Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Туленкова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Данная научная статья посвящена вопросам, касающимся анализа понятий «деятельность» и «деятельностный подход» в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Проведенный автором анализ научной литературы позволил остановиться на определении понятия «деятельностный подход» через некоторое действие, которое направлено на формирование самой личности. В философии понятие «деятельность» трактуется через специфическую человеческую осознанно регулируемую целеустремленную активность индивида по достижению поставленных целей, которые способствуют освоению общественного опыта, изменению как окружающего мира, так и самого себя. На основе отечественных психологических учений определение «деятельности» анализируется точки зрения формы активного отношения человека к действительности, которая в свою очередь направлена на достижение сознательно поставленных целей. Подвергнув рассмотрению педагогические источники, автор проанализировал роль деятельностного подхода в образовательном процессе. В статье рассмотрены современные педагогические исследования в области применения деятельного подхода для формирования личности и личностных универсальных учебных действий, были выделены ряд основных характеристик при определении данных понятий. Настоящая статья будет интересна специалистам в системе образования, исследователям в данной теме, педагогам и студентам педагогических вузов.
универсальные учебные действия
деятельностный подход
образование
формирование
деятельность
личностные универсальные учебные действия
1. Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление: монография: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 09.00.11 «Социальная философия». М.: ИД «Акад. естествознания», 2012. 199 с.
2. Волкова М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. 78 с.
3. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2010. 714 с.
4. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 239 с.
5. Лактина Н.В. Специфика деятельностного подхода в аспекте обучения иностранным языкам // Студенческий научный форум-2013. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007851 (дата обращения 24.04.2019).

На сегодняшний день традиционный подход в обучении, а именно, трансляция знаний от учителя к ученику, не соответствует современному темпу жизни и темпу накапливания знаний. На его смену приходит новая парадигма образования, использует новые подходы и технологии. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту основанием для формирования универсальных учебных действий служит деятельностный подход. Согласно предоставленному подходу цель образования изменяется с усвоением знаний на активное приобретение их путем вовлечения в деятельность по их добыванию. Деятельностный подход ставит перед собой цель развития личностных универсальных учебных действий.

Согласно вышесказанному, цель исследования: научное обоснование применения деятельностного подхода в процессе формирования личностных универсальных учебных действий.

Разработка деятельностного подхода восходит к 20 в. благодаря таким учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов. В его основе лежит определение «деятельность», введенное С.Л. Рубинштейном. Согласно многим ученым, базовая человеческая деятельность – это труд, который равным образом представляется как главный фактор в формировании физических, духовных качеств. В рамках социально-исторического развития из физического труда возникает умственный труд.

В философской науке понятие «деятельности» имеет двойственную цель: в одном случае, мировоззренческого, объяснительного принципа, в другом – методологического основания ряда социальных наук, в которых деятельность является предметом изучения.

Рассмотрим некоторые определения деятельности через процесс овладевания новыми знаниями:

1) как совместная творческая, самостоятельная деятельность между субъектами (П.А. Флоренский и др.);

2) как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, изменяет и преобразует окружающий мир при помощи усвоенных форм культуры (Э.Г. Юдин, Л.П. Буева, А.И. Лойко). Индивид изменяет окружающий мир, так и деятельность по изменению этого окружающего мира оказывает влияние на индивида;

3) как принцип объяснения человеческого бытия (Г.С. Батищев, О.Г. Дробницкий и Э.Г. Юдин);

4) как основание и принцип всей культуры (И. Кант, И. Г. Фихте);

5) как всепроникающая характеристика абсолютного духа, порождаемая имманентной потребностью последнего в самоизменении (Г. Гегель) [1].

Проанализировав вышеупомянутые определения, мы пришли к выводу о том, что если в начале рассмотрения понятия «деятельность» трактуется через определенный способ отношения к миру, при помощи которого и объясняется человеческое бытие, то в XIX–XX в. представляет из собя специфическую человеческую осознанно регулируемую целеустремленную активность индивида по достижению поставленных целей, которые способствуют освоению общественного опыта, изменению как окружающего мира, так и самого себя.

В отечественной психологии и педагогике «деятельность» анализировалась с точки зрения формы активного отношения человека к действительности, которая направлена на достижение сознательно поставленных целей. Так, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев определяют деятельность через совместную сознательную и целенаправленную деятельность между субъектами, творческой и самостоятельной по формированию как окружающих объектов, так и характера, и психики людей. Деятельность определяется как главный источник культуры и цивилизации. Л.С. Выготский анализировал деятельность через культурное поведение, которое невозможно без изготовления и использования орудий [2].

Деятельность легла в основу деятельностного подхода, разрабатываемого такими учеными, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульхановая-Славская и др. Так, в отечественной психологической и педагогической науках разработана деятельностная парадигма образования, которая заключается:

1) в развитии личности обучающегося, при помощи изучения универсальных способов познания и освоения мира;

2) процессе обучения – это и процесс усвоения системы знаний, умений или навыков, и процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Деятельностный подход анализируется через систему теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, содержащих в себе процесс формирования и развития психики и сознания в различных формах деятельности индивида. Обучение происходит через выполнение некоторой деятельности по разрешению каких-либо проблем через обучение мысли и действию в свободной творческой работе и сотрудничестве с учетом интересов учащихся (Д. Дьюи). Такого же мнения поддерживается и А. Дистервег, подчеркивая, что знания не должны предоставляться в готовом виде, обучающиеся находят, открывают их [3].

