakalavrov-nachalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.01.2017).
3. Могильчак Е.Л. Затраты и трудности на пути к высшему образованию // Высшее образование в России. – 2010. – № 6. – С. 137–142. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zatraty-i-trudnosti-na-puti-k-vysshemu-obrazovaniyu (дата обращения: 02.01.2017).
4. Морозова Н.П. Трудности в понимании инноваций в современном образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2012. – № 1 (8). – С. 143–147. – UVR: http://brstu.ru/static/unit/journal_2/docs/number7/143–147.pdf (дата обращения: 02.01.2017).
5. Протасов А.В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Матер. V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 15 февраля – 31 марта 2013 года. – UVR: http://www.scienceforum.ru/2013/168/4457 (дата обращения 29.10.2016).
6. Рысакова П. И.Статус теоретического знания в современном образовании: новые подходы в современной социологии образования // Труды СПбГУКИ, 2015 – Т. 208. – С. 289–297. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/status-teoreticheskogo-znaniya-v-sovremennom-obrazovanii-novye-podhody-v-sovremennoy-sotsiologii-obrazovaniya (дата обращения: 02.01.2017).
7. Савченко И.В.Информационно-аналитическая деятельность студентов и трудности ее реализации в современном образовании // Известия Иркутского государственного университета, Серия «Психология», 2016. – № 6. – С. 39–44. – UVR: http://isu.ru/izvestia.
8. Топилина И.И. Российское высшее образование и рынок труда: трудности скоординированного роста // Инновационная наука. – Уфа: изд-во: ООО «Аэтерна», 2015. – Т. 2, № 4-2. – С. 143–145. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-i-rynok-truda-trudnosti-skoordinirovannogo-rosta (дата обращения: 02.01.2017).

Преобразование современного образования в России продолжается, и сохраняется необходимость внедрения инновационных процессов в образовательную систему. Одной из его задач становится способность к полноценному саморазвитию всех его участников: «образование должно стать развивающим и развивающимся» [4, 145]. Инновации рассматриваются как условия формирования целостного человека, обеспечения духовности и целостности личности, а также содействия ее устойчивому развитию и способности к инновационным преобразованиям. Для подростков и родителей, имеющих высшее образование, современное образование остается в категории «значимой ценности», и это несмотря на то, что не все выпускники могут реализовать себя в выбранной специальности, и смещаются вниз по социальной лестнице [3, 137]. В связи с этим предполагается возможное падение экономической ценности образования в России и вероятность формирования экономики невостребованных знаний [8, 144]. Это делает проблематичной саму концепцию образовательной реформы, направленную на реализацию проекта «общества знания»: какое именно знание и как оно будет реализовано в результате реформы образования? [6, 290].

Вместе с тем, у 60–70 % современных студентов отмечается недостаток интеллектуальных и психологических ресурсов для осуществления ими учебной деятельности. Так, респонденты отмечали нехватку навыков, времени, жаловались на трудности при освоении отдельных предметов [3, 139, собств. исследования], что приводило к напряжению систем адаптации и повышению частоты симптомов стресса [1, 257]. Поэтому задача реформирования образования остается актуальной.

Однако она сталкивается со множеством проблем и противоречий, предполагающих их теоретическое осмысление на основе анализа литературных данных и опыта работы, и практическое разрешение, что и является целью данного исследования.

Методы исследования: опрос первокурсников, статистический анализ, анализ литературных источников, обобщение опыта работы.

Проведенный нами опрос 63 первокурсников показал, что 46 % студентов признают условия учебы причиной нежелания посещать учебное заведение или плохого самочувствия. «Профессиональные» обязанности студентов вызывают затруднения еще у 23 %. Из остальных 44 % жалуются на непривычные условия, отличающиеся от школьных, 27 % – на большой объем заданий, 9 % – на высокие требования, 6 % – на значительные нагрузки в университете и затруднения в освоении учебных предметов, 2 % – на недостаточность времени и 5 % – на несоответствие учебного процесса представлениям о нем. В итоге 15 % первокурсников заявляют «скорей бы это кончилось», и 61 % респондентов полагает, что у них имеются затруднения в освоении различных дисциплин (рисунок).

Результаты опроса наводят на мысль о том, что часть первокурсников не приучены к постоянным учебным нагрузкам и выполнению определенных требований.

