Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОНЯТИЯ СИНКРЕТИЗМА И СИМВОЛИЗМА В МОДЕЛИ МИРА

Юсупов О.К. 1 Юсупова Р.О. 1 Артыкбаева С.Ж. 2
1 Ошский государственный университет
2 Ошский технологический университет им. акад. М.М. Адышева
В познании мира основную роль играет историко-гносеологическая функция взгляда на мир и его изменения. Так как в эволюции человечества начальной формой субстанции мышления являются мифические образы, возможно, им уделялось недостаточно внимания. Но, несмотря на визуализацию фантастических идей в познании, можно наблюдать существование в нем рациональных идей. В процессе познания мира человеком акцент ставится на чувственный уровень познания и им же обусловливается. Но в то же время создается образ вещей, явлений. Здесь можно сделать вывод, что познание мира состоит из гармоничного отношения чувственных и рациональных тенденций познания, ибо эмпирический уровень познания в большинстве своем опирается на чувственную форму познания мира, а теоретический – на рациональную. Но для полного познания мира необходима диалектика эмпирического и теоретического уровней познания мира. Рефлексия каждого явления и вещей произвольно проявляется через сознание человека. А отражаемые образы существуют как объективное бытие, а не как субъективное. Поэтому если считать, что познание первобытного человека является мифическим, то это не значит, что по своему содержанию все оно было фантастическим.
синкретизм
символизм
модель мира
герменевтика
контекст
1. Беляева Е.В. Исторические типы религиозного синкретизма. [Электронный ресурс]. URL: http:/ / https://elib.bsu.by/bit
stream/123456789/54089/1/ %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8F %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %B0, %20 %D0 %95. %20 %D0 %92. %20 %D0 %98 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BF %D1 %8B %20 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %B7 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %20 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %BA %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC %D0 %B0.pdf (дата обращения: 22.05.2020).
2. Сказания о солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н Талах. Киев, 2014. 50 с.
3. Гомбожапов А.Д. Кочевые цивилизации Центральной Азии в трудах Л.Н. Гумилева. Улан-Уде: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. 58 с.
4. Тогусаков О.А., Жумагулов М.Ж., Асанов Ж.К. Онтология кыргызских традиций (на кырг.яз.). Бишкек, 2016. 87 с.
5. Манас: Эпос. 1-я книга (на кырг. яз). Фрунзе, 2015. 258 с.
6. Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник изучения духовной культуры киргизского народа. Фрунзе: Илим, 2000. 115 с.
7. Бокошов Ж.Б. Событие проходит, оставляя мысль (Философские раздумья) (на кырг.яз.). Бишкек: Бийиктик, 2013. 312 с.
8. Мукасов Ы.М. Мировоззренческая сущность кыргызских мифов. Бишкек: Илим, 2018. 92 с.
9. Эр Төштүк: Эпос / по варианту Саякбая Каралаева. 2 изд. (на кырг.яз.). Фрунзе: Кыргызстан, 2004. 252 с.
10. Акмолдоева Ш.Б. Вселенная «Манаса» (на кырг.яз.). Бишкек: Илим, 2003. С. 37–40.
11. Манас: Эпос / По варианту Сагымбая Орозбак уулу. 4-я книга (на кырг.яз.). Фрунзе, 2011. 207 с.
12. Турсуналиев С.Ш. Образно-конструктивное осмысление эмпирического и рационального в кыргызском эпосе. Бишкек, 2020. 112 с.
13. Абрамзон С.М. Избранные произведения о Кыргызы и Кыргызстан. Бишкек: «Кыргызстан – Сорос» фонду, 2016. 205 с.

Субстанциональные способы понимания мира опираются на мифическое мышление. В познании объекта фантастические взгляды различных образов соединяют чувственные и рациональные уровни. В диалектическом материализме определено, что познание мира основано на чувственных знаниях. Мы с этой идеей согласны, но отражение объективности вещей и явлений – сложный процесс, ибо познание чувственными органами мира приводит к определению внешних явлений вещей, а рациональное направлено на внутреннюю сущность изучаемого объекта.

