Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Маджугина М.А. 1 Толмачева Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Задачи высшего образования всегда были направлены на подготовку специалистов, обладающих потенциалом положительного изменения сферы своей деятельности. В связи с этим особо актуальной становится проблема сформированности профессиональных компетенций, содержания и целей подготовки в высшей школе, расширение методов обучения, позволяющих развивать креативность и творческое мышление. Эти требования особенно актуальны для дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как умение работать по имеющимся стандартам, так и создавать оригинальный и нестандартный продукт. Предъявляемые к дизайнерам требования видоизменяются и растут гораздо быстрее, чем на это успевает реагировать образовательная система. Остро встает вопрос – в каком направлении должно двигаться дизайн-образование, для того чтобы учесть все требования времени и особенности научно-технического прогресса.
дизайн
креативность
творческое мышление
обучающая среда
профессиональные компетенции
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: АСТ, 2011. – 672 с.
2. Варлакова Ю.Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 73–75.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1965. – С. 433–456.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
5. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Формирующая оценка образовательных результатов студентов направления «Дизайн» // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т.16. – № 20. – С. 373–376.
6. Маджугина М.А., Василевская Ю.Г. Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения в высшей школе // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2017. – № 1. – С. 62–65.
7. Решетова З.И. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1986.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
9. Сапугольцев В.Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2011. – 22 с.

В последнее время дизайн является динамично развивающейся профессией. Профессионалы в области дизайна становятся все более востребованными, расширяется круг их профессиональных задач. В этой связи особо актуальной становится проблема сформированности профессиональных компетенций, содержания и целей подготовки дизайнеров в высшей школе, а именно повышение теоретического и практического уровня дисциплин, расширение методов обучения, введение в программы методик, позволяющих развивать креативность и творческое мышление.

Основной задачей высшего образования является не только обучение профессионала, но и подготовка специалиста с высокой творческой активностью и развитыми личностными качествами. Эти требования являются особенно актуальными для дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как умение работать по имеющимся стандартам, так и создавать оригинальный и нестандартный продукт. Востребованным является дизайнер, который способен действовать креативно и создавать оригинальный продукт, используя схожее оборудование, материалы и средства. Следовательно, творческое, нестандартное мышление является важнейшим качеством как будущего дизайнера на этапе обучения, так и готового специалиста в его профессиональной деятельности.

В создавшейся ситуации педагогам приходится признавать тот факт, что подготовка студентов дизайнерских направлений не всегда соответствует динамике изменений, которые происходят в профессии. Предъявляемые к дизайнерам требования видоизменяются и растут гораздо быстрее, чем на это успевает реагировать образовательная система. Остро встает вопрос – в каком направлении должно двигаться дизайн-образование, для того чтобы учесть все требования времени и особенности научно-технического прогресса.

Кроме того, меняется отношение к личностным характеристикам студентов-дизайнеров. По мнению педагогов, для успешного обучения профессии дизайнера, необходимы такие качества личности, как интерес к миру вещей и понятливость, способность к анализу и обобщению увиденного и понятого, но в то же время автономность мышления и способность к абстрагированию от окружающей реальности.

Современная педагогическая наука уделяет большое внимание творческому потенциалу личности обучающихся, создается образовательная среда, в которой возможно его развитие и саморазвитие. Тем не менее, сохраняется острая потребность в разносторонней подготовке студентов на отделениях дизайна, в развитии творческого мышления и креативности будущих специалистов, их способности максимально эффективно и творчески применять приобретенные в процессе обучения профессиональные компетенции.

Изучение вопросов развития и формирования творческого мышления имеет философские корни. Н.А. Бердяев связывает философию творчества со свободой творца, который изменяет материал, полученный из окружающего мира [1]. С.Л. Рубинштейн определяет творчество как созидающую деятельность, создание чего-то нового и оригинального [8]. Исследованию креативности посвящены работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Роджерс, П. Эдварс, А.Х. Маслоу, С.А. Медник, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплова. В работах данных авторов креативность рассматривается как способность к творчеству, как стремление личности к творчеству, изучаются качества личности и типы мышления, влияние образовательной среды на формирование креативности, разрабатываются и классифицируются креативные методы и техники профессиональной деятельности [6].

