Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖАКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Зуб М.А. 1 Григорьев СВ. 1
1 ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж:» департамента здравоохранения Краснодарского края
1. Басов Н.В. Педагогика и практическая психология. -Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -416 с.
2.Безрукова B.C. Педагогика: учебник. - Екатеринбург: Изд - во Свердловского инж. - пед. инст-та, 2003. - 254 с.
3. Жуйкова Л.П. Практикум по социальной педагогике: учебное пособие. -Новосибирск. - 2003. - 160 с.
4. Кабарухин Б.В. Рабочая книга методиста, куратора в ССУЗе серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: "Феникс", 2003 - 288 с.
5.Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие /под ред. Симоненко. - М. - 2005. - 368 с.

Основная задача среднего профессионального образования в целом, а медицинского тем более, заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать  пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Происходящая в настоящее время модернизация системы образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетомпотребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в колледже, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор -подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в колледже заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В ФГОС СПО третьего поколения на внеаудиторную работу отводится 50% бюджета времени студента от обязательной аудиторной нагрузки. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно его использовать.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
  3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

 - выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

Рассмотрим формы организации самостоятельной работы.

Фронтальная самостоятельная работа. Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

 - общее для всех задание;

 - общий инструктаж преподавателя по выполнению задания;

- использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

 Индивидуальная самостоятельная работа. Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы:

 - возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения;

- появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

Групповая самостоятельная работа. Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии - работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для:

 - совместной проработки материала учебника, документа;

 - выполнения лабораторных работ и практических заданий;

 - взаимной проверки письменных упражнений.

В парах сменного состава студент имеет возможность общаться со студентами, у которых более высокий уровень знаний. Более сложным является организация сотрудничества студентов в группах, состоящих из 4-6 человек. В качестве оснований для объединения студентов в группы преподавателю необходимо учитывать такие показатели, как уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений и т.д.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Как показывает опыт, многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности и т.п.

Поэтому одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.


Библиографическая ссылка

Зуб М.А., Григорьев СВ. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖАКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 86-89;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3974 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674