Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Максимова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Проведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности девушек первого курса, отнесенных к специальной медицинской группе, проживающих в условиях ХМАО-Югры. Полученные результаты антропометрических исследований и тестирования физических качеств проанализированы в сравнительном аспекте с аналогичными показателями девушек основной медицинской группы, проживающих в условиях Крайнего Севера и с показателями студенток обеих групп, проживающих в условиях средней полосы России. Данные для сравнения взяты из литературных источников. Сравнение показателей, характеризующих физическое развитие, выявило у девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях ХМАО-Югры, явное наличие избытка массы тела, очевидно связанное с недостаточной двигательной активностью. По результатам исследования у девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях ХМАО-Югры, отмечено снижение силовых показателей, характеризующих развитие мышечной массы. Сравнение показателей физической подготовленности выявило у девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях средней полосы России, явное превосходство над сверстницами северного региона по уровню развития силовых и скоростных качеств, гибкости и выносливости. Проведенный нами сравнительный анализ показал, что уровень физического развития и физической подготовленности девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях ХМАО-Югры, значительно снижен по отношению к студенткам основной и специальной медицинских групп, проживающих в условиях Крайнего Севера и средней полосы России, что обусловлено суровыми климатическими условиями ХМАО-Югры, способствующими снижению уровня двигательной активности, развитию гиподинамии и ухудшению здоровья девушек.
физическое развитие
физическая подготовленность
климатические условия Крайнего Севера
специальная медицинская группа
1. Борисова Н.Ю., Галкина Т.Н., Якимова Я.Е. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 248–251 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9798/ (дата обращения: 23.12.2018).
2. Максимова Т.А Сравнительный анализ показателей функционального состояния студенток специальной медицинской группы, проживающих в условиях Крайнего Севера // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 1. С. 104–108.
3. Вишневский В.А., Апокин В.В. Приспособительные и компенсаторные реакции учащихся ХМАО-Югры на природно-климатические и социально-экономические факторы // Теория и практика физической культуры. 2011. № 3. С. 83–86.
4. Кошбахиев И.А., Васильева Е.Б., Сейтмуратов Т.Ш. Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 77–78. URL: https://moluch.ru/archive/77/13340/ (дата обращения: 23.12.2018).
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». 12-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 478 с.
6. Цепко О.А. Оздоровительная методика совершенствования морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях Крайнего Севера: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005. 24 с.
7. Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 180 с.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи на современном этапе является чрезвычайно актуальной в связи с тем, что из года в год растет число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья или приобретающих их в течение обучения в вузе [1]. Особенно остро данная проблема проявляется при проживании в регионах с экстремальными климатогеографическими условиями, к которым относятся районы Ханты-Мансийского автономного округа [2]. В условиях ХМАО-Югры человек повседневно сталкивается с комплексом природных факторов, которые резко меняются по силе и времени воздействия [3]. Продолжительный зимний период с преобладанием низких температур и обильных осадков в виде снега приводит к снижению времени, проводимого на открытом воздухе, что в свою очередь способствует возникновению дефицита двигательной активности. Дополнительным фактором развития гиподинамии является образ жизни студенческой молодежи: большую часть времени студенты находятся в стенах вуза или дома, общаясь в виртуальном мире, заменяя активные виды деятельности пассивными. Следовательно, суровость климата ХМАО-Югры определяется не только группой факторов, входящих в понятие «синдром полярного напряжения», но и группой экофакторов урбанизированной среды обитания в связи с длительным пребыванием в закрытых помещениях и малоподвижным образом жизни [4]. Доказано, что занятия физическими упражнениями и оптимальная двигательная активность человека способствуют гармоничному физическому развитию и достаточному уровню развития физических качеств, в то время как недостаток двигательной активности приводит к снижению уровня здоровья и является одной из причин возникновения патологических состояний, на основании которых студенты по данным медицинского обследования относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

В связи с этим сравнительная оценка физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера, представляется нами необходимой для обоснования поиска таких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, которые мотивировали бы девушек заниматься физическими упражнениями и способствовали достижению оптимального уровня их физического развития и физической подготовленности.

Цель исследования: провести сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности девушек (СМГ), проживающих в условиях ХМАО-Югры, со сверстницами основной медицинской группы, проживающими в условиях Крайнего Севера и студентками аналогичных групп средней полосы России.

Материалы и методы исследования

Исследования проводили в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Югорский государственный университет», расположенном в г. Ханты-Мансийске. В исследовании участвовали девушки первого курса, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные на основании медицинского заключения к СМГ (36 человек). В ходе исследования определяли уровень физического развития и физической подготовленности девушек по общепринятым методикам, учитывая медицинские противопоказания к выполнению тестов физической подготовленности.

Для оценки уровня физического развития измеряли следующие антропометрические показатели: рост стоя (с точностью 0,5 см), вес (с точностью 0,05 кг), кистевая динамометрия (динамометр шкалой до 50 кг). По антропометрическим показателям рассчитывали индексы:

1) весо-ростовой индекс (ВРИ, индекс Кетле) = вес (гр)/рост (см);

2) весо-ростовое соотношение (ВРС, оценка состава тела, % жира) = вес (кг)/рост (м2);

3) силовой индекс (СИ) = [сила кисти (кг) / вес тела (кг)]*100 %.

