Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»

Толмачева Г.В. 1 Тимофеева М.Р. 1 Першукевич Г.В. 1 Медведь Л.В. 1
1 ФГОУ ВПО «Омский государственный технический университет» Омск
Качество образования и конкурентоспособность выпускников зависят от политики менеджмента качества каждого учебного заведения. Многоуровневая система подготовки кадров, предполагающая индивидуальные траектории обучения, академическую мобильность, формирование личностных и социальных качеств студента, не сможет развиваться, если не будут внедряться инновационные подходы в обучении. Первая ступень ВО бакалавриат за четыре года должна обеспечить сформированность профессиональных компетенций. В специалисте для проектирования костюма сложно переплетаются инженерные, творческие и личностные качества. Помочь будущим дизайнерам выбрать свою траекторию обучения, сформировать качества лидера, нужные для этой специальности, возможно при применении инновационных методик обучения. Опыт Омской школы дизайна костюма в организации учебного процесса и научно-творческой работы показывает, что можно получить выпускника, успешно конкурирующего в сфере индустрии моды.
дизайн костюма
профессиональные компетенции
инновационные методы
творческие проекты
1. Толмачева Г.В., Провилкова М.А., Хмельницкая О.В. Творческие методы проектирования при формировании профессиональных компетенций // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 99–102.
2. Гребенюк И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И.И. Гребенюк, Н.В. Голубцов, В.А. Кожин, К.О. Чехов, С.Э. Чехова, О.В. Фёдоров; Академия естествознания, 2012.
3. Сурина Л.Б. Художественно-промышленное образование в свете ФГОС нового поколения // Архитектон: известия вузов. – 2014. – № 47.
4. Тимофеева М.Р. Ресурсы творческих концепций в текстильном дизайне // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности: сб. материалов Межд. науч.-технич. конф. – М., 2014. – С. 141–143.
5. Толмачева Г.В. Мониторинг формирования профессиональных компетенций по направлению «дизайн костюма» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11–4. – С. 525–528; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/viewd=8629 (дата обращения: 19.07.2017).

Высшее образование на сегодняшний момент является многоуровневой системой подготовки кадров, где существенная роль отводится индивидуальным траекториям обучения, академической мобильности, формированию личностных и социальных качеств студента. При внедрении ФГОС, компетентностной системы образования, активно обсуждались вопросы компетенций, компетентности, профессиональной компетентности. Этими вопросами занимались Афанасьев В.А., Чошанов М.А., Новиков А.М. и другие. Последовали выводы, что главный продукт деятельности высшего образования – это обладающий сформированными профессиональными компетенциями специалист, способный решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей. Многолетний опыт высших учебных заведений выработал множество методов и методик по донесению знаний. Сформировать компетенцию на основе интегрированного подхода в учебном процессе вполне возможно, но где взять опыт и сформировать ценностные характеристики личности? В аудиторной работе, даже при всех благоприятных условиях, это невозможно.

Сфера деятельности дизайнера по костюму – индустрия моды, сложная и многогранная структура. Индустрия моды – это определённый сектор экономики, включающий в себя, производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара). Индустрия моды – одновременно и творческая и производственная сфера деятельности с предприятиями различного уровня мощности и направлений. Малые формы производства – индивидуальные предприятия, ателье. Более крупные – фабрики по производству одежды, фабрики с брендом, бренд фирмы с собственным производством, ателье с именем дизайнера, дизайн-бюро, бренд фирмы с дизайн-бюро, Дом моды с именем дизайнера. Кроме того – это реклама, презентация коллекций, дефиле, манекенщицы, музыка, свет и т.д. Эта сфера деятельности требует подготовки специалиста, скорее универсала, обладающего проектировочным мышлением. Производство желает получить высококвалифицированного специалиста, способного с первых дней работы приносить существенный вклад в его развитие. Омская Школа дизайна значительно отличается от других школ, ведущих подготовку дизайнеров по костюму, и это подтверждают многочисленные победы студентов на конкурсах различных уровней, неоднократно подтвержденные дипломами, как лучшей дизайнерской школы. Такой уровень сложился благодаря правильной системе подготовки, где основной упор делается не только на предоставление возможности получить доступ к профессиональным знаниям и формированию навыков проектировочных действий, но и созданию условий для формирования ценностных характеристик личности, приобретению дополнительного опыта творческой работы, что в свою очередь и позволяет лучше сформировать профессиональные компетенции [1]. Невозможно подготовить специалиста одновременно для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности, слишком различен уровень и направленность производств, но дать ему возможность выбрать свою траекторию и обучения в получении нужного профессионального опыта под силу учебному заведению при инновационном подходе к организации учебного процесса и научно-творческой деятельности.

