Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ

Скаковец И.С. 1 Смирнов А.А. 1 Зеленин Л.А. 2, 3, 1 Паначев В.Д. 2, 1 Морозов А.П. 2
1 Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ
2 ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
3 ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
Занятия гребным спортом позволяют овладеть набором общечеловеческих технологий, таких как личное обаяние, душевный оптимизм, терпимость к чужому мнению, умение устанавливать контакты и способность приобретать навыки продуктивного общения. Формирование личности в сфере деятельности способствует творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности. В процессе занятий гребным спортом особенно важна социально-нравственная позиция личности созидательного типа, отношение к целеосмысленному общественному труду, нравственные, эстетические, политико-экономические, правовые, валеологические и иные проявления. Развитие личности во многом зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры, включая специфические средства, способы, подходы и методы, оказывающие влияние не только на физическую, но и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную и другие сферы личности, во взаимодействии с обществом, в избрании разумного, здорового способа существования. Образовательный процесс в вузе направлен на профессионально-личностное развитие студента, на формирование умения систематически работать над собой, более глубоко познавать свои способности и максимально применять их в своей жизнедеятельности. Современный образованный выпускник вуза – личность созидательного типа, отражает высшее проявление образованности и профессиональной значимости его способностей и дарований, наиболее полно выражает человеческую индивидуальность. Здоровье обучающейся личности в вузе является ценностным потенциалом во всём его многообразии и как никогда становится востребованным для сохранения и укрепления здоровья, сохранения психической и физической подготовленности, личностной и профессиональной самореализации.
гуманизация образовательного процесса
гребной спорт
профессиональная деятельность
здоровье личности
ценностный потенциал
1. Зеленин Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов // European Social Science Journal / Европейский журнал социальных наук. 2013. № 2. С. 106–112.
2. Паначев В.Д. Взаимосвязь здоровья студентов и занятий физической культурой // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма: материалы XIII междунар. научно-практ. конф. (19 февраля 2017 г.). Пермь: Перм. ПНИПУ, 2017. С. 174–184.
3. Зуев С.Н., Рахматов А.И., Галкин В.А. Интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 99–101.
4. Мизюрова Э.Ю. Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 148–152.
5. Семенова А.О. Организационно-педагогические условия развития физической культуры и здорового образа жизни населения региона // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 182–185.
6. Тиунова О.В. Профессиональная деятельность спортивного психолога: спектр современных возможностей самореализации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 241–247.

