Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ШКОЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ

Степанов К.М. 1 Эверстов Е.П. 2 Аммосова Т.К. 2
1 ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия»
2 МБОУ «Танаринская СОШ имени И.Е. Левина»
Внедрение направленного агропрофилированного образования в школах Республики Саха (Якутия) приобретает особую актуальность и является неотъемлемой частью новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, предоставляет возможность для получения профессиональных навыков и является подготовкой к самостоятельному, осознанному выбору профиля профессиональной подготовки. Как школа агротехнологического направления МБОУ «Танаринская СОШ» открыла широкие возможности для приобретения учащимися компетенций по традиционному сельскохозяйственному труду. Как агрошкола по результатам учебно-производственной деятельности она осуществляет реальное рыночное экономическое образование школьников. В связи с этим возникла идея взаимовыгодных партнерских отношений между школой и селом, которая породила множество бизнес-идей и социальных проектов. Коллектив школы исходя из интересов школьников и требований времени решил внедрить на базе школы идею бизнес-инкубатора, который станет основой для формирования базовых компетенций по предпринимательству. С целью введения намеченных целей в образовательную среду МБОУ «Танаринская СОШ» проведен I Региональный конкурс школьных бизнес-проектов, направленных на реализацию проектов и услуг населению, издан первый Сборник проектов Регионального конкурса школьных бизнес-проектов «Начни свое дело», где представлены задания проведенного конкурса с агропрофилированным направлением, выполненные под руководством учителей школ и научных консультантов, в целях реализации мероприятий по вовлечению обучающихся образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность в сельской местности.
профильное обучение
агротехнологическое направление
школьный бизнес-инкубатор
профориентационная работа
сельская школа
1. Махотин Д.А. Развитие агротехнологического образования как ключевое направление региональной образовательной политики // Агробизнес-образование: Опыт, проблемы, перспективы: cборник статей из опыта работы пилотных площадок проекта «Агробизнес школа и условия формирования системы непрерывного агробизнес образования в Иркутской области» / под ред. Д.А. Махотина. М.: ООО «А-Приор», 2019. С. 7–8.
2. Иванова И.П., Лавринова М.В. Проектный принцип управления при реализации концепции агробизнес-образования в Нижнеудинском районе // Агробизнес-образование: Опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей из опыта работы пилотных площадок проекта «Агробизнес школа и условия формирования системы непрерывного агробизнес образования в Иркутской области» / под ред. Д.А. Махотина. М.: ООО «А-Приор», 2019. С. 8–12.
3. Кондратьев П.П. Технологическое пространство трудовой подготовки школьников. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2002. С. 61.
4. Левченко Т.Г., Ермолаев С.А. Школьный бизнес инкубатор как эффективный фактор профессиональной ориентации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 281–285. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/95341.htm (дата обращения: 12.03.2020).
5. Панина С.В. Социальное партнерство в региональной профориентационной работе с учащейся молодежью // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Серия: социально-гуманитарная: коллективная монография / колл. авт. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. 272 с. С. 160–186.
6. Сборник проектов Регионального конкурса школьных бизнес-проектов «Начни свое дело» / сост.: К.М. Степанов, Т.К. Аммосова. СПб.; Якутск, 2018. 100 с.

Реализация программы обучения агропрофилированного назначения – одно из приоритетных направлений развития образования для многих сельских школ. Эта работа непосредственно связана с качественной профессиональной подготовкой кадров для сельского хозяйства, приобщением школьников к традиционному сельскохозяйственному труду, внедрением инновационных и перспективных технологий в агропромышленный сектор региональной экономики и сельского социума [1]. Также важной является реализация разных сетевых моделей взаимодействия образовательных организаций как между собой, так и с организациями среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательскими структурами, предприятиями и местным бизнесом. Главным может стать создание муниципальных ресурсных центров и бизнес-инкубаторов, играющих роль «точек роста» для местного производства и образования [1, 2].

Организация образовательного процесса в сельских школах ведется через интеграцию учебных предметов с агротехнологической и бизнес-направленностью, где определяющей формой учебной деятельности являются практические и лабораторные занятия, познавательно-поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. Во время проведения интегрированных уроков решаются задачи одновременного развития, а также развивается умение обобщать, синтезировать знания разных учебных дисциплин. Таким способом обеспечиваются преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, усиливается мотивация изучения общеобразовательных предметов. Использование данного подхода дает возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность [1, 2]. Подобные занятия становятся площадкой трудового обучения и воспитания учащихся, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе [3].