В научной литературе создан теоретический фундамент для модернизации высшего образования, названный в ЕС управлением проектным циклом. Методика управления предполагает не ускорение развития личности студента с помощью обучения (переход к возможно раннему решению дизайнерских задач), а расширение ее возможностей именно в сферах жизнедеятельности (компетентности). Поэтому особые способности и профессиональные знания участников указанного проекта должны быть отражены не только в их высокой квалификации, но и в способности работать в русле амплификации, где амплификация, в первую очередь, предполагает развитие способностей, становление активной, творческой личности студента [5]. Становление личности студента невозможно без его желания, побуждающей мотивации к действию. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (ректора, преподавателей, студентов и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в «веер» задач, разработки содержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно [2]. Таким образом, чтобы перейти на новый уровень организации формирования компетенций, понадобилось активизировать в первую очередь творческие и организационные силы преподавателей. Создать интересные творческие проекты, найти инвестиции, заинтересовать студентов, чтобы поддержать побуждающую мотивацию к действию.

Чем раньше студент будет включен в инновационный процесс формирования профессиональных компетенций в русле амплификации творческих способностей, тем выше результат, т.е. конкурентоспособность выпускника. Поэтому проекты в которых предложено участвовать студентам бакалаврам уже с первого курса, учитывают все составляющие: расширение творческих способностей студентов, формирование ценностных ориентиров, формирование личностных и социальных качеств студента.

На первом курсе у студентов есть возможность участвовать в культурно-просветительском проекте «Образы Покрова», который под патронажем Министерства образования и науки, Министерства культуры Омской области, Омского областного музея изобразительного искусства организовывают кафедра «Дизайна костюма» ОмГТУ и меценат, директор Premium Fachion Gallery Олег Макеев. Этот проект вобрал в себя все аспекты интеграции учебного процесса, культурно-просветительской и творческой работы. Тема проекта посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы и связанным с ним образами, обычаями и традициями. Студенты-дизайнеры должны выполнить платок одинаково-определенного для всех размера, продемонстрировать его на конкурсе. Лучшие работы отмечаются наградами, стажировками на фабрики платков или тканей, фотосессиями.

Внедряя побуждающую мотивацию – не только стать одним из лучших, но и естественно сделать и применить новые творческие и технологические приемы, закладывается начало формирования профессиональных компетенций. В поддержку высказывание Л.Б. Суриной: «направить усилия художественно-промышленного образования по пути интеграции: образование – исследование – инновации (проект – осуществление – внедрение) [3].

Сила любого творческого проекта в широте исследовательского материала. Глубина одномерна. Поэтому сбор информации ведётся по нескольким направлениям:

Conceptboard или Moodboard (inspiration) – сбор материала по заданной теме. «Компиляция» из объектов или изображений объектов и текста с целью создания необходимого настроения, поиска подходящей стилистики для последующего использования в создании конечного продукта.

Storyboard - визуальная история, сценарий. Множество изображений, находящихся в смысловых и композиционных отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Colorboard. Составление цветовых карт с ситуационными задачами.

На основании этого формируется Textureboard – карта экспериментальных фактур с ситуационными задачами. Основное условие – объёмность собранного материала, возможность анализа творческого источника с разных сторон для получения эксклюзивного результата [4].

В одном творческом проекте соединены междисциплинарные связи, научные и творческие поиски, мастерство декоративно-прикладного искусства. Работа над созданием нового дизайнерского продукта включает в себя в рамках дисциплины «Пропедевтика» тему «Монокомпозиция», научно-творческое задание – изучение культурологических, ассоциативных фактов, связанных с традициями празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси, с изменениями в природе. Выполнение проекта платка в материале – это не только использование различных декоративных приемов, которыми студенты оформляют свои творческие задумки, это приобщение нового поколения к культуре рукотворческой работы, где каждый стежок, пришитая бусина невидимой нитью соединяют современных студентов с мастерством их бабушек и прабабушек. Результаты работы настолько интересны, что, помимо конкурса, порой приходится делать и художественную выставку.

