Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАДИИ ВЫЗОВА УРОКА ПО РАССКАЗУ Ч. АЙТМАТОВА «СОЛДАТЁНОК»

Тыныстанова Н.А. 1
1 Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына
В статье рассматривался вопрос изучения рассказа Ч. Айтматова «Солдатёнок» для учеников пятого класса в киргизских средних школах. Здесь в первую очередь было раскрыто отличие обучающей литературной стадии обучения от системного курса. Далее речь идет о вступительном слове учителя перед началом новой темы, по этому поводу были приведены мнения ученых-методистов, таких как В.В. Голубков, Б. Алымов, К. Иманалиев. Далее были даны рекомендации по учебной программе литературы, а материалы рассказа были поделены на предметы. Определены цели и задачи вступительного доклада учителя. Разработаны план и структура доклада. Здесь в полной мере приведены материалы краткого доклада. Информация о стадиях вызова, осмысления, рефлексии в статье приведена в качестве отличного примера инновации вступительного слова учителя, объяснения новой темы и его закрепления. Также вкратце дается ознакомление с материалами интерактивного обучения литературе. Дается понятие об интерактивном средстве кластера, на основе их использования разработан пример организации стадии вызова в изучении рассказа Ч. Айтматова «Солдатенок». В конце статьи приведены разработанные рекомендации по чтению текста рассказа, комментарии и список использованной литературы.
задачи обучения
литературное чтение
вступительное слово учителя
стадии вызова
осмысления
рефлексия
интерактивность
интерактивное обучение
1. Сосновская И.В. Методика преподавания литературы в современной школе. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. 307 с.
2. Алымов Б. Методика преподавания киргизской советской литературы. Фрунзе: Мектеп, 1981. 298 с.
3. Программа киргизской литературы. Для V‒IX классов киргизской средней школы. Бишкек, 2018. 56 с.
4. Технологии и методики обучения литературе / Под ред. В.А. Кохановой. М.: Флинта, 2011. 407 с.
5. Илеева Л.Ф. Практикум по методике преподавания литературы. Бишкек, 2011. 302 с.
6. Байсабаев Б.А. Изучение произведений Чингиза Айтматова в V‒VII, IX классах. Бишкек, 2014. 192 с.
7. Оторбаев Б.К. Методика преподавания киргизской литературы. Бишкек: Айат, 2020. 560 с.
8. Оторбаев Б. Актуальные вопросы преподавания литературы в школе. Бишкек: Айат, 2013. 96 с.
9. Оторбаев Б. Интерактивное изучение литературы в школе. Бишкек: Турар, 2011. 96 с.
10. Чыманов Ж.А. Киргизский язык: Методы преподавания. Бишкек, 2007. 100 с.
11. Кошалева И.В. Интерактивные приемы и методы взаимодействия учителя с учеником. В кн.: Интерактивные приемы, методы, формы преподавания русского языка и литературы в школе // Материалы региональной научно-практической конференции. Смоленск, 2018. 68 с.
12. Мусина Н.М. Использование графических способов представления информации на уроках различных дисциплин в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Методическое пособие. Нижневартовск, 2013. 49 с.
13. Алымов Б. Преподавание «Родной литературы» в 7 классе. Фрунзе: Мектеп, 1983. 252 с.

V класс, где будут изучать рассказ «Солдатенок», подходит под курс литературного обучения в качестве освоения в школах урока литературы как предмета. Главная цель литературного обучения в V классе – привить ученикам стремление с любовью читать художественную литературу; стимулировать рост их размышления, умения мечтать, воображения, эстетического чувства; формировать необходимые видения и методы понимания и принятия объемных, со сложными сюжетами произведений.

Основное различие литературного обучения от системного курса – это обращение внимания не на самого автора, а на его произведение. В этой связи в учебниках литературы для V-VII классов мало информации о жизни и творчестве художника. При литературном обучении произведения выразительно читаются в классе и анализ проводится на основе прочитанного текста.