Своевременное введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в школе являются особенно актуальными и служит компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.

Для обеспечения школьникам возможности заняться реальным делом необходимо создать условия, позволяющие выявить у них предпринимательские способности, сформировать умение развивать свои идеи, овладеть подходом к решению различных проблем, обеспечить возможность получения образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и иной помощи путем расширения самоопределения и социализации обучающихся [4].

В настоящее время наиболее подходящей формой организации подготовки школьников с выходом на создание реального востребованного продукта или услуги, которая позволит осуществлять деятельность при перспективном взаимодействии образовательных, предпринимательских и управляющих структур, а также научно-образовательных учреждений, является школьный бизнес-инкубатор. Данная структура служит стартовой площадкой для формирования выпускников нового поколения, эффективным фактором личностного и социального самоопределения обучающихся [4, 5].

Целью исследования было изучение роли школьного бизнес-инкубатора (ШБИ) как условия интеграции традиционной хозяйственной деятельности в сельский социум.

Материалы и методы исследования: наблюдение, изучение деятельности учащихся в ходе проведения мероприятий и практической деятельности, педагогический мониторинг.

Результаты исследования и их обсуждение

Актуальность создания школьных бизнес-инкубаторов в условиях Республики Саха (Якутия) обоснована общим развитием мобильности учащихся всех уровней в рамках обучения к предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, его перспектив среди подрастающего поколения и выявления высокомотивированных детей, включенных в специфику данного направления. В перспективном направлении школьный бизнес-инкубатор даст возможность, проведя мониторинг спроса в Республике Саха (Якутия), приглашать представителей других регионов Российской Федерации представлять незнакомые специальности с применением эффективных образовательных программ. Начата совместная работа по подготовке высококвалифицированных педагогов по финансовой грамотности ГАУДО Республики Саха (Якутия) «Научно-образовательный центр «Сахаагроэкотур»» Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) с Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» города Москвы в рамках соглашения по взаимосотрудничеству и Программы Министерства финансов Российской Федерации. Данное мероприятие обеспечивает качественное обучение и подготовку выпускников ШБИ, способствует расширению зон партнерских и базовых школ НИУ ВШЭ с охватом всех республиканских школ. Основной целью ШБИ является внедрение профориентационных мероприятий: школа – ссуз – вуз НИУ ВШЭ.

Наряду с этим школьный бизнес-инкубатор дает возможность выхода напрямую на родительскую деятельность, которая, безусловно, рождает человеческие ценности в семье. Происходит общая подготовка к деятельно-системному подходу в данном виде образования, обеспечивающая взращивание перспективных специалистов широкого профиля указанного региона.

Школьный бизнес-инкубатор поможет ориентировать активных, инициативных, мотивированных учащихся на предпринимательство, а также способствует выявлению и поддержке перспективных проектов.

Во время тренинга у обучающихся появится представление о предпринимательской деятельности, будет возможность развить способность свободно мыслить и принимать выгодные решения при развитии бизнеса. Каждый участник получит знания по составлению собственного бизнес-плана, который, возможно, в будущем станет основой для создания собственного дела. Финальным событием проекта будет являться защита бизнес-проектов перед специалистами в области предпринимательства [4, 5].

Школа образована в селе Мукучу в далеком 1931 г. и является одной из самых отдаленных школ Кобяйского улуса. Она расположена на стыке границ Вилюйского и Кобяйского улусов, находится в 600 км от столицы республики и в 560 км от улусного центра п. Сангар. В условиях труднодоступной сельской местности руководство МБОУ «Танаринская СОШ имени И.Е. Левина» под руководством директора Михаила Степановича Спиридонова выбрало агропрофилированное направление образования.

В дальнейшем школа развивалась как экспериментальная площадка повышенного уровня по ранней специализации и активно внедрила дуальное образование. По окончании школы обучающиеся получают свидетельства по рабочим специальностям «Электрик», «Тракторист», «Водитель категории «В»». Открыты широкие возможности для приобретения учащимися компетенций по традиционному ведению сельского хозяйства. В 2012 г. школа вошла в перечень образовательных учреждений агротехнологического профиля Республики Саха (Якутия) (приказ МО РС (Я) № 01-08/1359 от 18.08.2010 г.).