В настоящее время большую популярность во всем мире приобретают олимпийские виды спорта. Учащиеся, систематически и регулярно занимающиеся гребным видом спорта, формируют положительную личность. В занятиях гребным видом спорта происходят многие социальные ситуации, побуждающие начинающих гребцов нарабатывать жизненный опыт, выстраивать особую систему нравственных ценностей и установок, способствующих формированию личности. Придя заниматься в спортивную школу водных видов спорта, начинающий спортсмен попадает в новую социальную сферу деятельности: тренеры, судьи, спортивный коллектив – это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение юной личности [1, с. 108]. Для юного гребца особенно важна и необходима сфера социальных межличностных отношений, когда в процессе занятий гребным видом спорта закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Занимаясь гребным видом спорта, в коллективе не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Юный спортсмен, занимающийся греблей, активизирует процесс социализации, и родители занимают превосходящую позицию, а тренер-преподаватель занимает одну из ведущих позиций и усиливает позицию родителей в формировании базисных ценностей и постоянно регулирует поведение, ориентируя юного гребца на сохранение здоровья, здорового образа жизни в достижении высоких результатов [1, с. 109]. Ценностный потенциал занимающихся гребным видом спорта очень высок и позволяет решать целый ряд воспитательных задач. В этом году в условиях пандемии успешно проведен Кубок Президента РФ по гребным видам спорта в Москве. Многими исследователями, тренерами отмечалось, что гребной спорт – это школа воспитания, мужества, характера и воли. Занятия гребным видом спорта помогают формировать, открывать и развивать новые черты характера личности, вырабатывают чувства дружбы и коллективизма. Занятия спортом в молодости, во время учёбы в вузе должны способствовать развитию привычки заниматься им в течение всей жизни [1, с. 112]. Это является стимулом освоения системой практических умений, навыков и приобретения необходимых знаний для сохранения и укрепления личного здоровья, формирования плодотворной работы, жизнедеятельности, уверенности в своих силах, развития и совершенствования психических и физических способностей, качеств и свойств личности, повышения резервных возможностей организма. На собрании следует приводить примеры из истории гребного спорта и жизни его замечательных представителей, ранее занимавшихся им и внесших свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков при формировании водных преград. Необходимо, чтобы студенты любили свой коллектив и дорожили честью спортивного клуба своего вуза. Правильно организованные и целенаправленные беседы помогают гребцам разобраться в своих действиях и поступках, понять свои недостатки и изжить их [2, с. 179]. Члены коллектива должны получать удовольствие от общения друг с другом. Данная коммуникабельность помогает не только сплотить коллектив, но и добиться спортивных успехов, так как придаёт уверенность в своих силах. Следует развивать дружеские отношения между спортсменами в своей секции, а также стремиться к положительному отношению к другим командам. В соревновательной борьбе необходимо уважать своего соперника, существует правило «выигрывает сильнейший», принципы честной спортивной борьбы должны органически войти в сознание гребцов. Необходимо поддерживать дружеские спортивные связи со студентами других вузов, городов, устраивать традиционные товарищеские встречи [3, с. 100]. Все это вызывает интерес и любовь к спорту, воспитывает характер. Дружбу и товарищество необходимо учитывать при комплектовании команд, так как кроме физических данных для создания работоспособной команды большое значение имеют волевые личностные черты характера, тип нервной системы, общность интересов. Тренируясь совместно, личности становятся друзьями и прямо говорят: выиграть или проиграть, но вместе. Эту способность коллективного проявления необходимо поддерживать и поощрять [4, с. 149]. В данном случае возникает и крепнет чувство ответственности не только за себя, но и за своего партнера, за свой коллектив в целом. В нашей педагогической деятельности непозволительно взваливать ответственность за проигрыш в соревнованиях только на своего товарища по команде, так как команда не добилась успеха. А с другой стороны, не следует выделять роль и значение отдельных ведущих гребцов в команде, таким образом, формируется волевой характер личности гребца. При этом следует максимально развивать у гребцов организаторские навыки, самостоятельность и инициативность путем привлечения их к организации и проведению соревнований, туристских водных походов и других спортивных мероприятий, активизируют способность формировать развивающуюся личность. Правильно организованные и построенные тренировочные занятия вызывают большой интерес и удовлетворение, дают необходимое эмоциональное состояние, обеспечивающее спортивные достижения, воздействуют на формирование волевого характера личности. Эти качества особенно необходимы в избранном интересном и увлекательном виде спорта. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне студенты-спортсмены узнают о героях-спортсменах, погибших во время войны. Многие чемпионы ушли тогда на фронт и не вернулись. С них берут пример бесстрашия и мужества студенты нового поколения. Они равняются на героев. Большую работу проводят тренеры для воспитания будущих чемпионов и настоящих профессионалов своего дела. Спортивный клуб вуза ставит гребцам-спортсменам цели, которые должны быть достижимы. В гребле даже самый небольшой успех бывает очень важным. Известно, что установка только на спортивные достижения не может долго быть органической потребностью занимающегося гребца. Поэтому спортивная цель должна опираться на стремление гребца-спортсмена добиться подлинного успеха в жизни: получить профессионально-прикладную профессию, быть востребованным на производстве. Надо ставить цели, которые рождают прилив энергии, сил и оптимизм [5, с. 184]. Воспитание бережливости по отношению к спортивному инвентарю у студентов должно занимать высокое место в идеологической работе, как и трудовое воспитание. Основная цель исследования состоит в развитии личностной индивидуальности как результате образовательно-воспитательного социокультурного процесса интегрирующего мотивационно-ценностное отношение в способности приобретения знаний для познавательной в осуществлении профессиональной деятельности. От каждого студента она требует самоопределения, а от вуза – создания ситуации для личностного самоопределения студентов по отношению к учебному процессу. И сегодня нужно реализовать эту цель на всей образовательной траектории университета [6, с. 245]. Для этого мы провели специальное исследование.