Если рассмотреть литературные программы, то начиная с VIII класса перед каждой темой, произведением стоят такие указатели, как «информация о жизни и творчестве писателя», «жизненный и творческий путь писателя». А для V-VII классов такие рекомендации-показатели не даны. «В процессе литературного образования школьники знакомятся с жизнью и творчеством того или иного писателя дважды: в 5–8-х классах учащиеся узнают лишь о тех историко-биографических фактах, которые непосредственно связаны с чтением и анализом конкретного произведения; в 9-11-х классах изучение биографии писателя приобретает самостоятельный и законченный характер. Поэтому цели и задачи постижения этого материала на каждом из указанных этапов будут разные» [1, с. 118-119]. Такого же мнения и доктор педагогических наук, профессор Б. Алымов: «Новости из жизни писателя в V-VII классах даются, связанные с произведением, которые они проходят в этих классах. Если быть точнее, если в V классе читают такие произведения, как «Волшебник и сирота» и «Лиса и перепелка», то информация о жизни писателей дается только связанная с этими произведениями» [2, с. 39]. Рассмотрим мнение профессора И.В. Сосновской: «Круг вопросов, рассматриваемый учителем на уроке о писателе в 5-8-х классах, должен быть ограничен и направлен преимущественно на подготовку к восприятию произведения, которое будет читаться и анализироваться» [1, с. 121]. Значит, информация о Ч.Т. Айтматове и его произведениях в V классе излагается по возможности в короткие сроки и в ограниченном объеме.

В действующей программе по литературе на рассказ Ч. Айтматова «Солдатенок» выделяется 2 часа, для ведения работы по его изучению даются следующие рекомендации-направления:

«Проснувшееся чувство гордости сына за мужество отца и события, повлиявшие на него. Скромная детская романтика и трагичность. Мастерское раскрытие внутренних переживаний, мыслей, характера персонажа. Художественное превосходство произведения, принадлежащее почерку Ч. Айтматова.

Из теории литературы. Первое понятие о рассказе» [3, с. 18].

Как видно, рекомендации-направления программы не смогут стать достаточным указанием для учителя. Поэтому переваливать обязанности-требования методического руководства на программу обучения неправильно. Литературная программа определяет лишь идейные направления проводимых работ по произведению. А сама организация, ведение урока – это совсем другое, и одна из тяжелых задач.

Для начала учителю необходимо разделить материалы проводимого произведения, здесь – это рассказ «Солдатенок», на уроки-часы, потому что невозможно начать процесс обучения без точного определения, над чем и какими материалами будет вестись работа на каждом уроке. Правильнее будет разделить материалы рассказа в следующем порядке.

Вступительное слово учителя о Ч. Айтматове и его рассказе «Солдатенок». Ознакомление с самим произведением – 1 час.

Чтение и анализ текста. Анализ сюжетно-композиционной структуры рассказа, характеристика персонажей. Заключение – 1 час.

Работа по обучению различных художественных произведений начинается с вступительного слово учителя, «в рамках которого необходимо актуализировать связь с предыдущим уроком» [4, с. 187], или вводного урока. «Целью таких занятий является создание установки на чтение, его мотивировка и создание ориентиров восприятия художественного текста» [5, с. 53]. Вводный урок характерен больше для старших классов системного курса литературы. Поэтому для рассказа «Солдатенок» достаточно вводного слова учителя. «Основная цель вводного доклада – эмоциональная и психологическая подготовка учеников понять новые материалы» [6, с. 36]. В основном объем вводного слова учителя ограниченный, доклад длится всего в течение 3-5 минут.

Его содержание зависит от занимаемого места в литературе, значения, особенности жанра произведения. Вводный доклад, связанный с рассказом «Солдатенок», лучше вести в следующем порядке:

1. Несколько слов о рассказе «Солдатенок», проблемы, поднятые в нем.

2. Главные идейные направления произведения.

Если ученики впервые знакомятся с автором, то возникает необходимость в дополнительной информации. В таком случае 3-5-минутный вводный доклад продлевается до 5-8 минут и будет содержать в себе примерно следующие материалы:

«1. Кто этот писатель, его место в национальной и мировой литературе.

2. Основные произведения.

3. Краткая информация о проводимом произведении» [7, с. 368].

Вступительное слово о писателе (здесь о Ч. Айтматове), его произведении «Солдатенок» может содержать в себе следующую информацию:

– Дети, – начинает учитель свою речь, – сегодня наш урок будет посвящен рассказу великого представителя национальной письменной литературы, профессионала, классика в прямом смысле слова Ч. Айтматова «Солдатенок». Для начала узнаем об авторе. Вот этот человек! (Показывает картину).