Известные советские (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко) и зарубежные ученые (Ж. Пиаже, Р. Грегори, Ч. Спайкер, Л. Липситт) своими многолетними исследованиями утвердили основную роль ощущения в процессе осознания окружающей среды. В получении образа во время наблюдения активно участвуют все чувственные органы. Здесь разрабатывается определенный язык, который представляет вещи и явления. Значительность этого языка заключается в том, что он не только употребляется в обыденном понятии, но и используется в научной терминологии. На основании этого можно сделать вывод, что наблюдение связано с формами не только чувственного познания, такими как ощущение, восприятие, представление, но и с рациональными формами познания. Этим объясняется сложность чувственных и рациональных тенденций познания. Другими словами, познаваемость внешнего и внутреннего содержания вещей, явлений выражается во взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней. Поэтому вещи, явления, мифические идеи в познании являются представлением образов феномена «наивного реализма». Здесь субьект берет систему образов, объединяющих подходящие стороны свойств объекта. В результате повседневной практики из доступных знаний путем связывания сравнительно схожих свойств неизвестных явлений были образованы понятия нового качества. Но Е.В. Беляева синкретическую характеристику раннего общества определяет так: «Особенность синкретизма раннего общества – это не синтез каких-либо элементов, а первичная целостность представлений о мире и месте человека в нем» [1]. Здесь автор, уделив внимание общим связям синкретизма в познании, не приняла во внимание философское мышление древних людей о мире через идеализацию схожих теорий. Например, защита древних людей в познании посредством необходимых рефлексий активизировала синкретические формы взгляда на мир. В модели раннего мира синкретические и родственные динамики дают понимание необходимых условий повседневной жизни. Для древних людей жить раздельно было непривычно. Познание одной группы людей зависело от родового предводителя: что он считал правильным, того придерживались и другие. А также смысл познания мира они видели в желании проживать совместно. Их экзистенция требовала совместного проживания племенами.

Целью работы является интерпретация рациональности смысла понятий синкретизма и символизма в мифической картине мира.

Материалы и методы исследования

В процессе познания тайны природы первобытные люди изобразили аналогичные виды вещей. Они старались хоть каким-то образом изучить непознаваемость мира. В повседневной жизни у древних людей инстинктивные и безусловные рефлексивные элементы синкретического познания, меняя формы, достигали смысловых понятий. Исходя из жизненной необходимости, они последовательно наблюдали над естественными явлениями. В обыденной практике, синтезируя свои подозрения и наблюдения в познании, они достигли далеко не научных знаний. Синкретично представляя образы природы, люди прошлого достигли формирования традиционно-ритуальной привычки. Их идеи, мировоззрение были связаны с повседневной необходимостью. Синкретическое представление вещей и явлений направляло мысли на изучение других похожих качеств природы. Например, можно с уверенностью утверждать, что в древнем обществе синкретические обычаи познания родственны с народными традиционными играми. В познании мира ранние народные игры выполняли роль религиозно-магических традиций в схватках, удачной охоте, лечении болезней, вызове дождя и хорошего урожая [2]. В представлении мира раннего общества значение имели обычные движения, отражающие традиционные игры, выражающиеся в обрядовой структуре. Люди верили, что эти ритуалы обязательно помогут исполнить их мечты. Изучая мировоззрения архаического общества, заметим позитивный настрой на жизнь. Иначе говоря, старания людей выжить становятся находкой эволюции.

Поэтому в познании восприятие вещей соответствовало изменениям повседневной жизни. Например, древняя народная игра кыргызов «ордо» синкретизировала организованную жизнь групп людей. Создание ордо не зависит от родства, языка, религии, но для ордо необходима организованность [3]. Сближение данной игры с несколькими группами людей – закономерное явление. Очерченный на земле круг отражает соответствующие религиозно-магическим целям рациональные действия перед охотой или по возвращении. В познании мира исходящее из необходимости рациональное содержание повседневных знаний показывает готовность древних людей выйти из разных ситуаций. Их мышление, тесно связанное с интересами, связь материи и бытия создали синкретическое положение. В традиционных знаниях знакомство с миром на эмпирическом уровне является тому свидетельством. Традиционные обычаи сменены на игры, а религиозно-магические действия в охоте – на ответственость. В качестве тактики обучения воинов использовался прием вращения в охоте и, обращая на свою сторону людей, был направлен на подготовку большого контингента воинов [4]. Очерченный на земле круг для древних людей имел большое значение. Переходящее из поколения в поколение эволюционное содержание этой формы позже создало символический знак, используемый в военной тактике. Поэтому в познании мира стали традиционными целенаправленные действия, а понятия с содержательной стороны остались теми же. Но в соответствии с развитием общества были отобраны, признаны, трансформированы и подвержены изменениям со стороны формы. И можно утверждать, что они входят в ряд игр, охраняющих этническое здоровье современного кыргызского народа.