Для оценки уровня физической подготовленности измерялись следующие показатели [5]:

1. Силовые показатели: взрывная сила нижних конечностей (прыжок в длину с места), [см]; динамическая сила (прыжок вверх с места), [см].

2. Показатели выносливости: максимальное количество подъемов туловища из положения лежа на спине, руки за головой в течение 30 с (количество раз); общая аэробная выносливость (тест Купера) – ходьба или бег на расстояние в течение 12 минут (м).

3. Показатель гибкости: наклон туловища вперед в положении стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, с касанием отметки ниже или выше нулевой отметки (на уровне стоп), [см].

4. Скоростные показатели: быстрота реакции (тест «Ловля линейки»), [см].

Полученные результаты исследования обрабатывали методами математической статистики и сравнивали с аналогичными данными литературы. Количественные параметры представлены в таблицах в виде средней арифметической и стандартного отклонения.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки уровня физического развития были проведены антропометрические измерения у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, и рассчитаны соответствующие индексы. Показатели физического развития девушек первого курса, отнесенных к СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, в сравнительном аспекте со студентками первого курса средней полосы России представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные данные показателей физического развития девушек первого курса регионов ХМАО-Югры и средней полосы РФ

Показатели

СМГ, ХМАО-Югра

ОМГ, Крайний Север

СМГ, средняя полоса РФ

ОМГ, средняя полоса РФ

Рост, см

161,6

164,5

168,8

166,1

Разница в % между СМГ и ОМГ

–1,8

+1,6

Вес, кг

59,4

54,4

58,1

55,1

Разница в % между СМГ и ОМГ

+9,2

+5,4

ВРИ (Кердо), г/см

367

333

344

331

Разница в % между СМГ и ОМГ

+10,2

+3,1

ВРС, кг/м2

22,7

20,2

20,4

20,0

Разница в % между СМГ и ОМГ

+12,4

+2,0

Динамометрия, правая рука, кг

22,4

24,1

29,6

28,3

Разница в % между СМГ и ОМГ

–7,0

+4,6

Динамометрия, левая рука, кг

19,7

20,3

26,9

27,5

Разница в % между СМГ и ОМГ

–2,9

–2,2

СИ (правая рука), %

37,7

41,0

50,9

51,4

Разница в % между СМГ и ОМГ

–8,0

–1,0

Примечание. СМГ, ХМАО-Югра – средние значения девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры (собственные данные); ОМГ, Крайний Север – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера [6]; СМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7]; ОМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7].

Анализируя показатели физического развития девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, мы отмечаем явные отличия основных показателей в сравнении с развитием студенток основной медицинской группы, как регионов Крайнего Севера, так и средней полосы России. Так, по нашим данным, средние значения ростового показателя у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, ниже величин роста студенток основной медицинской группы региона Крайнего Севера (разница 1,8 %) и еще более снижены по сравнению с показателями жительниц средней полосы РФ: разница в росте девушек СМГ, проживающих в ХМАО-Югре, и студенток СМГ средней полосы РФ составляет 7,2 см или 4,3 %.

Средние значения массы тела у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры и средней полосы РФ, превышают данный показатель студенток основной медицинской группы. При этом численные значения массы тела у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, в среднем на 9,2 % выше относительно здоровых сверстниц данного региона. Для умеренных широт эта разница составляет 5,4 %. Налицо явное наличие избыточной массы тела для девушек СМГ, проживающих как в условиях ХМАО-Югры, так и в условиях средней полосы РФ.

В свою очередь, интегральные показатели – ВРИ и ВРС – у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, на 10,2 % и 12,4 % соответственно были выше, чем у студенток основной медицинской группы этого же региона. При этом у студенток СМГ, проживающих в средней полосе России, рост ВРИ, относительно основной группы, составлял в среднем 3,1 %, а ВРС – 2 %.

Силовые показатели физического развития девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, еще больше отличаются от показателей сверстниц основной медицинской группы. Во-первых, средние значения динамометрии обеих рук у девушек округа ниже, чем у студенток, проживающих в умеренных широтах РФ: для основной медицинской группы соответственно 24,1 кг против 28,3 кг для правой руки и 20,3 кг и 27,5 кг для левой; для студенток СМГ эта разница еще больше: для правой – 22,4 кг у северян против 29,6 кг для жительниц средних широт, и 19,7 кг против 26,9 кг для левой руки. Во-вторых, у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, сила кисти значительно ниже, чем у здоровых сверстниц этого же региона: сила правой руки ниже в среднем на 7,0 % (или 1,7 кг), сила левой руки – на 2,9 % (или 0,6 кг).