Чынгыз Айтматов родился в 1928 г. в селе Шекер Таласской области, в семье служащего. Его отец Торокул Айтматов был известным сыном киргизского народа. Он был расстрелян во время репрессии в 1937 г. Только потом стало известно, что он был похоронен в нынешнем мемориальном комплексе «Ата Бейит» в селе Чон-Таш. Ч. Айтматов сначала окончил сельскохозяйственный техникум в Джамбуле, затем Киргизский сельскохозяйственный институт имени Скрябина и двухгодичный курс литературного института в Москве. Первое произведение, принесшее ему всемирную известность, – повесть «Джамиля». Французский писатель Луи Арагон назвал это произведение «Самой красивой историей любви в мире». Автор повестей, романов и рассказов, таких как «Белый дождь», «Ночной полив», «Трудная переправа». Помимо «Джамили», его основными произведениями считаются повести «Лицом к лицу», «Первый учитель», «Верблюжий глаз», «Тополек мой в красной косынке», «Материнское поле», «Прощай, Гюльсары», «Белый пароход», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», романы «И дольше века длится день», «Плаха», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы (Вечная невеста)», а также написанный в соавторстве с казахским драматургом Калтаем Мухаммеджановым «Восхождение на Фудзияму», завершенный вместе с Мухтаром Шахановым «Ночь воспоминаний о Сократе». Помимо этого, он автор множества публицистических произведений, философских эссе, таких как «Плач охотника над пропастью», «Ода величию духа», и мыслей.

Также в народе он известен как общественный деятель.

А рассказ «Солдатенок», о котором мы будем сегодня говорить, был издан в 1968 г. Это художественное произведение заслуженно прослужило в личном творчестве Ч. Айтматова, а также в части развития жанра рассказов в киргизской прозе в целом, визуализации силуэта ребенка в части детской литературы 60-х годов прошлого века. «Здесь рассказывается о тоске маленького мальчика Авалбека по отцу, который умер в Великой Отечественной войне, его мыслях, муках рано овдовевшей Жээнгуль. В тот вечер приедет передвижное кино и в сарае покажут фильм о войне. Вроде все шло своим чередом, как вдруг его мама Жээнгуль, показывая Авалбеку на солдата в кино, говорит: «это твой отец». С этого момента этот фильм становится для маленького Авалбека фильмом про его отца. История заканчивается тем, что мальчик поверит тому, что тот солдат его отец» (6, с. 38).

Несомненно, нынешний современный урок литературы принимает во внимание условие, чтобы во время урока присутствовали стадии вызова, осмысления и рефлексии.

«Стадия вызова – пробуждает интерес.

Главная цель стадии вызова – приведение в действие интереса учеников к материалам урока, стимуляция оживления энтузиазма. Здесь реализуются несколько важных видов познания деятельности.

На стадии вызова ученик, полагаясь на полученные ранее знания, начинает размышлять над поставленной задачей.

Через эту начальную деятельность он определяет уровень своих личных знаний, каждый раз к этому добавляются новые знания. Это очень важно, потому что если знание будет приниматься в контексте того, что до этого изучал и понял ученик, то оно будет крепким и стойким. Если информация не будет связана с теми понятиями, что у него есть, то она быстро забудется» [8, с. 38].

«К слову, стадии вызова, осмысления и рефлексии при организации урока в корне не новость. Это напоминает вводный рассказ учителя, освоение новых материалов и закрепление, озвучиваясь друг с другом и имея схожие цели» [7, с. 199-200]. Здесь больше делается акцент на интерактивное ведение урока, применение основных принципов личностно ориентированного обучения.

Вообще, что такое интерактивность, интерактивный урок? Если посмотреть с точки зрения, сформированного на сегодня, то интерактивность – это отдельная система дидактических операций, отношения личностно ориентированного обучения для увеличения плодотворности, развития и внутреннего обновления (инновации) образования, основанных на человеческих способностях, требованиях ученика.

Термин «интерактивность» в переводе с латинского означает: «интер» (inter) – расстояние, середина, «актив» (aktivus) – старание, активность. Значит, речь идет о старании, активности ученика с учеником, ученика с учителем, о взаимной активности. Интерактивность при обучении – это взаимное общение учеников между собой и с учителем в процессе урока, совместные, инициативные старания, в результате которых они приходят к одному упорядоченному решению-выводу.