В соответствии с накопленным опытом образовательной и производственной деятельности агрошкола ведет реальное целенаправленное обучение школьников финансовой грамотности в условиях экономических и рыночных преобразований. Следующим шагом в развитии агрошколы стала многоплановая работа по созданию школьного бизнес-инкубатора. Одним из важных аспектов сотрудничества школы и социума явилась работа, направленная на индивидуальное и коллективное социальное и бизнес-партнерство с населением, учреждениями села, совместную деятельность с родителями, развитие индивидуальных способностей школьников и реализацию их потенциала. При этом родилась идея взаимовыгодных партнерских отношений между школой и селом, которая способствовала возникновению множества бизнес-идей и социальных проектов. Коллектив школы исходя из интересов школьников и требований времени решил внедрить на базе школы идею бизнес-инкубатора, который станет основой для формирования базовых компетенций по предпринимательству. Школа закупила партию необходимого оборудования для бизнес-инкубатора и решила провести конкурс бизнес-идей, который был поддержан на уровне Республики Саха (Якутия).

С целью воплощения идей в жизнь МБОУ «Танаринская СОШ имени И.Е. Левина» при поддержке ГАУ ДО РС(Я) «НОЦ Сахаагроэкотур», МСХА ЯНИИСХ, МКУ «УО» 09.03.2018 г. был проведен I Региональный конкурс школьных бизнес-проектов, направленных на реализацию услуг населению.

Проведение различных мероприятий по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность стало основной целью мероприятия.

Основными задачи были:

– поддержка молодежных инициатив по разработке и реализации инновационных перспективных школьных бизнес-проектов;

– активное содействие профессиональному самоопределению обучающихся через развитие конкурентоспособной личности;

– решение актуальных проблем предпринимательской активности молодежи через совершенствование знаний и профессиональных навыков молодежи;

– формализация, оценка, планирование и реализация предпринимательских идей молодежи через обеспечение возможности обмена знаниями.

Согласно Положению в мероприятии должны были принять участие учащиеся 6–8-х, 9–10-х классов по таким видам предпринимательской деятельности, как: производственное предпринимательство; фермерство; коммерческое предпринимательство.

В конкурсе приняли участие 57 школьных бизнес-проектов из Горного, Кобяйского, Вилюйского улусов (Кобяйский улус: МБОУ «Танаринская СОШ», МБОУ «Мастахская СОШ», МБОУ «Кобяйская СОШ», МБОУ «Мукучинская гимназия»; Горный улус: МБОУ «Атамайская СОШ»; Вилюйский улус: МБОУ «Бекчегинская СОШ», МБОУ «Борогонская СОШ», МБОУ «Югюлятская СОШ», МБОУ «Мастахская СОШ имени А.А. Миронова»). Спонсорами выступили частные лица, индивидуальные предприниматели и организации с. Мукучи Кобяйского района.

Конкурс помог повысить общую финансово-экономическую грамотность школьников, выявить и поддержать талантливых детей, реализовать бизнес-проекты небольших творческих коллективов учащихся с помощью призовых грантов, развить сектор услуг и повысить общий уровень жизни в сельском социуме. Первый шаг к предпринимательской деятельности как к перспективному направлению в сельской местности, к профессиональному самоопределению обучающихся успешно выполнен. Он активировал нестандартное творческое и предпринимательское мышление школьников и учителей, вызвал большой интерес всех слоев трудоспособного населения, организованных хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые в основном выступили спонсорами и поддержали инициативу идейных вдохновителей и организаторов мероприятия. В этом перспективном начинании приняло активное участие большинство населения. Каждый участник из улусов региона имел возможность представить свой проект и получить рекомендации по его реализации. В рамках Регионального конкурса школьных бизнес-проектов «Начни свое дело» был проведен круглый стол «Перспективы развития деятельности школьных бизнес-инкубаторов», в котором участвовали представители школ Вилюйского, Горного и Кобяйского улусов. Он затронул вопросы развития молодежного предпринимательства, государственной поддержки молодежи, популярных сфер предпринимательства, а также такое актуальное направление, как наставничество.

По итогам работы внесены предложения в части содействия молодых предпринимателей развитию школьных бизнес-инкубаторов, по разработке программы по созданию благоприятного бизнес-климата молодежного предпринимательства, разработке в действующем и во вновь создаваемом фонде поддержки предпринимательства отдельного кредитного продукта для молодежи.