Результаты исследования и их обсуждение

Интерес к гребному спорту с каждым годом возрастает, так как вводятся новые олимпийские дисциплины, строятся специализированные комплексы именно для развития гребного спорта. Сборная команда Российской Федерации пока не является лидером мирового гребного спорта, поэтому нам пришлось провести специализированное научное исследование среди студентов-спортсменов университетов Пермского края, занимающихся различными видами гребного спорта. По данным проведенного исследования были разработаны методические рекомендации подготовки гребцов-спортсменов на весь период обучения в университете для дальнейшего спортивного совершенствования. По данным анкетного опроса, проведенного среди студентов-спортсменов, занимающихся гребными видами спорта, в вузах Перми (в опросе приняли участие 220 человек), удовлетворены качеством обучения 1,3 %, удовлетворены частично – 22,6 %, не удовлетворены – 76,1 %. На вопрос «Что позволяет сформировать представление о будущей профессиональной деятельности?» ответы распределились следующим образом (в %): учебные занятия в вузе – 1,2, педагогическая практика – 29,0, опыт работы родителей – 23,4, самостоятельная работа – 42,3, информация из других источников (просмотр телепередач, чтение газет и др.) – 1,7, опыт работы сокурсников – 0,4, затрудняюсь ответить – 2,0. Как видим, источники формирования представлений о будущей профессии различны. Но особенно важно, что роль вуза для студентов сведена к минимуму. Однако, анализируя крупный блок анкеты, посвященной выявлению роли различных дисциплин в подготовке к будущей профессии, мы получили парадоксальные данные. Они свидетельствуют, что умению самостоятельно осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности способствует изучение предметов общественно-политического и гуманитарного характера [2, с. 109]. В формировании профессионального мышления, умения применять полученные знания на практике роль общественно-политических дисциплин положительно оценили 52,1 % студентов, гуманитарных – 38,4 %, специальных – 76,3 %. По остальным позициям данные меняются лишь в процентном соотношении. Казалось бы, вуз выполняет основное свое назначение. Чем же объясняется неудовлетворенность студентов подготовкой к будущей деятельности? Можно предположить, что материал учебных предметов усвоен студентами в прожективном плане. Так, например, известно, что формирование мышления, повышение общекультурной эрудиции, овладение навыками полемики – задача предметов гуманитарного и общественно-политического циклов (в основном). Формирование умений и навыков обучения технике выполнения упражнений, организация жизни спортсмена во время спортивных занятий – задачи личных тренеров. Но оказывается, что в представлении студентов эти качества не являются первостепенными для выбранной профессии. В связи с этим тренер-преподаватель обладает многим арсеналом средств, из них важнейшими являются разъяснение, убеждение, поощрение и наказание (таблица).

Примерный план идейно-воспитательной работы среди гребцов-студентов по формированию личности, рассчитанный на все годы обучения в вузе

Примерный план учебно-воспитательной работы по формированию личности студентов-гребцов первого курса

1. Торжественный прием в члены секции студентов, поступивших на первый курс политехнического вуза «Политехник», ранее занимающихся гребным спортом в ДЮСШ, а также на лекциях по физической культуре и семинарских занятиях вуза. 2. Вечер встречи и беседы со старшекурсниками, гребцами – мастерами спорта, выпускниками технического вуза «Политехник», чемпионами края, города, России. 3. Создание актива, избрание бюро секции, распределение обязанностей. 4. Знакомство первокурсников с вузом, спортивным клубом «Политехник», спортивной работой клуба, спортивной базой, преподавателями кафедры физической культуры. Экскурсии по революционным местам города и края. Знакомство с музеями города и Пермского края. 5. Проведение цикла бесед о своем вузе, встречи с ведущими учеными вуза, спортсменами данного вуза и других учебных заведений. 6. Систематические беседы преподавателей, тренеров-преподавателей и студентов старших курсов на учебно-тренировочных занятиях о роли коллектива и морально-этическом воспитании, воспитании воли, о правилах поведения. 7. Участие студентов в общественно полезном труде по строительству и благоустройству водно-гребной базы, ремонту лодок и т.д. 8. Коллективные посещения театров, кинотеатров, музеев, проведение диспутов на морально-этические темы. 9. Привлечение и участие студентов к культмассовой и спортивной работе. 10. Встречи с участниками и героями тыла Великой Отечественной войны. Празднование знаменательных дат.