В целом подходы к изучению креативности можно разделить на три основные группы. Первая группа исследователей отводит ведущее место в творчестве личностным чертам, мотивации, ценностям, общей когнитивной одаренности, отрицая существование творческих способностей как отдельной характеристики личности. Вторая группа придерживается мнения, что креативность – это самостоятельный, не зависящий от интеллекта фактор, и если и существуют корреляции между уровнем интеллекта и творческим мышлением, то они весьма незначительны. Третья группа считает, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческого мышления [4].

Дж. Гилфордом выделяется два основных типа мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление характеризуется способностью находить единственно верное решение, посредством большого количества усилий, а дивергентное – способностью создавать большое количество различных и оригинальных решений в условиях однообразной деятельности. Именно дивергентный тип мышления автор рассматривает в качестве основы креативности и творческих способностей.

По мнению Гилфорда, в креативном мышлении выделяются следующие особенности: нацеленность на поиск собственного, оригинального решения; стремление к новому в интеллектуальном процессе; семантическая гибкость – способность рассматривать объект с нестандартной стороны или обнаруживать возможности использования объекта в новом качестве; адаптивная гибкость – способность к изменению восприятия объекта так, чтобы увидеть его скрытые стороны; способность к генерации новых, разнообразных идей, даже в той ситуации, которая к этому не располагает [3].

Рассматривая креативность как один из компонентов профессиональной компетентности дизайнера, В.Ю. Сапугольцев утверждает, что обязательной характеристикой дизайнерской деятельности является именно способность к творчеству [9]. Ю.Р. Варлакова считает, что креативность дизайнера – это основанная на знаниях, умениях и творческом потенциале способность личности к творчеству. По мнению исследователя, креативность характеризует оригинальность, уникальность и беглость мышления, которые проявляются в способности отходить от традиционных решений и предлагать множество новых и нестандартных [2].

На взаимосвязь креативности и интеллекта указывают М. Волах и К. Коган. Авторы выделяют четыре группы обучающихся, в зависимости от уровня развития креативности и интеллекта и способа адаптации к внешним условиям.

Первую группу составляют студенты, для которых характерным является высокий уровень креативности и высокий коэффициент интеллекта. Данные студенты уверены в себе и своих способностях, обладают адекватно высоким уровнем самооценки. Для них характерна свобода действий и суждений, которые регулируются высоким уровнем профессиональной рефлексии и самоконтроля. Такие личности адаптивны, инициативны и независимы.

Второй группе учащихся – с низким показателем креативности и высоким уровнем интеллекта – свойственна соревновательная мотивация. Такие студенты предпочитают не рисковать, тяжело реагируют на неудачи и критику, сдержанны и не любят выражать своё мнение публично.

Третья группа учащихся, которая характеризуется высоким уровнем творческих способностей при достаточно низком уровне интеллекта, испытывает затруднения с адаптацией к требованиям учебного процесса. Рамки, в которые их ставит учебное учреждение, являются для них ограничением свободы, и они предпочитают проявлять свою креативность вне стен учебного заведения.

Учащиеся с низкой креативностью и низким коэффициентом интеллекта и достаточно успешно адаптируются к учебному процессу. Они общительны и в целом удовлетворены своим положением, зачастую имеют хорошие отношения со сверстниками. Но, обладая низкими показателями интеллекта и творческого мышления, такие студенты не достигают высоких успехов в учебе и, как следствие, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализируя особенности каждой из четырёх групп обучающихся, можно сделать вывод о том, что для достижения наибольших успехов в обучении и последующей дизайнерской деятельности необходимо обладать не только высоким уровнем академических способностей и развитым интеллектом, но и достаточно развитым творческим мышлением.

Таким образом, важнейшими личностными качествами креативного специалиста для успешной профессиональной деятельности являются достаточно высокий уровень уверенности в себе в сочетании с адекватной самооценкой, особенности мышления, а именно его беглость и гибкость, а также умение оперативно применять знания, умения и навыки, которыми обладает специалист. Кроме того, креативная личность должна обладать развитым воображением, способностью к созданию разнообразных, нестандартных, нетрадиционных идей, подходящих для решения поставленной задачи, творческой смелостью и умением рисковать и высоким уровнем профессиональной рефлексии. Для того, чтобы стать хорошим специалистом, сегодня недостаточно простого приобретения знаний умений и навыков. Существует необходимость в развитии таких сторон личности, которые будут в наибольшей степени соответствовать индивидуальным задаткам и творческому потенциалу.

Подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста, который обладает способностью не только применять полученные в процессе обучения знания, но и создавать собственные, нетрадиционные и оригинальные идеи, должна стать целью высшего образования. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров не должно доминировать изучение общепринятых технологий и способов работы. Главным направлением в обучении должно стать творческое развитие обучающегося, направленное на формирование его креативности.

Необходимо отметить, что креативность является основной, но не единственной способностью, которая обеспечивает своевременную образовательную деятельность. Наряду с креативной деятельностью осуществляется и познавательная деятельность, вследствие того, что в результате творчества у студентов непременно происходят когнитивные процессы, составляющие процесс познания. В свою очередь, для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах студента и имели общую структурную основу, необходима организационная деятельность, которая осуществляется на базе таких способностей, как целеустремленность, целеполагание, самоопределение, рефлексия и др. [7].

В процессе обучения студент задействует три основных вида деятельности. Это непосредственно процесс познания окружающего мира и знаний о нем, процесс созидания или создания обучающимися индивидуального продукта образования, основанного на переработке полученных знаний, а также организация взаимодействия перечисленных видов деятельности в образовательном процессе.

Образовательная организация, которая создает благоприятные условия для реализации перечисленных видов деятельности, способна обеспечить высокий уровень формирования профессиональных знаний и компетенций. При обучении студентов профессии дизайнера положительное влияние на выявление креативных возможностей обучающихся оказывает проведение различных конкурсов, выставок, создание творческой среды.

Принимая участие в творческих мероприятиях, студенты демонстрируют когнитивные качества личности, которые необходимы в процессе познания, а также креативные качества, которые влияют на успешное формирование личностного, индивидуального, творческого продукта деятельности.

В настоящее время большинство теорий обучения берут свою основу в философии конструктивизма. В рамках данного подхода простое заучивание материала считается неэффективным, так как изучаемые факты и явления не являются значимыми и осмысленными для обучающегося и, вследствие этого, не запоминаются надолго. Для студентов-дизайнеров, когда знания приобретаются не путем механического запоминания, а методом глубокого осмысления, анализа и обобщения, а задача приобретает нестандартный, выходящий за рамки привычного, характер, это возможный путь создания нестандартного, оригинального продукта.

Современное обучение должно быть направлено не столько на процесс получения готовых знаний и способов решения задач, сколько на конструирование, построение новых знаний на основе уже имеющихся, путем включения новых знаний и умений в систему ранее освоенных. При таком подходе учащиеся самостоятельно и активно могут планировать и конструировать учебный процесс, что способствует высокой эффективности обучения и развитию творческой составляющей деятельности будущего профессионала [5].

Как показывает проведённый анализ, для того чтобы стать востребованным дизайнером, недостаточно простого приобретения знаний, умений и навыков. Образовательная система должна предусматривать создание определенных педагогических условий для эффективного развития креативности студентов.

При построении индивидуального темпа и пути развития креативности, необходимо учитывать личностные особенности каждого студента, педагогом должно осуществляться сопровождение реализации данной программы. Должна быть организована активная творческая и профессиональная деятельность, осуществлено совместное включение в эту деятельность педагога и студента, организованы коллективные формы творческой работы. Педагог должен оказывать помощь в формировании у студента личностного отношения к предстоящей деятельности, создавать проблемные ситуации, которые мотивируют студентов на самостоятельный поиск и выбор средств их решения. При этом неординарные, выходящие за рамки обыденных, способы решения проблемы должны особенно поощряться. Студент должен участвовать в оценке собственных образовательных результатов для формирования адекватной профессиональной самооценки и рефлексии. Кроме того, в самом вузе должна быть создана креативная среда, способствующая развитию творческого мышления обучающихся.

По мнению авторов, реализация выявленных педагогических условий развития креативности будущих дизайнеров окажет помощь в их личностном и профессиональном развитии и становлении, а также сможет задать направление для дальнейшего творческого самосовершенствования специалиста, что благотворно скажется на развитии общества в целом.


Библиографическая ссылка

Маджугина М.А., Толмачева Г.В. КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 32-35;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11718 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674