Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Капранчук Т.И. 1 Логашенко О.И. 2
1 Первый проректор, проректор по УМР
2 АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»
1. Беляева А.П. Интегративно- модульная педагогическая система профессионального образования России [Текст] / А.П.Беляева // Ин-т профтехобразования РАО.- СПб.: Радом, 1997.- 95 с.
2. Денисов А.П. Практическая реализация интегративно-модульной системы профессионального образования [Текст] / А.П.Денисов, В.Н.Рязанова // Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования: матер. Всерос. НПК.- Тамбов. 2001.
3. Проектирование основных обра­ зовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных об­ разовательных стандартов / Под ред. СВ. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.
4. Руководство по использованию системы кредитов ECTS доступное в Интернете по адресу: http://curopa.eu.int/comm/education/socrates ects.html
5. Третьяков П.И. Технология мо­ дульного обучения в школе [Текст] /П.И.Третьяков, И.Б. Сенновский.- М. Новая школа, 2001.- 350 с.

Перестройка современного высшего профессионального образования проходит под знаком ориентации на основные положения Болонской декларации, образовательные программы которой характеризуются следующими важнейшими признаками: а) компе-тентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); б) модульным построением; в) объемом учебной нагрузки, исчисляемым в кредитах ECTS (European Credit Transfer System) [4].

Образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению, данному в ФГОС нового поколения, модуль - это совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. Содержание модулей и сам их набор могут быть спроектированы в разных вузах по-разному. [3]

Остановившись на интегративно-модульном подходе в проектировании, мы отталкивались от его преимуществ перед традиционными методами и формами проектирования [1,2]:

- за короткий промежуток времени он позволяет повторить и систематизировать материалы по элементам ООП, связанным между собой;

- имеется широкая возможность для синтеза, анализа и сравнения сложных процессов и явлений объективной деятельности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения;

именно на интегрированном уровне формируются компетенции, меняются личностные качества, происходит осознание значимости приобретаемой профессии;

- открывается возможность индивидуализации содержания и процесса обучения, а также возможности выбора учащимися оригинальных путей и собственного темпа его усвоения;

- обеспечивается целостность восприятия информационной картины мира;

- функции педагога могут варьировать от информационно - контролирующей до консультативно - координирующей;

- основной методической особенностью является пошаговая организация, когда знания, умения, навыки, нормы и ценности даются обучающимся небольшими темпами (за каждым шагом теоретического обучения следует шаг практического обучения) и контролируются поэтапно.

Таким образом, интегративно -модульная технология проектирования ООП профессионального обучения обеспечивает целостность видения информационной картины мира и создает эффективный инструментарий для расширения и совершенствования профессионального мастерства [5].

Укрупненная интегративная модель проектирования основной образовательной программы гуманитарного вуза представлена на рис. 1.

Рис.1. Интегративная модель ООП гуманитарного вуза

Структурные элементы содержания (содержательная база) основной образовательной программы вуза определены в Типовом положении о вузе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.08 г. №71. Просматривается четкая связь между нормативно-правовой и содержательной базами ООП.

Проектируя основную образовательную программу вуза как систему документов, необходимо учитывать следующие аспекты:

- самостоятельность ее разработки высшим учебным заведением;

- самостоятельность ее утверждения высшим учебным заведением;

- регламентация цели, ожидаемых результатов, содержания, условий и технологий реализации образовательного процесса;

- необходимость обоснования оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Для проектирования основной образовательной программы гуманитарного вуза большое значение имеет теоретическая база. Поскольку гуманитарные вузы дают специальное образование и готовят специалистов-гуманитариев (педагогов, психологов, юристов, экономистов, историков, искусствоведов и т.д.). теоретическая база ООП основана на научных теориях, концепциях и подходах, используемых при ее проектировании.

Структура и взаимосвязь нормативно-правовой и содержательной базы основной образовательной программы представлена на рис. 2.

В настоящий момент ведется дальнейшая разработка модели основной образовательной программы для гуманитарного вуза: раскрывается внутренняя структура содержательной базы.


Библиографическая ссылка

Капранчук Т.И., Логашенко О.И. ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 91-93;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3976 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674