Деятельностный подход является личностно-деятельностным подходом, так как он реализуется при учитывании жизненных планов, ценностных ориентиров, как и других характеристик отдельных обучающихся. В связи с этим, выделяются две составляющих деятельностного подхода: личностный и деятельностный. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало, так как только через взаимодействие с миром, обучающийся учится творить себя. Согласно ученым, только посредством деятельности человек становится самим собой, саморазвиваются и самоактуализируются его личностные мотивы, цели, потребности [4]. Рассмотрим важные теоретические обоснования характеристик деятельности через личность (таблица).

Развивая идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), ученые трактовали определение «личность» через деятельность: личностью не рождаются, ей становятся посредствам деятельностей, представленных иерархией отношений, которые невозможны без воздействия общества. Обратимся далее к обзору современных педагогических исследований в области деятельностного подхода в формировании личностных универсальных учебных действий. Ученые (Н. Чуракова, К.И. Растямовна, И.Ю. Шбарина и др) подчеркивают, что использование деятельностного подхода важно из-за внедрения ФГОС, разрабатываемого и применяемого еще в отечественном образовании, становясь парадигмой для образовательного процесса на современном этапе. Процесс обучения представляет самостоятельную деятельность с целью открытия и получения нового знания. Благодаря самостоятельной деятельности обучающихся формируется личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Сегодня в содержание обучения иностранному языку включены все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (Н.В. Лактина): формирование и развитие лингвистических навыков (фонетики, лексики и грамматики), устной и письменной речи. Поэтому деятельностный подход является основополагающим подходом при обучении дисциплине «иностранный язык». Доказательством этому служит, во-первых, то, что цель изучения иностранного языка – формирование мировоззрения о культуре других стран через язык посредством различной деятельности, как самостоятельной, так и при помощи учителя; во-вторых, иностранный язык является средством для коммуникации в различных ситуациях, но только после деятельности по овладевании различными средствами восприятия, выражения мыслей [5].

Основываясь на вышеизложенном, мы сделали вывод о том, что содержание и цели обучения иностранному языку содержат в себе принципы деятельностного подхода, выявляя специфические особенности в организации обучения иностранного языка.

Используя деятельностный подход (Э.Р. Абселямова), перед преподавателем ставится цель – научить обучающихся самостоятельно приобретать через самостоятельную деятельность знания на основе имеющихся умений и навыков, а именно, формированию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных. Применяются различные приемы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Методы и примеры из педагогической практики автора:

1) прием «Имитационной игры»

  • «Sorry, I’m lost»

Постановка проблемы: вы – турист, и вы потерялись в городе. Вам нужно найти свой отель/магазин/автостанцию/другое место по желанию обучающегося. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – полицейский, прохожий, продавец в магазине.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

  • «I want to buy a ticket»

Постановка проблемы: вы – турист, вам нужно купить билет на поезд/автобус в другой город/на другой конец города. Распределение ролей: некоторые обучающиеся – туристы, которые потерялись в городе; остальные – продавцы в кассах.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

2) прием «Исполнение ролей»

«Tell me, please, about your country/city»

Постановка проблемы: кто-то из обучающихся американец/британец/шотландец. Они рассказывают про свою страну/город, остальные их расспрашивают.

Далее происходит анализ затруднений, разрешение поставленной проблемы, а именно, произведен диалог/беседа; происходит выявление значимости разрешение данной проблемы для ситуаций в жизни.

Теоретические обоснования характеристик деятельности через личность

Характеристика

Объяснение

Деятельность субъектна

не бывает бессубъектной деятельности, может принадлежать только человеку

Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов

выделены субъекты деятельности и совместная деятельность

Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом

всегда предметна, реальна, содержательна.

Деятельность сознательна и целенаправленна

всегда имеет цели и задачи

 

3) прием «Деловой театр»

  • «I want to buy a tour»

Постановка проблемы: туристы должны купить путевку, а турфирма должна подобрать турпакет. Обучающиеся разделяются на 2 группы со следующими ролями: туристы и работники турфирмы.

Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, турфирмах, правила этикета и тд.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составления текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.

  • «What I need for travelling?»

Постановка проблемы: вы собираетесь в поездку, и вам нужно решить, что вам туда необходимо взять. Обучающиеся разделяются по ролям: друзья/родители/работники турфирмы. Туристам необходимо узнать, какие вещи нужно/можно/нельзя брать с собой в поездку.

Дальше вместе с обучающимися производится анализ затруднений (лексика, грамматика, знания о стране, визовый режим, правила этикета и т.д.). Далее переходим к разрешению поставленной проблемы, а именно составлению текста/диалога между группами. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем.

4) технология проблемной ситуации

  • Перед обучающимися ставится вопрос: «Is Great Britain and England the same?»

Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем

  • Перед обучающимися ставится вопрос: «Travel, trip, voyage, cruise – what difference?»

Дальше вместе с обучающимися произвожу анализ. Обучающиеся должны ответить на этот вопрос с помощью карты/имеющихся знаний. Далее переходим к разрешению поставленной проблемы. Далее мы проводим рефлексию и выявляем значимость разрешения данной проблемы для жизненных ситуаций в будущем

Проанализировав все вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что деятельностный подход организует учебно-познавательную деятельность таким образом, что обучающиеся – активные участники образовательного процесса. Цель и задачи образования заключаются в самоопределении обучающихся в жизни, в дальнейшей профессии, поэтому ученик должен научиться самостоятельному нахождению знаний, с помощью которых решается возникающая проблема. Посредством этого раскрывается индивидуальность и уникальность личности обучающегося.


Библиографическая ссылка

Туленкова Л.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3. – С. 75-78;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11875 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674