Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ «ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» КАК ЭТАПНОГО ОВЛАДЕНИЯ БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Горбань В.В. 1 Филипченко Е.М. 1 Бурба Л.В. 1 Корольчук И.С 1 Каруна Ю.В. 1
1 ГОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России Кафедра поликлинической терапии с курсом ОВП (семейная медицина) ФПК и ППС
1. Баевский P.M., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья II Валеология: Диаг­ ностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб; 1993. - С.ЗЗ -48.
2. Быков B.C., Викторов Д.В. Здоровьесбережение студенческой молодёжи технического вуза в условиях поиска новой образовательной программы// Успехи современного естествознания. -2010.-№ 9-С. 154-156.
3. Попов А. В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья студентов медицинского вуза. : диссертация ... кандидата медицинских наук: 14.00.33 / - Москва, 2008. - 199 с.
4.Шагина И.Р. Здоровье молодежи - основа здорового общества. // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным уча­ стием «Здоровье населения - основа процветания России», 2010 г. Анапа, Изд-е филиала РГСУ - 0,2 п.л.
5. Stoddart JL, Augustson EM, Moser RP. Effect of adding a virtual community (bulletin board) to smokefree.gov: rando­ mized controlled trial. //J. Med. Internet. Res. 2008. - V.10, N 5.-p.53.

Здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр

Базовой национальной инновацией, которая позволит улучшить качество жизни и популяционное здоровье, является государственная стратегия сбережения здоровья населения Российской Федерации. Индивидуальное и общественное здоровье зависят не столько от совершенствования медицинского обслуживания, в том числе внедрения высокотехнологичных методов лечения, сколько от образа жизни каждого индивидуума. В настоящее время приоритетное значение и первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежат самому человеку - его стилю и образу жизни. Последнее положение подтверждено данными ВОЗ, согласно которым состояние здоровья человека лишь на 10-15% зависит от деятельности системы здравоохранения и на 50% - от его приверженности здоровому образу жизни [1].

Здоровье студентов медицинских вузов, а также их образ жизни, включающий субъективное отношение к собственному здоровью, представляется крайне важной составляющей как медицинской, так и социальной проблематики современного общества. Медико-социальная значимость приверженности к здоровьесбережению у будущих врачей подчеркивается тем, что, с одной стороны, состояние здоровья студенческой молодежи вносит весомый вклад в общепопуляционное здоровье Российской Федерации, а с другой стороны, состояние здоровья студентов-медиков (врачей в ближайшей перспективе) и их отношение к собственному образу жизни являются важным и наглядным примером для подражания как для здоровых граждан, так и для пациентов, имеющих контролируемые врачом заболевания или универсальные модифицируемые факторы риска развития болезней. Здо-ровьесберегающая форма поведения и жизненная позиция врача обречены на гораздо большую степень доверия к медицине вообще и к достижению компла-ентности между врачом и пациентом, в частности.

Особое значение имеют исследования, направленные на изучение закономерностей и тенденций, касающихся здоровья и здорового образа жизни в студенческой среде, поскольку образовательный процесс неразрывно связан с воспитательным, в котором важное место следует отводить формированию здорового образа жизни будущих специалистов [2, 3].

Сотрудниками кафедры поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики (семейной медицины) было проведено исследование, посвященное вопросам сохранения здоровья студенческой молодёжи, которое позволило выявить негативные тенденции как в состоянии здоровья студентов, так и в стиле их жизни. Было обнаружено, что у студентов медицинского вуза была существенно завышена субъективная самооценка собственного здоровья. Согласно результатам проведённого анонимного анкетирования 151 студента медицинского университета (в возрасте от 17 до 26 лет) 49,3% студентов оценили своё здоровье как «хорошее», 47,8% -как «удовлетворительное» и только 3,0% - как «плохое». Сравнительное изучение отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) первокурсников и студентов выпускников медицинского университета, проведённое с использованием метода добровольного анонимного анкетирования (40 студентов 1-го курса и 36 студентов 6-го курса), выявило следующее: наличие табакокурения -у 12% первокурсников и у 11% выпускников; занятия физической культурой отметили 72%о и 53%о, соответственно; питание с частотой три и более раза в день - 95% и ]9%о, соответственно; профилактическое посещение медучреждения - 28%) и 25%, соответственно; склонность к самолечению - у 70% и у 75%», соответственно. Выяснено, что 72% первокурсников и 58%) выпускников привержены к ведению ЗОЖ, а 78%) первокурсников и 97%о студентов 6 курса проявили желание вести ЗОЖ, посчитав это «необходимым».

