Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В СВЕТЕ НОВОГО ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лещева Г.А. 1 Киек О.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России

1 сентября 2011 года занятия на медико-профилактических факультетах РФ начались по новому федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения. Следует отметить, что медико-профилактический факультет в Кубанском государственном медицинском университете является самым молодым - функционирует с 1998 года.

При организации учебного процесса и подготовке учебно-методических материалов постоянно возникали вопросы предельно малого объема часов по предметам специальности, большую оторванность процесса обучения от реальных задач, решаемых практической службой «Роспотребнадзора», и обучения студентов медико-профилактического факультета по программам практически общим с лечебным факультетом. Эти вопросы неоднократно поднимались нами в публикациях, озвучивались на совещаниях ректоров и деканов медико-профилактических факультетов. Используя право включения в программы предметов «регионального компонента», нами были организованы и проводились элективные занятия: «Юридическое обеспечение деятельности санитарного врача», «Основы делопроизводства в практике санитарного врача», «Социально-гигиенический мониторинг как научное обеспечение практической деятельности санитарного врача». В разделе частной гигиены труда читались лекции и были организованы практические занятия по отраслям промышленного и сельскохозяйственного производства характерного для Краснодарского края: гигиена труда в животноводстве, полеводстве, виноградарстве, в закрытом грунте; в швейном, строительном и в производстве строительных материалов и др.

В целях практического изучения моментов риска в технологическом процессе, в организации производства и в качестве продуктов питания в гигиене питания акцент был сделан на практические занятия на предприятиях молочной, мясной, масложировой, хлебобулочной промышленности. Учитывая, что экономику края во многом определяет санаторно-курортная отрасль, в разделы коммунальной гигиены и эпидемиологии были введены практические занятия по санитарно-эпидемиологической оценке курортов Горячего ключа, Псебая. Такой важнейший раздел как организация оздоровительной кампании детей и подростков изучался на базе детских оздоровительных курортов г. Анапы. Все это вызывало большое напряжение и сложности в организации учебного процесса. И только благодаря поддержке ректората и лично ректора университета С.Н. Алексеенко, получив возможность заказывать транспорт для выездных занятий, вступить в договорные отношения с объектами мы смогли реально обучать выпускников медико-профилактического факультета тем практическим навыкам, с которыми они могут приступить к выполнению профессиональных обязанностей сразу после получения дипломов.

Анализ нового образовательного стандарта показал большие изменения во всех блоках дисциплин: в блоке профессиональных дисциплин введены новые предметы - защита прав потребителей, экономика здравоохранения, клиническая лабораторная диагностика, экстремальная медицина. Отдельной дисциплиной представлены основы менеджмента объемом 135 часов, краткий курс которого проводился на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины решением Ученого Совета КубГМУ.

Увеличился объем часов по дисциплинам специальности -в целом на 510 часов. Достаточно часов выделено по блоку профессиональных дисциплин и на вариативную часть (774 ч.), которая представлена по нашему предложению дисциплинами: «Санитарная микробиология», «Надзор за источниками ионизирующего излучения», «Надзор за воспитанием и обучением детей и подростков», «Надзор за питанием населения», «Надзор за условиями обитания населения», «Гигиена труда в отдельных областях промышленности и сельского хозяйства», «Основы реабилитации больных хроническим дерматозами». Дисциплинами по выбору определены «Физиология труда» и «Физическая реабилитация» (108 ч.). При таком объеме часов появилась реальная возможность проводить вышеуказанные элективы и практические занятии в рамках учебного расписания.

Положительную оценку, на наш взгляд, имеет введение в гуманитарный и социально-экономический блок новых дисциплин: правовые основы деятельности врача (Юсеместр), социология, экономика, равно как и то, что такие сложные дисциплины естественнонаучного блока как патологическая анатомия, патологическая физиология, фармакология, будут изучаться на втором, третьем курсах и сдача экзаменов будет проходить в разные семестры.

Считаем совершенно обоснованным для медико-профилактического факультета объединение нормальной анатомии с топографической, а общей хирургии с оперативной.

Положительным моментом является выделение часов для научно-исследовательской работы.

Вместе с тем, на наш взгляд имеются определенные недоработки: сокращение часов преподавания по иностранному языку с введением экзамена вместо зачета, объединение и преподавание только в одном семестре общей и биологической химии, введение зачета вместо экзамена по профессиональным болезням.

Необоснованно мал объем часов для научно-исследовательской работы не позволяющий ни полноценного участия студентов в работе научного студенческого общества, ни тем более для сбора и обработки материала для выпускной квалификационной дипломной работы

Также считаем целесообразным заменить летнюю практику «Помощник лаборанта клинических лабораторий лечебно-профилактического учреждения» на «Помощника лаборанта микробиологической лаборатории санитарно-гигиенических учреждений».

Несмотря на имеющиеся недоработки, сделан значительный шаг по обеспечению подготовки специалистов по специальности медико-профилактическое дело в соответствии с современными требованиями.


Библиографическая ссылка

Лещева Г.А., Киек О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В СВЕТЕ НОВОГО ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 133-135;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3997 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674