Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ»

Бахарева Н.С. 1 Шантыз Г.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Думанский Ю.В., Борота А.В., Христуленко А.А., Христуленко А.Л. Мотивация в обучении иностранных студентов в медицинском вузе // Украинский журнал хирургии. 2011. №6.- С.177-179.
2. Евхута Д.В. Современные проблемы учебной мотивации при подготовке врача. Режим доступа: http://www.bsmu.by.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. 2009.М.-С.381.
4. Пятибрат А.О., Балахонов А.В., Пятибрат Е.Д., Хусаинов В.Ф., Дергунов А.А. Особенности профориентационных мероприятий в гражданском и военном медицинском вузе как фактор сохране­ния здоровья обучающихся//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 11. Вып.2. С. 178-184.
5. Решетняк Ю.Г. Развитие учебной мотивации студентов пятого курса ме­дицинского вуза в курсе дисциплины «поликлиническая гинекология» // Элек­тронный научный журнал «Медицина и образование в Сибири» 11.02.2012.
6. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности сту­дентов в медицинском вузе // Фундамен­тальные исследования. -2011 .-№11-е. 149-153.
7. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности. режим доступа: http://planetadisser.com

Мотивация к обучению отражает жизненные ориентации студентов, их ценности. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [3]. Мотивацион-ная сфера исследована у студентов технических специальностей, психологов, имеются немногочисленные сообщения об изучении мотивов к обучению у студентов медицинских вузов [1, 2, 4, 6]. Лишь в единичных работах рассматривается соотношение мотивационной сферы студентов с принадлежностью к различным факультетам [5, 7], практически не исследована проблема взаимосвязи мотивации к обучению с рейтингом и участием в студенческом научном кружке. Таким образом, изучение данной темы является весьма актуальной.

Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей мотивации к обучению у студентов начальных курсов различных факультетов ГБОУ ВПО КубГМУ и их динамики на разных этапах обучения.

Обследовано 124 студента (41 мужчина и 83 женщины) в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19,2+1,4 года) 12 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов в начале первого и в конце третьего семестров для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. Выделены мотивы по 7 шкалам: 1 - коммуникативные, 2 - избегание неудачи, 3 - престижа, 4 - профессиональные, 5 - творческой самореализации, 6 - учебно-познавательные, 7 - социальные. Вопросы теста оцениваются по 5 -бальной системе, приведенные мотивы учебной деятельности по значимости делятся: 1 балл - минимальная значимость мотива, 5 баллов - максимальная. При обработке результатов тестирования подсчитывали средний показатель по каждой шкале опросника. Наиболее часто встречающиеся шкалы были ранжированы по частоте. Весь полученный цифровой материал обработан с помощью программы Microsoft Excel.

В результате проведенного тестирования и ранжирования полученных данных по признакам выявлено, что у 72% студентов первого курса всех факультетов в начале первого семестра доминирующим явился мотив «стать высококвалифицированным специалистом». Последующие места заняли мотивы: «сдавать экзамены на хорошо и отлично», «получить диплом», «быть готовым к очередным занятиям», «выполнять педагогические требования». Таким образом, первокурсник в начале первого семестра в основном ориентирован не на «достижение успеха», а на «избегание неудач» и проходит период адаптации различной длительности.

У 75% студентов второго курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов в конце третьего семестра, после окончания изучения предмета «нормальная анатомия» преобладают «профессиональные мотивы». Выявлена дифференцированность в мотивации студентов различных факультетов. У студентов лечебного факультета «профессиональные мотивы» оказываются на первом месте менее, чем в половине случаев. У каждого четвертого студента ведущим становится мотив «творческой самореализации», а у каждого пятого на первое место выходят - «учебно-познавательные» мотивы. У студентов педиатрического факультета обнаружен существенный разброс мотивов, хотя на первом месте у половины стоят «профессиональные». У каждого пятого будущего педиатра выявлены «мотивы творческой самореализации» и «коммуникативные». У студентов стоматологического факультета отмечена гомогенность мотивационных признаков; у 75% мотивация представлена одной шкалой -«профессиональные мотивы».

Статистический анализ не обнаружил ни по одной из 7 мотивационных шкал достоверных отличий одноименных параметров в группах студентов педиатрического и лечебного факультетов (табл.). У студентов стоматологического факультета по сравнению со студентами лечебного факультета существенно ниже оказалась выраженность мотивов, «творческой самореализации» и «учебно-познавательных» процессов. Вероятно, это связано с установкой на конкретные цели практической деятельности: стать профессионалом, иметь гарантию стабильности и достичь материального благополучия.

Таблица Количественная характеристика учебной мотивации студентов различных факультетов.

Название шкалы В целом по группе студентов Факультеты
лечебный педиатрический стоматологический
1 .Коммуникативные мотивы 3,85 ±.0,10 3,85 ±_0Д4 3,88 ±0.20 3,80±_0,26
2.Мотивы избегания неудач 2,59 ±0,12 2,49 ±0,18 2,56 ±0,17 2,83 ±0,28
3.Мотивы престижа 3,35 ±0,14 3,42 ±0,19 3,49±_0.24 3,00 ±0,35
4.Профессиональные мотивы 4,48 ± 0,06 4,55 ± 0,08 4,34 ±0,13 4,50 ±0,11
5.Мотивы творческой самореализации 3,56 ±0,14 3,80 ±0,17 3.63 ±0,28 2,92 ± 0.30 X
6 .Учебно-познавательные мотивы 3,85 ±0,10 4,02 ±0,14 3,80 ±0,16 3,57 + 0.24Х
7.Социальные мотивы 3,62 ±0,12 3,70 ±0,15 3,56 ±0,22 3,52 ± 0,27

Примечание: Достоверность различий одноименных параметров в группе студентов стоматологического и лечебного факультетов отмечена знаком (X).

У студентов лечебного факультета обнаружено наличие прямой зависимости между выраженностью«учебно-познавательных» (г — 0,32) и «профессиональных» (г = 0,46) мотивов и высотой рейтинга. У студентов лечебного факультета, активно участвующих в студенческом научном кружке и имеющих по несколько публикаций, более чем в 2 раза чаще встречается, мотив «творческой самореализации» (57,1%). Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов [5].

Таким образом, результаты настоящего исследования позволили наметить некоторые закономерности.

-Установлены существенные различия в качественной и количественной характеристике мотивационной сферы студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, что требует дифференцированного подхода к процессу планирования и осуществления педагогического процесса.

-У студентов лечебного факультета установлена взаимосвязь между уровнем рейтинга по дисциплине «нормальная анатомия» и «учебно-познавательной» и «профессиональной» мотивацией к обучению.

- Для студентов первого курса в начале процесса обучения характерно наличие периода адаптации к новой среде, что требует от преподавателя индивидуализации в подходе к каждому студенту.

- У членов студенческого научного кружка кафедры нормальной анатомии в два раза чаще встречается мотив «твор­ ческой самореализации», чем в целом по группе студентов - лечебников.


Библиографическая ссылка

Бахарева Н.С., Шантыз Г.Ю. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 40-42;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3952 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674