В познании ордо показывает основные силы противоположных сторон, учит, как победить врага, показывает приемы защиты. Кроме этого, в каждом действии игрока отражаются ловкость, стремление воина к победе, самозащите, самосохранению. Игра ордо развивает у участников ум, воспитывает патриотизм, самостоятельность, стойкость, решительность. От игроков же требуются высокое мастерство, особые приемы, знания, выносливость. Необходимыми требованиями считаются умение правильно расходовать силы участника, быть собранным. В эпосе «Манас» ярко излагается выполнение этих требований:

Атып, атып чүкөгө, Играя в альчики,

Ичке түшүп имерип, Повернувшись, упав на живот,

Томпой менен жиберип, Готовился Манас щелчками

Чертүүгө Манас барганы. К выбиванию костей [5].

В этих строках прославляются проворные действия Манаса. Значит, в познании кыргызского народа генезис повседневных традиционных обычаев, дав схему целенаправленного освоения мира, создал возможность адаптации природных изменений. В познании мира нанесение рисунков на камни древними людьми известно из исторических памятников. В таких источниках встречается информация о неиссякаемом наследии древнего кочевого народа – игре «тогуз коргоол». Об этом свидетельствуют находки в горах Төө-Жайлоо западнее города Кара-Көл. Эти данные показывают историческое значение игры «тогуз коргоол». Ее близость к шахматам отмечена в работах И.Б. Молдобаева, К.К. Юдахина, П. Леденева: «Доска, используемая в этой игре, количество камней напоминают шахматы» [6]. Исследователи приняли во внимание то, что в познании древних людей начерченные на доске линии являются прообразом шахматной доски. Игра «тогуз коргоол» предполагает использование в качестве карты, показывающей территории расселения родов. Значит, народные игры у древних кыргызов утверждают совокупность феномена в описании мира. Сюда можно добавить похожие игры: борьба, игра в камни и др.

В описании мира древние кыргызы большое значение придавали символическим понятиям – это отражается во взглядах на Вселенную, образе семи слоев в строении Земли, символическом содержании числа «семь». Очень много говорится о вере древних кыргызов в священное число «семь»: «Символ числа семь является священным, таинственным» [7]. Соглашаясь с мнением автора, считаем, что в обществе часто встречается специфический взгляд на число «семь». Например, в народе широко встречается образ созвездия Большой Медведицы (в фольклоре другое название – Семь разбойников), «семь раз отмерь, один раз отрежь». Онтогенез символа «семь» отражается в известных преданиях кыргызского народа о космогонии. Например, в сказании «Көк-Өгүз» (Синий Вол) говорится: «Земля состоит из семи уровней. Там живут говорящие на человеческом языке одноглазые великаны. Здесь расположено никем не тронутое таинственное «синее озеро». Так как это озеро мертвое, никто не пил из него воду. Эту землю на своих золотых рогах держит большой Синий Вол. Когда его один рог уставал держать землю, он перебрасывал ее на другой. В это время происходило землетрясение. Частота землетрясений зависела от перебрасываний земли с одного рога вола на другой» [8]. В познании эти фантастические идеи, во-первых, являются визуальным освоением древними людьми описания мира, во-вторых, изменение состояния Земли, наличие под ней воды подтверждаются в эмпирических знаниях. Созвучие с данной точкой зрения можно встретить в эпосе «Эр төштүк»:

Жер титиреп көл толкуп, Земля сотрясается, озеро вздымает волны,

Жеткилең кыйын иш болду. Совершенно трудное дело свершилось.

Көлдүн баары чачылды, Разбрызгалось всё озеро.

Жердин баары казылды. Вырыта вся земля [9].

В этих строках говорится о природных бедствиях, когда разверзлась земля и движение всколыхнуло озеро. Также наличие воды под землей в повседневных натуралистических взглядах кыргызов доказывает сходство с идеями древнегреческого философа Фалестина. В познании мира движению земли и ее упорядочиванию не переставали уделять внимание, продолжали развивать знания. О.А. Тогусаков утверждал, что в познании древних кыргызов были понятия о земле, о том, что ее окрестности граничат с водой, по форме она похожа на шар. Эту точку зрения считает правильной Ш.Б. Акмолдоева: «Семантика центра, окрестности (четырехугольное замкнутое пространство), та же символика жилища – юрты, четырехконусной палатки и других определяла эти формы. По нашему мнению, народная игра ордо несет в себе ту же символическую нагрузку. Но, как видно здесь, из круга показаны раздельно четыре главных направления» [10]. Соглашаясь с мнением исследователя, можно отметить, что в познании мира кыргызский народ первоначально освоил четырехугольный ромб, со временем данная форма трансформирована в категорию круга. «Круглая» форма начала использоваться в повседневной практике повсеместно. Доказательством этому является эпос «Манас»:

Бокмурундай төрөдөн От господина Бокмурун

Чыккан элчи кетти дейт, Ушел посланник,

Төгөрөктүн төрт бурчун, Прошел одинаково

Баарын бирдей өттү дейт. Четыре угла круга [11].

