Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИАГРАММА BUSINESS PROCESS MODEL AND NOTATION В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Новикова Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Сегодня многие государственные предприятия и коммерческие фирмы проявляют значительный интерес к проектам, в которых выполняется моделирование бизнес процессов. Среди главных причин, побуждающих проводить оптимизацию бизнес-процессов на основе созданных моделей, выделяются следующие: необходимость полного контроля издержек хозяйственной деятельности и продолжительности операционного цикла; новые требования государственных стандартов по отношению к выпускаемым товарам и предоставляемым услугам и пр. Моделирование бизнес процессов позволяет комплексно оценить деятельность компании на предмет эффективности и конкурентоспособности. Владение средствами моделирования бизнес-процессов – одна из самых не маловажных направления современного бизнеса. В данной статье рассмотрен опыт моделирования диаграммы BPMN на примерах следующих процессов: «Логистические услуги», «Продажа книг» и др. Данные модели могут применять в своей деятельности не только «айтишники», специалисты в организации, но и студенты направлений подготовки «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика».
моделирование
BPMN
бизнес-процесс
1. Давлеткиреева Л.З. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции // Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. – Омск, 2015. – 168 с. – С. 134–140.
2. Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Реинжиниринг бизнес-процесса организации ежегодной международной интернет-конференции-конкурса // Успехи современной науки. – 2015. – №1. – С. 29 -32.
3. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов / Л.В. Курзаева, Л.И. Савва // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2008. – №7. – С. 53–63.

На сегодняшний день с развитием бизнес-сферы и продвижением новых технологий на рынке ИТ-услуг, практические ни одно предприятие не обходится без помощи ноу-хау средств. Одной из проблем прогресса бизнес-процессов компании – четкое и достаточно точное описание всей сферы деятельности всех сотрудников и процессов для эффективного проведения реинжиниринга. Однако, благодаря появлению новых методологий разработки диаграмм, с помощью которых возможно спроектировать и описать модели бизнес-процессов на предприятии, предоставление и корректное формирование отчетности руководителю о его функциональных характеристиках и мест падения производительности стало доступным и возможным [1]. Нами был проведен анализ популярных диаграмм среди системных аналитиков, таких как: eEPC, VAD, К. Исикавы, IDEF0, DFD и другие.

Несомненно, проведя анализ ИТ-рынка к перечисленному списку диаграмм мы прибавили BPMN. Нотация BPMN (Business Process Model and Notation – модель бизнес-процессов и нотация) используется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации BPMN представляет собой алгоритм выполнения процесса. На диаграмме могут быть определены события, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие выполнение процесса.

Каждый процесс может быть декомпозирован на более низкие уровни. Декомпозиция может производиться в нотациях BPMN или EPC. При декомпозиции процесса BPMN, расположенного на диаграмме SADT, стрелки с диаграммы SADT на диаграмму BPMN не переносятся. В нотации BPMN выделяют пять основных категорий элементов: элементы потока (события, процессы и шлюзы); данные (объекты данных и базы данных); соединяющие элементы (потоки управления, потоки сообщений и ассоциации); зоны ответственности (пулы и дорожки); артефакты (сноски). Можно подчеркнуть, что данная диаграмма в среде системных аналитиков стала достаточно популярной, т.к. является удобной и доступной для быстрой и понятной разработки бизнес-моделей предметной области.

Группе студентов 2 и 3 курсов в процессе прохождения производственной практики было дано задание – разработать данную модель и рассказать о степени понятийности и доступности предоставления информации в данной форме. Результаты были успешными. Примеры диаграмм приведены на рис. 1–4 [2, 3]. Данные модели могут быть применены при подготовке студентов по дисциплинам, связанных с моделированием бизнес-процессов или в работе системных аналитиков. Примеры приведены краткие (в сокращенном варианте) в связи с ограничением объема статьи.

Рассмотрим описание первой диаграммы «Продажа книг», в котором участвуют два актёра – клиент и менеджер по продажам (рис.1). Клиент формирует заявку на товар, заявка поступает менеджеру. На основании прайс-листа на товар выполняется анализ запроса, в результате чего может быть два решения: «уведомить клиента о невозможности выполнения заказа (клиент получает отказ)» или же «подготовить счет на оплату товара (клиент получает счет на оплату)».

novi1.tif

Рис. 1. Пример № 1. Диаграмма BPMN «Продажа книг»

novi2.tif

Рис. 2. Пример №2

Далее рассмотрим второй пример для подразделения по обслуживанию ИТ-инфраструктуры (рис. 2), в котором задействованы финансовый, технический отделы и отдел обслуживания. Клиент формирует заявку в отдел обслуживания, на основании которой оформляется заказ, выставляется счет на оплату в финансовой отделе и происходит регистрация заявки.

novi3.wmf

Рис. 3. Пример № 3 «Разработка рекламы»

В третьем примере «Разработка рекламы» (рис. 3) клиент обращается с просьбой разработать рекламу, далее заполняет заявление в базе данных компании, менеджер изучает поступившую заявку, после чего либо сообщает клиенту б отказе, либо – заключает договор с клиентом и составляет план работы. Далее разрабатывает рекламу и отправляет её клиенту. Заключение процесса – формирование отчетности.

Далее под руководством технического отдела осуществляется «доставка» или «доставка и установка» оборудования. Во втором случае – согласование времени с клиентом и назначение мастера, доставка, установка и тестирование. После происходит закрытие заказа, но только в том случае, если клиент оплатил заказ полностью, в противном случае по истечении срока оплаты взыскается полная сумма.

Рассмотрим четвертый пример на рис. 4 «Логистические услуги», в котором участвуют транспортная компания, складской отдел и сотрудники логистических услуг. Начало процесса – прием заявки на перевозку сотрудниками логистических услуг, после чего происходит бронирование грузоместа: для перевозки груза в складском отделе бронируют перевозку, в ответ поступает информация о перевозке, либо информация об отмене брони груза; бронирование грузоместа экспедитором в автомобиле также осуществляется через складской отдел. В результате получаем подтверждение о бронировании перевозки груза, производим оплату и выдачу груза. Или сообщаем об неудаче бронирования грузоместа, либо происходи обработка заказа вручную.

Результаты исследования по разработке диаграммы BPMN прошли успешно. Однако, можно констатировать, что модели BPMN являются исполняемыми моделями, поэтому описывают все детали, вплоть до элементарных действий. Все вышесказанное позволяет классифицировать диаграмму BPMN как модель потоков управления. Проблемы нотации BPMN связаны с тем, что схемы, как правило, оказываются перегруженными деталями и подробностями, потому трудночитаемыми. Более расширенное построение диаграммы описано в другой статье, в которой рассмотрены методы совершенствования построения данной модели.

novi4.tif

Рис. 4. Пример № 4. Диаграмма BPMN «Логистические услуги»


Библиографическая ссылка

Новикова Т.Б. ДИАГРАММА BUSINESS PROCESS MODEL AND NOTATION В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 66-69;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11060 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674