Таким образом, далеко не все студенты медицинского университета и в том числе выпускники ведут здоровый образ жизни. В сравнительном исследовании кардиоваскулярных факторов риска у студентов медицинского профиля и у студентов спортивного профиля были получены следующие результаты: у студентов-медиков по сравнению со студентами спортивного профиля в 1,6 раза чаще было выявлено табакокурение (у 16,6%) против 10,0%, соответственно), реже - регулярная физическая активность (20,6%) против 82,0%>, соответственно), чаще - избыточная масса тела выявлена (у 18,3% против 2,0%), соответственно), чаще - повышенный уровень холестерина (у 21,7% против 4,0%), соответственно), чаще - повышение артериального давления (у 15,0%о против 2,0%, соответственно). Сочетание 3-х факторов риска (гипертензия, избыточный вес и гиперхолестерине-мия) наблюдалось у 33,3% студентов-медиков и не выявлялось у студентов спортивного профиля.

Выявленное несоответствие между субъективной оценкой состояния своего здоровья у студентов медицинского вуза и объективными данными, а также негативные тенденции в состоянии здоровья студентов медицинского профиля делают вопросы, касающиеся здоровья студентов и их образа жизни, приоритетными в процессе обучения в вузе [4]. Учитывая, что одной из стратегических задач КубГМУ в образовательной сфере является сбережение индивидуального здоровья учащихся, с 2011 года для студентов 6 курса лечебного факультета, имеющих достаточную общемедицинскую подготовку, на кафедре внедрен элективный курс «Формирование здорового образа жизни» продолжительностью 26часов. Проведение элективного курса планируется на долгосрочной основе с учетом базовых жизненных установок студентов-выпускников и предусматривает сравнительный ежегодный анализ данных приверженности здоровому образу жизни студентов КубГМУ, а также соотнесение результатов исходным критериям на протяжении всего периода обучения. Тематические лекции и практические занятия элективного курса включают следующие актуальные вопросы по формированию ЗОЖ: здоровье - это образ и стиль вашей жизни; физическая активность и рациональное питание - основа здорового образа жизни; ожирение - универсальный фактор риска здоровью; помощь в отказе от табакокурения [5]; проблема алкоголизма; сохранение психического здоровья. Программа элективного цикла рассчитана не только на лекционные и семинарские занятия, но и на самостоятельную подготовку студентов с написанием рефератов, оформлением докладов и последующим участием в студенческом научном исследовании. При проведении элективного курса чётко соблюдаются следующие методологические принципы: комплексность, системность, целостность, динамичность и методическое единство. Соблюдение этих основных принципов является залогом успешного формирования технологии здоровьесбережения в вузе.

Таким образом, проводимый на кафедре элективный курс «Формирование ЗОЖ», преподаваемый с учётом современных принципов педагогики, призван не только повысить теоретическую информированность студентов-медиков, но и изменить стереотип пренебрежительного отношения к своему здоровью, мотивировать их на приоритетность к здоровью в качестве базовой жизненной установки. Повышение уровня здоровьесберегающих знаний, формирование навыков (умений, доведенных до автоматизма) ведения здорового образа жизни с целью проецирования его на своих будущих пациентов, создает предпосылки для создания доказательных здоровьесберегающих технологий


Библиографическая ссылка

Горбань В.В., Филипченко Е.М., Бурба Л.В., Корольчук И.С, Каруна Ю.В. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ «ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» КАК ЭТАПНОГО ОВЛАДЕНИЯ БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 63-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3963 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674