Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

Коровин А.Я. 1 Базлов СБ. 1 Нарсия В.В. 1 Туркин Д.В. 1 Андреева М.Б. 1 Кулиш В.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Бозиев Р.С, Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - № 3. -С . 29-3 8
2. Гайворонская Г.В. Совершенствование внутривузовской системы качества образовательного процесса // Межд. журнал экспериментального образования. - 2011.-№ 4. - С. 15-17.
3. Моррисон В.В., Протопопов А.А. Повышение качества образования в медицинском вузе. Трудности и перспективы // Современные проблемы качественного образования в высшей школе. Мат. межрегиональной межвузовской науч.-метод. конф. -Киров, 2007.-С . 17-18 .

Вхождение России в Болонское соглашение и другие проходящие социально-экономические изменения в обществе диктуют необходимость модернизации и улучшения качества профессионального образования. Качество образования является одним из важнейших факторов устойчивого развития государства, экономической, технологической, информационной безопасности страны [2]. Главной целью профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям общества и государства. Современный этап развития высшего специального образования, модернизация его на всех уровнях, внедрение инновационных технологий требует поиска новых подходов к обучению [1]. В связи с этим инновационная деятельность кафедры факультетской хирургии направлена на разработку и внедрение новых обучающих технологий, учебно-методического обеспечения, системы контроля и оценки, которые позволяют формировать устойчивые теоретические знания в сочетании с практическими навыками.

Одним из основных видов подачи теоретического материала являются лекции. Существенным недостатком традиционного проведения лекции является ее статичность и ограниченное время, в течение которого необходимо изложить большой объем сложной для понимания информации. При ускорении темпа чтения лекции внимание и восприятие слушателей прогрессивно ухудшается. В результате снижается уровень усвоения материала, страдает дисциплина [3]. Применение мультимедийных презентаций позволяет добиться, цельного, предметного изложения материала лекции. Динамичность и презентабельность процесса пробуждают интерес к содержанию, удерживают внимание слушателей на протяжении всего времени и снимают многие дисциплинарные вопросы. В настоящее время на кафедре разработаны и находятся в стадии разработки и улучшения качества мультимедийные презентации лекционного материала в соответствии с утвержденным тематическим планом. В презентациях представлены все вопросы лекционного плана с использованием кафедрального рентгенологического, сонографического архива, с показом коротких (1-2 мин.) видеосюжетов в формате MPEG или DVD.

Для проведения практических занятий в настоящее время на кафедре сложился обучающий методический комплекс (ОМК). В нем представлены различные методики обучения: 1) информационно-иллюстративный метод; 2) программированное обучение; 3) метод ал-горитмирования; 4) метод системно-адаптивного обучения; 5) проблемное обучение; 6) мультимедийно-информационный комплекс и виртуально-реальная методологий приобретения хирургических навыков. Применение ОМК позволило придать занятиям максимальную практическую направленность. Разработанные «электронные уроки», содержащие сочетание различных методик обучения и хронометраж занятия, дисциплинируют студентов и преподавателей, исключают потерю времени при переходе от одной методике к другой, улучшают качество усвоения материала и увеличивают количество получаемой информации в процессе проведения занятия. Наиболее благоприятные результаты достигнуты при разумном сочетании проблемной и мультимедийно-информационной методик. Оснащение кафедры мультимедийным оборудованием позволило создать собственный видео архив и демонстрировать учебные фильмы практически по всем темам практических занятий. Обучение построено по модульному принципу, в основу которого заложено понятие «уровень освоения» или «компетенция». Первым уровнем освоения является «уровень знания». На этом уровне студент осведомлен о сути предмета освоения и алгоритме выполнения, но не может выполнить самостоятельно. Второй уровень «умения» предполагает возможность выполнения действия с помощью преподавателя или методического руководства. Третий уровень «автоматизма» подразумевает способность действовать в автоматическом режиме, используя имеющиеся практические навыки. В процессе обучения каждый студент должен пройти путь от знакомства с сутью мануального действия до условно-рефлекторного его исполнения.

С началом работы специализированного центра у студентов появилась возможность освоения практических навыков путем многократного повторения некоторых манипуляций без привлечения больных с целью формирования профессионального автоматизма. Профессиональный автоматизм - высшая степень практической квалификации, к достижению которой необходимо стремиться как преподавателю, так и студенту. Выработку такого автоматизма нужно применять при отработке действий в ургентных ситуациях. Особенно это важно для выработки устойчивого алгоритма действий при оказании неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях, в частности при сердечно-легочной реанимации.

Важную роль играют и обязательные дежурства студентов в приемном отделении. Помимо закрепления полученных знаний и навыков дежурства позволяют молодым специалистам почувствовать себя реальным участником и исполнителем изученных алгоритмов дифференциальной диагностики и лечения. Это повышает самооценку, уважение к избранной специальности, стимулирует к дальнейшему совершенствованию, способствует повышению мотивации к обучению.

Актуальной проблемой обучения врача является сочетание теоретических знаний, практической подготовленности и навыков научно-исследовательской работы. За последние годы неуклонно возрастает активность студентов при проведении УИРС и НИРС. В связи с этим на кафедре факультетской хирургии пересмотрены подходы к организации и проведению учебной и научной исследовательской работы. Вся работа разделена на этапы. На первом этапе (этап УИРС) студенты в процессе прохождения курации представляют мультимедийные презентации по фиксированным темам самостоятельной работы (от 8 до 10 тем в семестре). Это позволяет охватить учебно-исследовательской работой практически всех студентов группы и может являться объективным критерием оценки знаний и умений. Кроме того, подобная форма обучения способствует повышению мотивации, требовательности к себе, исполнительской дисциплины. В процессе подготовки презентации у студентов проявляются дух соревнования, честолюбие, стремление к самосовершенствованию. По результатам оценки качества представленной презентации происходит выбор кандидатур для участия во втором этапе (этап НИРС) на базе студенческого научного кружка. Завершающим и ключевым этапом является выступление на ежегодной научной студенческой конференции университета с публикацией работы в сборнике трудов конференции. Сочетание учебной и исследовательской работы создает оптимальные условия для формирования врачебного мышления, навыков проведения самостоятельных научных исследований, сбора и обработки полученного материала, принципов практической деятельности, основанной на результатах доказательной медицины. При выборе тем научно-исследовательской работы мы стараемся по возможности избегать реферативных докладов, обзоров и статистических исследований. Предпочтение отдается темам, позволяющим студентам самостоятельно проводить исследования, при этом непосредственно контактируя как с больным, так и с медицинским персоналом клиники. Это позволяет студентам на практике применить принципы медицинской этики и деонтологии, а также коллегиального взаимодействия в интересах больного. Эта часть практических навыков неразрывно связана со всей системой теоретической и практической подготовки, с гуманитарной и духовной составляющими, с процессами социализации личности. Приобретенный опыт и понимание определенных нравственных норм и ценностей помогут молодому специалисту в формировании врачебного мировоззрения, в реализации себя как полноценного активного члена общества.


Библиографическая ссылка

Коровин А.Я., Базлов СБ., Нарсия В.В., Туркин Д.В., Андреева М.Б., Кулиш В.А. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 112-115;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3987 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674