Принятие, понятие и применение интерактивности в обучении, интерактивных средств обучения как интерактивный метод широко распространяется среди ряда ученых-методистов и школьных учителей, следующих за ними. «На самом деле интерактивность в обучении не считается методом самостоятельного обучения, это более широкое понятие, чем метод обучения, как было упомянуто выше, это отдельная система дидактических методов и приемов при ведении урока в школах» [9, с. 4]. Поэтому нам следует рассматривать его не как самостоятельный метод, а как главную определяющую особенность из методов, переживших инновацию в соответствии с временными требованиями нынешнего процесса обучения. Значит, будет правильнее говорить «интерактивные методы», а не «интерактивный метод».

По мнению профессора Ж.А. Чыманова, «интерактивное обучение выполняет две функции: первое – реализация целей-обязанностей, поставленных как на уроке, так и в традиционном процессе обучения; второе – достижение поставленной цели совместными усилиями, поддерживая и помогая друг другу. Отсюда выходит такое понятие, как соискать, путем совместных усилий выводить личные выводы по переданным знаниям, совокупность заранее запланированных целевых дидактических усилий, обеспечивающих разработку личных навыков, а не передача (получение) готовых интерактивных знаний в соответствии с требованиями инновационного обучения» [10, с. 62].

Далее уточняем. «Интерактивное обучение подразумевает процесс взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, при котором важно умение вести диалог, наладить понимание между теми, кто учится, и между тем, кто учит. Задача учителя – направить деятельность учащихся на достижение целей урока. А цель будет достигнута, если ученик примет участие в её формулировании, потому что такая совместная работа даст обучающемуся понимание задач урока, а также правильное восприятие методов, использованных учителем для достижения цели урока» [11, с. 10].

В настоящее время возникла необходимость остановиться на кластерах, как на одном из важнейших интерактивных методов, используемых в вводном докладе учителя про Ч. Айтматова и его рассказ «Солдатенок», или, как ныне говорится, при организации стадии вызова урока. И вообще, что такое кластер?

«Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов» [12, с. 10]. Его можно составить самостоятельно, группами или всем классом.

Использование кластера на стадии вызова производится следующим образом.

Ученики пишут на середине бумаги или доски ключевое слово (тему) и далее рядом с ним начинают вписывать слова или предложения, связанные с темой, например имена персонажей, события, эпизоды. На этой ступени кластер приводит в действие мыслительную деятельность еще до того, как освоили тему полностью, и помогает запомнить необходимую информацию; самое главное, все мероприятия на этой ступени обучения подчиняются цели заинтересоваться новым, оживить творческую плодотворность.

На начальной ступени перед изучением материалов рассказа Ч. Айтматова «Солдатенок» будет удобно использовать следующий пример кластера (рис. 1).

Работу с ключевыми событиями из рассказа «Солдатенок» и ознакомлением удобнее вести с помощью следующего кластера. Этот кластер можно использовать при общем повторении сюжетных событий рассказа (рис. 2).

tinist1.wmf

Рис. 1. Ч. Айтматов [Помогает учителю подробнее объяснять об авторе рассказа «Солдатенок» Ч. Айтматове]

tinist2.wmf

Рис. 2. Ключевые события рассказа [Позволяет доступнее знакомить с ключевыми событиями рассказа «Солдатенок» Ч. Айтматова]

Перед началом чтения текста учеников нужно ознакомить с самим художественным сюжетом. Несомненно, сразу необходимо ознакомить детей с сюжетными ключевыми событиями рассказа. Причина в том, что с давних пор такого мнения придерживаются ученые-методисты. К примеру, доктор педагогических наук, профессор Б. Алымов пишет так: «Несмотря на то, войдет ли весь текст в учебные книги, нужно дать краткое объяснение по его содержанию. Только тогда ребенок сможет получить полноценное и единое понятие по сюжету произведения, затем начинается работа над текстом» [13, c. 12].

Вполне достаточно, чтобы краткий доклад учителя о Ч. Айтматове и его рассказе «Солдатенок» содержал вышеуказанную информацию.


Библиографическая ссылка

Тыныстанова Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАДИИ ВЫЗОВА УРОКА ПО РАССКАЗУ Ч. АЙТМАТОВА «СОЛДАТЁНОК» // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 2. – С. 40-44;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11954 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074