В связи с этим современное образование требует серьезного обдумывания и корректировки используемых методов. С одной стороны, наблюдается увеличение доли интернет-технологий в процессе преподавания, при работе с которыми учащийся получает возможность все больше и больше обращаться к разнообразным материалам. С другой стороны, широкий доступ в интернет, часто без контроля за качеством источника информации, приводит к самым курьезным ситуациям. Исследователи отмечают, что информационно-аналитическая деятельность становится базовой в образовательном процессе. При этом практически все студенты убеждены, что умеют работать с информацией, и справляются с информационными задачами. Однако только половина из них могут анализировать эту информацию, 44 % неспособны доверять чужим источникам, но к своим работам студенты критически не относятся [7, 41]. Существующая тенденция увеличения доли дистанционного обучения и повышения количества самостоятельного изучаемого материала в этом случае может привести к еще большему снижению базового уровня образования.

zer1.tiff

Результаты опроса первокурсников о причинах нежелания учиться и посещать университет

В таком случае как быть учителю? Стоит ли продолжать заставлять школьника учиться, или «отпустить» образование на «самотёк». Думается, что ответ очевиден. Но как изменить методику работы? Требуется пересмотреть содержательную и нормативную часть образования, нацелить на развитие личности ребенка, не забывая при этом обучающую и воспитательную компоненты процесса образования. В итоге ожидается, что у нас произойдет становление компетентной личности. Существенной характеристикой такой личности могут стать экологическая и естественнонаучная компетенция, требующаяся современным обществом для поддержания качественной среды жизни человека.

Компетенция, на наш взгляд, предполагает способность и желание эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И если способность мы как-то еще воспитываем, то с желанием у большинства современных выпускников средней школы наблюдаются большие проблемы. Первой из них является проблема нежелания прикладывать какие-либо усилия для поиска и запоминания информации. «Зачем, ведь все есть в интернете?» – типичный ответ нерадивого ученика. К чему учить, к чему разбираться в материале, понимать содержание урока, если ответы на задачи можно спокойно скачать на телефон из интернет-источников. Поэтому в практике часто приходится видеть, как учитель, стараясь заставить учащихся самих выполнять задание, вынужден отбирать на уроке телефоны. Такой подход со стороны учащихся приводит к настоятельной необходимости заинтересовывать их изучаемым предметом. Но в этом случае целесообразна работа индивидуальная, которую трудно организовать при обучении большой группы (поточных лекциях) или с использованием дистанционных технологий, общению по скайпу. Необходимо также значительно повысить в сознании всех учащихся ценность среднего и высшего образования, как владения знаниями и методами. Желательно также усилить работу по воспитанию императива «должен» учиться, помимо «мне это интересно», понимания важности осознанного восприятия материала.

Определенные проблемы могут возникать и в случае применения интернет-технологий для дистанционного обучения. При таком общении меняется отношение в паре «учитель-ученик», уходит личный контакт. Изображение на экране – это не то же, что личное общение, а текстовый документ не заменит живое слово, и тем более – живое наблюдение за природой. Интернет-технологии, делая доступными процесс обучения всем людям, даже с ограниченными возможностями здоровья, позволяя заглянуть в глубины материи или химической реакции, недоступные простому наблюдению, тем не менее, не могут, на наш взгляд, становиться единственными основополагающими в образовательном процессе.

Затруднения для учителя может вызвать требование «обучение концепциям». Учителя старой закалки убеждены, что наибольший интерес у школьника вызывает теоретическое положение, объясненное и подтвержденное яркими примерами. Однако слишком доступные для наших детей информационные ресурсы приводят к развивающемуся у них ложному впечатлению, что они уже все что знают. Таким образом, становится настоятельно необходимым такое изменение методики занятия, при котором школьник самостоятельно добывал знания, даже обращаясь к интернет-источникам, обучение критическому отношению ко всей обрабатываемой информации, включая и собственные данные.

Вместе с тем, невозможно вернуться в «каменный» век, полностью перекрыв доступ к информационным ресурсам. Поэтому педагогическому сообществу необходимо продумать совершенно новые подходы и методику организации занятий.

Требуется рассмотреть много сайтов и опубликовать для учащихся перечень тех, куда поступают проверенные данные. В противном случае учитель или ученик тратят колоссально много времени на поиски информации достоверной и качественной. И если учитель может оценить ее надежность (по крайней мере, в своей предметной области), то для учащегося такая задача представляется трудновыполнимой или просто нереальной. Существующая подборка цифровых образовательных ресурсов еще недостаточно обогащена материалами по конкретным темам.

Требуется кардинально переработать методику преподавания предметов, включая и предмет «Окружающий мир» для начальной школы. В идеале в каждом классе должны находиться или интерактивная доска, или стационарно оборудованный проектор и компьютер с современным программным обеспечением и доступом в интернет. Учитель сможет широко применять цифровые образовательные ресурсы на каждом уроке в качестве иллюстративного материала и источника знаний, учить критически относится к получаемой информации. И если в качестве иллюстрации информационные источники применяются достаточно умело, то методику поиска знаний в интернет-источниках и их анализа необходимо существенно доработать.

Однако требуются серьезные психолого-физиологические исследования для конкретизации того, как именно влияет такой материал на современного школьника, учитывая его конкретный возраст, тип нервной системы, темперамент, другие индивидуальные психологические и физиологические особенности; сколько раз за урок следует обращаться к подобным технологиям, и с какой периодичностью. Разрабатываемая методика должна учитывать указанные особенности обучающихся.