При существующих различиях по данным динамометрии, расчет силового индекса позволил обнаружить характерную закономерность: силовой индекс у девушек СМГ всегда ниже, чем у студенток основной медицинской группы, но более ярко это проявляется у жительниц регионов ХМАО-Югры. Как показали наши исследования, разница силового индекса между девушками СМГ и основной группы составляет 8,0 % (в сравнении со средними широтами, где эта разница равна 1,0 %).

Для оценки уровня физической подготовленности было проведено тестирование физических качеств с учетом медицинских противопоказаний. Анализ показателей физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, также демонстрирует их отставание от студенток основной медицинской группы как своего региона, так и средней полосы РФ (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные показателей физической подготовленности девушек первого курса регионов ХМАО-Югры и средней полосы РФ

Показатели

СМГ, ХМАО-Югра

ОМГ, Крайний Север

СМГ, средняя полоса РФ

ОМГ, средняя полоса РФ

Прыжок в длину с места, см

140,0

175,9

142,9

156,3

Разница в % между СМГ и ОМГ

–20,4

–8,6

Прыжок вверх с места, см

26,7

31,4

27,6

37,0

Разница в % между СМГ и ОМГ

–15,0

–25,4

Пресс за 30 сек, раз

16,8

22,0

21,6

36,8

Разница в % между СМГ и ОМГ

–23,6

–41,3

Тест Купера, м

1324

1879

1559

1775

Разница в % между СМГ и ОМГ

–29,5

–12,2

Гибкость, см

10,4

11,9

8,9

12,5

Разница в % между СМГ и ОМГ

–12,6

–28,8

Ловля линейки, см

19,6

22,0

Разница в % между СМГ и ОМГ

+12,2

Примечание. СМГ, ХМАО-Югра – средние значения девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры (собственные данные); ОМГ, Крайний Север – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера [6]; СМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7]; ОМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7].

Особенно низкие показатели физической подготовленности отмечаются при оценке взрывной силы нижних конечностей (прыжок в длину с места). Так, если у студенток СМГ, проживающих в средней полосе РФ, отставание по этому показателю от студенток основной медицинской группы составляет 8,6 %, то для девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, – 20,4 %. Также значительно снижены у обследованных нами девушек СМГ, относительно здоровых сверстниц данного региона, средние показатели теста прыжка вверх с места – на 15,0 %, аналогичные показатели жительниц средней полосы РФ еще более снижены – на 25,4 %.

Показатели анаэробной выносливости (подъем туловища за 30 сек) девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры также находятся ниже на 23,6 % средних значений девушек основной медицинской группы данного региона. При этом данный показатель девушек СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ, еще более снижен – на 41,3 %.

У обследованных нами девушек СМГ также был снижен и показатель общей аэробной выносливости, оцениваемый по тесту Купера. Оказалось, что испытуемые девушки СМГ, проживающие в условиях ХМАО-Югры, в среднем проходили 1324 м, что было на 555 м (или на 29,5 %) меньше, чем проходили сверстницы основной медицинской группы данного региона. В свою очередь, литературные данные демонстрируют, что отличия показателей теста Купера у девушек СМГ относительно показателей основной группы для жительниц средней полосы РФ составляло меньшее значение – 216 м (12,2 %). При этом, однако, студентки основной медицинской группы, проживающие в регионах Крайнего Севера, демонстрировали большую выносливость, чем сверстницы средней полосы России: 1879 м против 1775 м (разница 5,9 %).

Для девушек северных регионов ниже были и показатели гибкости (наклон туловища). При этом для регионов Крайнего Севера разница между средними значениями теста на гибкость девушек СМГ и основной медицинской группы составляла 12,6 %, тогда как для средней полосы РФ в два раза больше – 28,8 %.

Исключением являлся тест на быстроту реакции («ловля линейки»): у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, она была на 12,2 % выше относительно девушек основной медицинской группы северного региона.

Таким образом, исследование уровня физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях Ханты-Мансийского автономного округа, указывают на явное наличие у них избытка массы тела, на фоне сниженных показателей физической подготовленности, характеризующих развитие мышечной массы и физических качеств. При этом такие отличия для девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, во многом обусловлены влиянием регионального природно-климатического фактора, ведущим компонентом которого, на наш взгляд, является низкая двигательная активность студенток.

Заключение

Суровые природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на здоровье студенческой молодежи, а в совокупности с образом жизни современных студентов приводят к развитию гиподинамии на фоне снижения двигательной активности. Дефицит двигательной активности негативно сказывается на уровне физического развития и физической подготовленности студенток, особенно тех, кто по медицинским показаниям относится к СМГ.

Результаты проведенного нами исследования показали, что уровень физического развития и физической подготовленности студенток СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, значительно снижен не только по отношению к студенткам основной медицинской группы, но и к сверстницам средней полосы России, отнесенным также к СМГ.

Состояние физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, ставит необходимость поиска и внедрения более эффективных, по сравнению с используемыми, технологий оздоровления в ходе занятий физической культурой у данного контингента учащейся молодежи.


Библиографическая ссылка

Максимова Т.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 1. – С. 16-21;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11851 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674