Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, АКЦЕНТИРОВАННЫХ НА КЛИНИКУ, В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Полищук СВ. 1
1 ГБОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвитя России
1. Методические указания к прак­тическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. Покровского В.М., Малигонова Е.А. - Краснодар. - 2007. -C.l 19-120.
2. Childs C, Harrison R, Hodkinson С Tympanic membrane temperature as a measure of core temperature. Arch Dis Child 1999;80:262-6.
3. Childs B.H. Practical Temperature Measurement. - Oxford, 2001.
4. Greenes D, Fleisher G. Accuracy of a Noninvasive Temporal Artery Thermometer for Use in Infants. Arch Pediatr Adolesc Med 2001; 155:376.
5. Nicholas J.V., White D.R. Tracea­ ble Temperatures. - 2nd ed. - Chichester: John Wiley & Sons, LTD, 2001.
6. Terndrup T, Crofton D, Mortelliti A, Kelley R, Rajk J. Estimation of contact tympanic membrane temperature with a noncontact infrared thermometer. Ann EmergMed 1997;30:171-5.
7. Zurbuchen J.M. Precision thermo­ metry // Measurement science conference tutorial "Thermometry - fundamental and practice". - 2000.

Согласно современным принципам высшего медицинского образования одной из приоритетных целей процесса обучения становится максимальное соответствие практического курса требованиям клиники. На кафедре нормальной физиологии КубГМУ совершенствуются методики проведения практических занятий для ознакомления студентов с новыми технологиями, внедряемыми в области здравоохранения. Тактику введения в работу студентов современных научных достижений можно продемонстрировать на примере овладения обучающимися техникой термометрии.

Терморегуляция является одним из важнейших механизмов гомеостаза в организме человека. Нарушение терморегуляции сопровождает многие системные заболевания. Показания температуры тела, выходящие за пределы допустимых колебаний, служат индикатором патологических процессов. Поэтому термометрия является стандартной процедурой в клинике и методике ее проведения, следовательно, учету результатов и их динамики, ошибкам, влияющим на показания, должно быть уделено особое внимание при изучении темы терморегуляции.

В соответствии с новыми методами термометрии, кафедрой на практических занятиях используются современные инфракрасные медицинские термометры, позволяющие измерять температуру тела в области височной артерии и барабанной перепонки. Студенты также должны быть ознакомлены с электронными медицинскими термометрами. По возможным способам измерения они не отличаются от обычных ртутных.

В теоретическую часть занятия включаются данные о возможностях электронных и инфракрасных термометров. Электронный термометр измеряет температуру тела при помощи специального датчика, а результат измерений отображается в цифровом виде на дисплее. Принципы работы электронных термометров [3, 5, 7] требуют выполнения ряда условий измерения. Для точного измерения необходим плотный контакт датчика с поверхностью тела человека. Такие термометры более безопасны в использовании в сравнении с ртутными. Время измерения составляет 60 секунд, но для ак-силлярного способа следует увеличить время до 1,5-3 минут в зависимости от модели электронного термометра. Удобной функцией является память, хранящая историю последних измерений (от 1 до 25). В соответствии с международными стандартами показания могут быть представлены и по шкале Цельсия, и по шкале Фаренгейта. Точность измерений составляет ±0,1 °С.