В эпосе в целях донести весть Бокмуруна его посланник обойдет весь мир, говоря иначе – обошел Землю вокруг. Также здесь «четыре угла круга» прослеживаются в направлениях сторон света – север, юг, восток, запад. Поэтому в познании мира идеи о семи уровнях Земли имели фундаментальное значение при построении модели понятия «верхний – средний – нижний». Такие идеи встречаются и в эпосах:

Астындагы жер, Внизу земля,

Жер көтөргөн жел, Ветер, поднимающий землю,

Үстүндөгү көк. Вверху синее.

Көк бирөө деп ойлобо, Не думай, что оно одно,

Катар-катар көп. Много рядов [12].

Так, в эпосе «Манас» дана экспликация месторасположения Земли, показана сложность строения уровней неба. А в познании вера в семь уровней Земли и символическое значение числа «семь» были связаны с окружающей средой повседневной жизни. Расположенный в Ферганском хребте на перевале Көк-Арт памятник Саймалуу-Таш можно считать священным местом. Сюда приходили бесплодные женщины, а также больные люди. С собой необходимо было брать семь лепешек [13]. И сейчас в обществе наблюдаются такие обычаи: в священные места в целях совершения молитвы Курана необходимо брать с собой семь лепешек или готовить их на месте. Накануне праздника Айт в день окончания поста все готовят семь лепешек. Также в народе широко распространен обычай каждый четверг в память об умерших готовить семь лепешек.

Заключение

Таким образом, мифологическая форма познания мира отражает религиозно-мифологические взгляды совместно с созданием традиционных знаний у древнего кыргызского народа на ранних стадиях формирования общественного сознания. В познании это может иметь не только духовно-практическое, но и теоретическое содержание, так как в познании мира рефлексия мифических взглядов на рациональном уровне создает условия для теоретического анализа. Исследуя синкретизм и символизм мировоззрений древних кыргызов, мы получаем информацию о традиционном знании или эмпирическом познании народа. Многие отечественные ученые, изучив донаучные знания кыргызов, признали их всестороннюю значимость в практике и оптимальность в жизни. Система опытов обыденных умений привлекла внимание к рациональной утилизации естественных ресурсов. Это позволит воспитать в человеке морально-этические привычки и сформировать экологическое сознание.

Во время глобализации и цифровизации общество развивается непредсказуемыми темпами. И в то же время бытие человека изменяется. Духовный мир человека важен для развития общества. Здесь необходимо найти нужную нам альтернативу для развития цивилизации и в то же время не забыть, кто мы, чем отличаемся от животных. Поэтому, не увлекаясь материальными благами, мы должны выбрать нужный, необходимый путь в дальнейшей жизни. Наиболее приемлемый путь ученые видят в традиционных знаниях. Значение содержания традиционных знаний дает нам возможность устранять аморальные действия человека при его контакте с обществом и природой. Преемственность эмпирического познания проверена на обыденно-практическом уровне из поколения в поколение, это доказано рациональностью мировоззрения древних кыргызов. Это дает нам и следующим поколениям возможность выбрать эффективную установку для дальнейшего развития общества.

Таким образом, через понятия синкретизма и символизма в картине мира древнего кыргызского народа мы видим образы системно взаимосвязанных вещей и явлений. Здесь рассматривается отношение материи и бытия, которое является важным компонентом гносеологии. Можно сказать, что познавательный путь символа и синкретизма архаического общества. Потребности человека определяют необходимость познания мира. Мы старались определить рациональность сущности традиционных знаний с помощью методов аналогичных теории и символизма.

Поэтому в будущем изучение традиционных знаний может привлечь своим содержательным смыслом внимание разных областей науки, например астрономии, медицины, физики, математики, химии, биологии и т.п.


Библиографическая ссылка

Юсупов О.К., Юсупова Р.О., Артыкбаева С.Ж. ПОНЯТИЯ СИНКРЕТИЗМА И СИМВОЛИЗМА В МОДЕЛИ МИРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 4. – С. 34-38;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11974 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674