Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ-2» В НЕОТРЫВНОЙ СВЯЗИ С БАЗОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Рослякова Е.М. 1 Алипбекова А.С. 1 Игибаева А.С. 1 Байжанова Н.С. 1 Бисерова А.Г. 1 Касенгазы А. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
1. Коротокова А.Н. Проблемные лекции как способ активизации познавательной деятельности студентов: Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы качественного образования в высшей школы» РФ. – Киров, 2007. – С. 70–71.
2. Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М., 2006.
3. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М., 1986.
4. Совершенствование медицинского образования – гарантия эффективного здравоохранения / Материалы Международной научно-практической конференции. – 21–22 октября 2010.

Основное направление развития образования в Казахском национальном медицинском университете – формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении. На современном этапе развития общества повышаются требования к профессиональному уровню специалистов в различных сферах и областях. В большой степени это касается медицины. Несмотря на расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, её широкомасштабные мероприятия – стремление к всеобщей диспансеризации, массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, курортов, домов отдыха и т.п. – количество людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, не уменьшается. Главными и самыми серьёзными причинами являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях.

Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. В современном учебном процессе междисциплинарная интеграция базисных и клинических дисциплин является необходимым условием подготовки специалиста медицинского профиля. Междисциплинарная интеграция это целенаправленное объединение учебных дисциплин, которое способствует формированию у студентов целостной структуры профессиональных знаний, умений и навыков. Интегративный подход к организации учебно-воспитательного процесса в современном понимании связан с единым планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности студентов целого веера образовательных и воспитательных задач. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, гуманитарного и естественно-научного образования.

Обучение студентов 3 курса в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова по специальности «Общая медицина» осуществляется по интегрированной модульной системе обучения, которая предусматривает преемственность дисциплин пререквизитов и постреквизитов, и в том числе по дисциплине «Физиология 2». Интеграция между дисциплинами осуществляется по 8 модулям системам: нервная, эндокринная, кроветворная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочеполовая, опорно-двигательная. Обучение ведется на трех языках: казахском, русском, английском. К каждому модулю на кафедре подготовлен учебно-методический комплекс, который включает силлабус, тезисы лекций, методические рекомендации для практических занятий; тестовые задания для оценки базового уровня знаний, отработочные, для сдачи рубежного контроля, которые на 30 % состоят из тестов по СРС, ситуационных задач, клинического случая по модулю, методические рекомендации по практическим навыкам; на кафедре созданы электронные обучающие программы по темам практических занятий по 8 модулям Лекция как один из видов интеллектуальной учебной деятельности, который требует осмысления и анализа большого объема информации, переведены в формат интегрированных лекций, рассматривающих конкретную проблему, ориентированую на активное восприятие излагаемого лектором материала [1]. Интегрированные лекции составлены по синдромам. синдром нарушения бронхиальной проходимости и уплотнения легочной ткани; синдром дыхательной недостаточности; синдромы поражения клапанного аппарата сердца; синдром острой коронарной, сердечной и сосудистой недостаточности; синдром внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы; синдромы желтухи и печеночной недостаточности; основные клинические синдромы поражения мочевыделительной системы: мочевой, нефритический, нефротический, хронической почечной недостаточности.

Среди интерактивных методов обучения на модуле нормальной физиологии и в ЦИО КазНМУ применяются проблемно-ориентированное обучение (PBL), метод групповой работы (TBL) и разбор интегрированных клинических случаев (CBL). Впервые в практике интегрированного модульного обучения в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова введены интегрированные клинические случае. На занятиях проводится разбор кейса по определенной теме (синдрому) параллельно на всех 8 модулях. Интегрированные клинические случаи используются в разделах дыхательная система (синдром дыхательной недостаточности по обструктивному и рестриктивному типам), система кровообращения (синдром острой и хронической сердечной недостаточности), мочевыделительная система (нефротический и нефретический синдромы).

Также следует обратить внимание на итоговый контроль, который проходит в виде двухэтапного экзамена: I этап – компьютерное тестирование; II этап – прием практических навыков. Второй этап экзамена впервые в практике медицинских вузов РК проводится интегрировано по 8 дисциплинам – это прием практических навыков с элементами ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена) или правильнее сказать с элементами ОСПЭ (объективного структурированного практического экзамена). Для подготовки к занятиям и итоговой аттестации студенты еженедельно работают в Центре практических навыков КазНМУ, отрабатывая такие работы по физиологии как спирография, методика регистрации электрокардиограммы и расшифровка ЭКГ.

Таким образом, опыт преподавания дисциплины «Физиология 2» позволяет прийти к выводу, что: междисциплинарная интеграция позволит устранить дублирование учебного материала, позволит активизировать учебный процесс и установить наглядные междисциплинарные связи [2, 3]; интегрированные занятия развивают потенциал студентов, побуждают к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, оживляют образовательный процесс. В большей степени, чем обычные занятия, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. [4]; новый подход в образовании помогает студентам повысить мотивацию к обучению по выбранной ими специальности, более эффективно развивать клиническое мышление, умение работать в команде, приобретать навыки владения современными медицинскими технологиями.


Библиографическая ссылка

Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С., Байжанова Н.С., Бисерова А.Г., Касенгазы А. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ-2» В НЕОТРЫВНОЙ СВЯЗИ С БАЗОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 173-174;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11275 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674