Время измерения температуры тела инфракрасным термометром (ИК-термометр) составляет 5 секунд. Он также сохраняет в памяти последнее измерение. Диапазон измерений от 0 до 50°С. Точность измерения ±0,ГС от 32,0 до 43,0°С. Если результат измерений превышает 38,0°С, раздаются три звуковых сигнала. Термометр автоматически отключается через несколько секунд после проведения измерения, при этом на дисплее появляется символOFFи раздается однократный звуковой сигнал. Термометр позволяет проводить термометрию в области барабанной перепонки. Значение температуры в области барабанной перепонки максимально приближается к значению температуры крови, идущей к гипоталамусу, являющемуся центром терморегуляции [2, 6].Измерение температуры височной артерии при помощи инфракрасного термометра проводят на лбу, этот относительно новый способ измерения является более точным, чем термометрия в области барабанной перепонки и более удобным, чем ректальный способ [4]. ИК-термометр широко применяется для диагностики локальных отклонений температуры от нормы, в том числе и с профилактическими целями, например, для ранней диагностики обострений при хронических сосудистых поражениях конечностей у лиц, подвергающихся воздействию факторов риска (вибрация, длительное сохранение одинакового положения тела). Сравнение температуры на симметричных участках с помощью ИК-термометра может на раннем этапе дать информацию о злокачественном процессе. Прибор позволяет зафиксировать даже незначительный подъем температуры над очагом воспаления.

Возможность ИК-термометра точно определять температуру на участке кожи за короткий промежуток времени может быть также использована для демонстрации механизмов терморегуляции. Как известно, температура «ядра», включающего внутренние органы и мозг, сохраняется постоянной, а температура «оболочки» зависит от окружающей среды. Температура кожи открытого участка туловища равна 32-34°С, ушной раковины 22°С. На тыльной стороне ладони температура может опускаться до 12-14°С в холодное время года. Студенты при выполнении практической работы проводят измерения на участках тела, расположенных на различном расстоянии от «ядра». Высокая скорость измерения температуры ИК-термометром позволяет дополнить работу иллюстрированием механизмов теплоотдачи. Например, при теплопроведении чем выше разность температур тела и предметов, с которыми соприкасается кожа, тем интенсивнее теплоотдача.

Методика проведения практической работы может быть описана следующим образом. Медицинский инфракрасный термометр при измерении температуры открытых участков тела должен использоваться с колпачком для измерения температуры кожи на лбу. Следует нажать кнопку "On/Scan", через несколько секунд прозвучат два коротких звуковых сигнала, означающих, что термометр готов к измерению температуры. Повторно нажмите кнопку "On/Scan'" и, удерживая ее, приложите термометр к участку кожи, после чего отпустите кнопку. На дисплее появится значение температуры кожи на данном участке. Измерения проводятся на коже лба, щеки, мочки уха, кисти, области предплечья [1]. Полученные результаты, заносятся в таблицу.

Вторая часть работы демонстрирует отдачу тепла одним из основных путей - теплопроведением. Следует измерить температуру на ладонной поверхности кисти по описанной методике, затем приложить ладонь к металлической поверхности на 10 секунд и вновь провести измерение температуры кожи. Затем используют предмет с другой теплопроводностью, например, деревянную поверхность, и сравнивают результаты. В выводе студенты отражают степень зависимости оттемпературы окружающей среды температуры участков тела, находящихся на разном расстоянии от «ядра», а также фиксируют температурные нормы, принятые в клинике для каждого из способов измерения температуры тела (подмышечное измерение: 34,7°С - 37,3°С (94,5°F- 99,1 °F); ректальное измерение: 36,6°С - 38,0°С (97,9°F - 100,4°F); измерение в области барабанной перепонки: 35,8°С - 38,0°С (96,4°F - 100,4°F); измерение в ротовой полости: 35,5°С - 37,5°С (95,9°F - 99,5°F)). Также в выводах отражается зависимость интенсивности теплоотдачи тела от теплопроводности предметов, с которыми осуществляется контакт.

Внедрение в учебный процесс современных технологий позволяет оптимизировать как теоретическую, так и практическую подготовку будущих врачей. В условиях тенденции к сокращению времени, необходимого для введения новых достижений науки в практику, важным является знакомство студентов с этими достижениями уже на этапе обучения, что активно осуществляется на кафедре нормальной физиологии КубГМУ.


Библиографическая ссылка

Полищук СВ. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, АКЦЕНТИРОВАННЫХ НА КЛИНИКУ, В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 197-200;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4025 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674