Этот творческий проект существует уже не один год, но результаты стабильно высокие, так как участники используют и исторически сложившиеся методы декорирования и экспериментируют, создают современные, модные отделки. Участвуя в этом процессе, студент впервые сталкивается с проблемой презентации своего труда, а это немаловажная часть его будущей профессии. На первом курсе он под руководством преподавателя ищет возможные и выбирает лучшие варианты презентации. В дальнейшем его поиски становятся более самостоятельными, формируя его профессиональные компетенции. Тогда, когда он попадает на стажировку или производственную практику и, уже обладая опытом проведения подобного рода презентаций, справится с такой задачей, можно будет говорить о профессиональной компетентности молодого специалиста.

Проблема создания нового продукта в дизайне костюма связана с тем, что, учитывая цикличность моды, дизайнеры, обращаясь к костюму предыдущего времени не всегда понимают, как этот костюм оживить и внедрить в современные условия производства. Имея возможность более расширенно изучать, применять и видеть результаты применения различных технологических и декоративных приемов, будущий дизайнер вооружает себя опытом. Участвуя в конкурсах и творческих проектах, студент получает опыт не только своей работы, но и опыт всех участников. Он видит результаты труда не только небольшой учебной группы, но и большого числа участников проекта и даже представителей других педагогических школ. Как было уже отмечено – специалист должен обладать сформированными профессиональными компетенциями, решать различного рода профессиональные проблемы и задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей. Опыт, полученный еще в стенах высшего учебного заведения, даст возможность выпускнику быстрее адаптироваться к условиям индустрии моды. Это означает, что будет получен даже экономический эффект, так как на выпускника не нужно будет затрачивать много производственного времени для введения в производство.

Немаловажная роль культурно-просветительского проекта «Образы Покрова» – в формировании ценностей не только студенческой среды, но и социокультурного пространства города. Участники проекта, зрители видят и оценивают презентации, посвященные народным традициям, приобщаются к великим культурным источникам. Когда студенты, даже принадлежащие к разным конфессиям, дополнительно изучают не только декоративные приемы народного костюма, но и затрагивают темы зарождения христианства на Руси, зарождения традиций народных праздников, это сказывается на формировании личностных ориентиров. Поэтому значение интеграции научно-творческой работы в учебный процесс имеет несколько компонентов: гуманитарную составляющую обучающего процесса; личностный потенциал преподавателей как носителей культуры; внеучебную культурно-творческую среду.

Многоуровневое образование предполагает определенные критерии формирования профессиональных компетенций. В организации современного учебного процесса в какой-то степени можно провести мониторинг сложившегося результата. Но аудиторная работа, даже подкрепленная практически, не может в полной мере повлиять на формирование профессионализма. Поэтому поиск новых инновационных методов организации учебной, научной и творческой работы в русле амплификации творческих способностей сможет качественно изменить процесс формирования профессиональных компетенций, подготовить выпускника к различным ситуациям в сфере индустрии моды, сделать его конкурентоспособным на рынке труда.

Таким образом, включение студента в процесс формирования профессиональных компетенций возможно начинать уже с первого курса. Студенты самостоятельно или собираясь в творческие коллективы проходят путь творца, созидателя, волонтера, организатора, участника. Атмосфера конкурса в индустрии моды присутствует всегда, и важно научить студента искать и выбирать нужную информацию, анализировать и выбирать из массы вариантов наиболее перспективные, умело распределять объем времени, отводящийся на проект, использовать приемы декоративно-прикладного мастерства и формировать в себе стойкость духа, так как без этого невозможно стать профессионалом. Получив, хоть и небольшой, но творческий, организационный, духовный и личностный опыт, в дальнейшем студенты с большим творческим и жизненным потенциалом участвуют в других проектах: «Формула моды: Сибирская этника» и «Формула моды: Восток-Запад». Внедрять новые методы и методики всегда непросто, это затрагивает личностные интересы большого количества участников этого процесса, но остановившись можно потерять главное, что необходимо современному высшему образованию – качество образования, соразмерность его новым производственным задачам.


Библиографическая ссылка

Толмачева Г.В., Тимофеева М.Р., Першукевич Г.В., Медведь Л.В. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «ДИЗАЙН КОСТЮМА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 52-55;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11723 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674