Необходимо детально разработать ГОСТ на информационные ресурсы, которые могут применяться в образовательном процессе и программное обеспечение для их реализации. В настоящее время существуют только публикации ученых и педагогов, в которых отражены те или иные требования к образовательным информационным ресурсам. Они касаются содержательной стороны (в меньшей степени); структурных компонентов; эргономических характеристик (таких, как размер шрифта, оформление, качество рисунков, их форма, цвет заливки страницы или текста, количество предъявленных слайдов в презентации и т.п.) применительно к конкретному возрастному периоду и индивидуальным особенностям; композиции и формы представления информации и т.д. [5; 2, 443]. Сейчас не каждый разрабатываемый образовательный ресурс сопровождается бесплатным или доступным учителю программным обеспечением, стоимость которого иногда превышает месячную зарплату учителя, особенно в сельской местности. Задача установки современного программного обеспечения должна решаться дирекцией школы. В итоге учителя используют самые различные, в том числе и старые, программы и графические редакторы, что сужает возможности применения интернет-технологий в образовательном процессе, обращения к современным базам данных. Недостаточная информационная компетентность самого учителя еще более сужает возможности его использования, ограничивает вероятность поиска нужной информации.

Министерству образования необходимо было бы пересмотреть почасовую нагрузку преподавателей. Нельзя выжимать все соки из людей, оплачивая им среднюю ставку по области (от 7 до 20 тыс. рублей), и требуя одновременного ведения бумажного и электронного дневников на каждого учащегося, обязательного создания и опубликования интернет-ресурсов по всем читаемым курсам (лекции, практические занятия, рабочие программы, словари, дидактические материалы, тестовая база заданий и т.п.), написания научных работ и учебно-методических пособий, публикуемых за свой счет, и многого другого, помимо подготовки и проведения учебных занятий. В связи с тем, что поиски, анализ, обобщение и систематизация нужной информации требуют существенных временных затрат, на подготовку к конкретному занятию у преподавателя подчас остается немного времени.

Желательно также тщательнее продумать вопрос о том, зачем все-таки мы вступили в Болонский процесс. Еще Б. Бадарч, Б.А. Сазонов (2007) отмечали существование трудностей в модуляризации программ на уровне бакалавриата, скептическое отношение работодателей по поводу востребованности бакалавров на рынке труда Европы в связи с ограниченностью их подготовки, задачу создания академической мобильности для привлечения студентов в европейские университеты. У простого преподавателя из России не может не возникнуть вопрос о целесообразности данного подхода. Надо шире транслировать лучшие образцы европейской и отечественной практики через специально созданный интернет-портал для педагогов, продолжать работу по объяснению сути болонского процесса.

Однако в этом случае мы не можем обойтись без цензуры ведущих ученых в каждой конкретной области, начиная от биологии, медицины, математики, и заканчивая педагогикой. Такой коллектив, назовем их редакторы, позволит избежать ошибок в публикуемых материалах, которые еще иногда попадаются в разработках, представляемых на «Фестиваль 1 сентября. Открытый урок», в учительском портале и некоторых иных источниках.

Важно доработать курсы повышения квалификации учителей, дополнив их элементами простейшего программирования, умения разбираться в программном обеспечении, основам работы с базами данных, поиска информации, эргономическим и экологическим требованиям к интернет-ресурсам. Углубить подготовку в области целеполагания и индивидуализации образовательного процесса, методических начал обучения учащихся постановке целей и выбору адекватных путей их достижения в результате осмысления ситуации и планирования действий, выбору наиболее экологически, эргономически и экономически целесообразных путей реализации указанной деятельности.

И, поскольку проектирование деятельности учащихся признается существенным аспектом образования, важно повысить уровень психолого-методической поддержки учителя для более эффективного поиска функциональных решений, в определенной мере удовлетворяющих потребности всех участников учебно-воспитательного процесса, прогнозирования отдаленных результатов деятельности и индивидуальной траектории развития учащихся.

Существующие проблемы современного образования связаны, в частности, с недостаточной компетентностью как обучающихся, так и самих учителей в области информационной деятельности [7, 44], и перегруженностью преподавателей, в результате которой подготовка к занятию может ухудшаться. Это тем более справедливо, что разработка презентаций, видеоматериалов и прочего информационного и методического сопровождения занятий требует значительного лимита времени.

Таким образом, в современном образовании существует ряд проблем, неизбежно отражающихся на результатах освоения учебного материала. Без адекватно организованной информационно-аналитической и методической деятельности всех его участников невозможен корректный процесс обучения и реализации поставленных образовательных задач.


Библиографическая ссылка

Зерщикова Т.А. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 16-20;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11049 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674