Примерный план учебно-воспитательной работы по формированию личности студентов-гребцов второго курса

1. Проведение бесед по вопросам текущей политики. 2. Участие в соревнованиях и анализ спортивных выступлений. 3. Участие студентов в научной работе, научных кружках на кафедрах позволяет освоить компетенции. Методические и практические рекомендации для студентов по ведению научных исследований и организации научного поиска. Представление в студенческую газету статей о спорте, оформление фоторепортажей о спорте в вузе и гребле. 5. Проведение лекционного курса на тему «Спортивная этика», «Моральный облик студента-гребца». 6. Вечер встречи со студентами, вернувшимися с чемпионатов России, на тему «Спортивное движение как арена борьбы с допингом». 7. Подготовка из студентов судей и инструкторов-общественников по спорту. 8. Организационно-правовые основы физической культуры и гребного спорта. 9. Компоненты ценностных отношений личности в сфере физической культуры. 10. Виды деятельности личности в сфере физической культуры.

Примерный план учебно-воспитательной работы по формированию личности студентов-гребцов третьего курса

1. Самостоятельное проведение продвинутыми студентами-гребцами беседы «Сохранение суверенитета Российской Федерации в современных условиях мира». 2. Подготовка и проведение творческих диспутов по некоторым политическим, научным, морально-волевым, этическим и эстетическим проблемам гребного спорта. 3. Участие ведущих спортсменов коллектива в лекционной пропаганде гребли среди молодежи. 4. Участие студентов старших курсов в воспитательной работе в секции, оказание помощи тренеру-преподавателю с проведением собраний первого курса. 5. Мотивационно-ценностный компонент отражает систему ценностей, мотивов, убеждений и интересов студента, направленных на выбор здорового образа жизни, познавательной и практической деятельности в этой сфере. 6. Гуманитарная значимость гребного спорта.

Примерный план учебно-воспитательной работы по формированию личности студентов-гребцов четвертого курсов

1. Участие студентов в воспитательной работе со студентами первых курсов, передача традиций. 2. Участие студентов в организации и проведении соревнований и массовых мероприятий. 3. Знакомство студентов с достижениями научной деятельности в университете. 4. Посещение воинских частей и военных институтов. Организация встреч с учеными университета и научно-техническими инженерами заводов производства 5. Проведение мероприятий и укрепление дружбы студентов-гребцов в секции и с другими спортивными секциями вузов. 6. Выступление на темы о своей будущей профессиональной деятельности, о достижениях своей профессиональной науки. 7. Выпуск стенной газеты, фотогазет и фотовитрин, посвященных жизни спортивной секции.

Окончание таблицы

Примерный план учебно-воспитательной работы по формированию личности студентов-гребцов пятого курса

1. Проведение научно-теоретических бесед по вопросам теории производств и современным вопросам текущей политики. 2. Участие студентов в процессе воспитательной деятельности с проведением творческих дискуссий по отдельным вопросам науки, морали, этики и эстетики. 3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и гребному спорту. 4. Гребной спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. 5. Профессиональная направленность физического воспитания и гребного спорта. 6. Основы организации гребного спорта в вузе. 7. Мотивационно-ценностный компонент гребного спорта, формирующий личность, отражает убежденность в необходимости самопознания для самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, достижения продуктивности в жизнедеятельности

Выводы

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что активные занятия гребными видами спорта во время обучения в университете играют огромную роль в социализации спортсменов-гребцов. Они становятся настоящими профессионалами в избранной профессии. Тем самым мы наблюдаем гармоничное развитие личности под воздействием силы природы, увлеченности избранным направлением в учебе и спорте. В конечном счете спорт как социальный институт по данным нашего исследования студентам-гребцам дает полноценное развитие личности во время плодотворной учебы в вузе и подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. Студенты-гребцы получают профессиональные компетенции и передают свой опыт побед следующим поколениям гребцов. В этом главный итог формирования личности в гребном спорте.


Библиографическая ссылка

Скаковец И.С., Смирнов А.А., Зеленин Л.А., Паначев В.Д., Морозов А.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 6. – С. 20-24;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11992 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674