Издательским домом «Реноме» (г. Санкт-Петербург) издан Сборник проектов, где представлены материалы Регионального конкурса школьных бизнес-проектов «Начни свое дело», выполненных под руководством учителей школ, в целях реализации мероприятий по вовлечению обучающихся образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность. Издание предназначено для школьников агропрофилированного направления [6].

Развитие предпринимательства и финансовой грамотности в молодежной среде является одним из приоритетных направлений политики в Республике Саха (Якутия). Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на достижения и возможности, перспективы и проблемы наших школьников во исполнение поручений Главы Республики Саха (Якутия).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с 14 лет.

По данным проведенных социологических исследований примерно 76 % выпускников городских школ и 64 % сельских хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. При этом лишь менее 10 % городских и сельских учащихся имеют представление, с чего нужно начинать свое собственное дело.

Истории о детях, которые открывают собственное дело и зарабатывают чуть ли не с первых классов школы, сегодня уже не кажутся невероятными. Прямой цели сделать из школьников предпринимателей у образовательного учреждения, конечно, нет. Прежде всего это школьники, и основная задача – привить им основы экономики, предпринимательской деятельности. При этом школьный бизнес-инкубатор учит ребят коммуникабельности, проектной работе, работе в команде.

08.12.2018 г. на базе МБОУ «Танаринская СОШ имени И.Е. Левина» состоялась I улусная бизнес-игра «Эргиэн». Целью и задачей игры явилось следующее: апробирование своих профессиональных возможностей, а также освоение различных социальных ролей в системе рыночных отношений; ознакомление с основой предпринимательской деятельности; поддержка и реализация стартап-проектов.

Игра состояла из пяти этапов.

1. Тренинг на тему «Генерация бизнесидеи».

2. Командная работа, разработка проектов.

3. Защита проектов.

4. Презентация чужой компании.

5. Прямые продажи методом холодных звонков.

Экспертами игры выступили руководители команд (по условиям оценивания руководители команд своим командам баллы не ставили). Во время проектных работ команд руководитель независимого движения развития дополнительного образования «ПОСЕЛЬСКИЙ ПРОДАКШН» С.С. Посельский провел консультацию для педагогов по нормативному регламенту, организационным аспектам создания коворкинг-центра школьного бизнес-инкубатора.

В перспективе школьные предпринимательские идеи будут реализованы в настоящее дело, приобретенные знания и навыки будут совершенствоваться и принесут свои плоды. Инновационный проект школы «Организация школьного бизнес-инкубатора как условие успешного сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе» станет новым начинанием, опорой и площадкой для внедрения предпринимательских идей и воплощения их в реальную экономику.

Инновационные проекты РИП направлены на развитие различных форм предоставления образовательных услуг и инклюзивного образования, обеспечение преемственности при обучении на разных уровнях образования, создание современной цифровой образовательной среды, условий для развития компетенций по направлению «Worldskills Юниор» в рамках движения «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia), развитие системы дополнительного образования в контексте реализации профориентационных проектов, современных программ по развитию технического творчества, исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Заключение

Системный и плановый подход по организации агротехнологической образовательной работы в отдельных школах Республики Саха (Якутия), несомненно, способствует развитию инновационного движения. Образовательные организации внедряют все новые образовательные методики и технологии агротехнологического обучения. Об этом говорят положительные результаты работы многих агрошкол. Разрабатываемая образовательная система воспитания и развития личности ребенка в сельском социуме будет ключевым инструментом в воспитании молодого поколения в сельской местности.

Основная задача педагога – это воспитание активной личности с высоким духовным, культурным интеллектуальным уровнем, с его этнической идентичностью. Образовательный и производственный опыт агрошкол должен быть направлен на развитие компетенций школьников, которые будут ему полезны в жизни, особенно в сельской местности.

Итоги проводимых мероприятий в области привития навыков предпринимательской деятельности школьникам показали рост мотивации педагогов и обучающихся к научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской деятельности, а также наличие весомого потенциала для дальнейшего развития агропрофилированного направления обучения.

МБОУ «Танаринская СОШ имени И.Е. Левина» ведет реальное рыночное экономическое образование школьников, основываясь на результатах учебно-производственной деятельности. Идея взаимовыгодных партнерских отношений между школой и селом способствует развитию множество бизнес-идей и социальных проектов.


Библиографическая ссылка

Степанов К.М., Эверстов Е.П., Аммосова Т.К. ШКОЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 2. – С. 20-24;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11950 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074