Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ У ВЫПУСКНИКОВ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Скибицкий В.В. 1 Олейник Н.И. 1 Запевина В.В. 1 Пащенко Л.С 1 Пыхалова Н.Е. 1
1 ГБОУ ВПО Куб ГМУ Минздравсоцразвития России

Определяющей задачей выпускающей терапевтической кафедры является подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности в сложившихся новых социально-экономических условиях. Возможность получения пациентами платных медицинских услуг, в том числе в стационарах города, заметно сократила контингент больных для непосредственной работы с ними студентов.

Основная образовательная программа вуза предусматривает формирование у студентов старших курсов комплекса профессиональных компетенций, модульного построения обучения в целом с применением активных методов. В связи с этим деятельностная часть компетенции студентов - практическое и оперативное применение знаний должна начинать нарабатываться в процессе выполнения домашнего задания. Для этого наряду с теоретической подготовкой в соответствии с ориентировочной основой деятельности по изученному материалу студент составляет краткую историю болезни, обязательным фрагментом которой является и необходимость оказания неотложной помощи при угрожающих жизни ситуациях, могущих развиться при конкретном заболевании. При оценке приобретенных знаний и умений на занятии включается обсуждение истории болезни. Эта часть занятия носит характер деловой игры, что позволяет всей учебной группе заинтересованно «погрузиться» в конкретную клиническую ситуацию. По запросу студентов преподавателем предоставляются в электронном виде электрокардиограммы, рентгенограммы, лабораторные клинические анализы в соответствии с планом обследования больного для установления предварительного диагноза. Ценной, на наш взгляд, в этой творческой части занятия является возможность отработки навыков путем использования компьютерного тренинга для неоднократной воспроизводимости процесса.

Оценкой достижения цели служит понимание студентами конкретной проблемы, выбор из ряда сходных клинических ситуаций наиболее правильной, активное развитие клинического мышления. Семичасовые учебные практические занятия позволяют использовать 7-8% аудиторного времени для проведения этой активной формы обучения студентов. Подобного рода подготовка студентов, предваряющая их встречу с тематическим больным, для отработки клинических навыков способствует ускорению формирования врачебных профессиональных умений и частично решает проблему порой недостаточного контакта с пациентом.

Этот же принцип заложен и во время работы студентов в центре практических навыков университета, с той лишь разницей, что после аускультации нарушений ритма сердца на действующем фантоме, на дисплее студентам демонстрируется ЭКГ с соответствующим видом аритмии. В ближайшее время планируется синхронизировать фантомные аускультативные сердечные патологические проявления с записью ЭКГ на мониторе. Кроме того, выслушиваемые на фантоме хрипы и разновидности патологического дыхания (при пневмонии, абсцессе легкого, альвеолярном отеке легких и другие) убедительно подтверждаются рентгенографически - морфологическими изменениями в легких на большом числе рентгеновских снимков.

Общеизвестным является факт достаточной трудности, временной затратности преподавания и освоения студентами серьезного раздела кардиологии -электрокардиографии (ЭКГ). Без исключения все болезни сердца в определенной мере верифицируются ЭКГ, чем и диктуется необходимость овладения методом ее расшифровки и интерпретации. Предусмотренное программой и тематическим планом овладение ЭКГ - диагностикой жизнеопасных нарушений сердечного ритма и проводимости, инфаркта миокарда, электролитных нарушений, а также гипертрофии предсердий и желудочков могут быть освоены студентами только при активном участии самих обучаемых.

группы раздаются каждому студенту по 15-16 ЭКГ с разной патологией, изученной накануне («диагносты»), которые диагностируют нарушения, а «эксперты» (вторая половина группы) проверяют правильность диагностики и затем поочередно каждый студент отчитывается за свой раздел ЭКГ-патологии. В этом случае работает несколько публичных обучающе-поощрительных факторов -овладения новым материалом, умение расшифровки ЭКГ, престижное объяснение своему товарищу, по существу, не справившемуся с заданием, высокая оценка преподавателя. Три деловые игры за время занятий позволяют трижды поменять функции «диагностов - экспертов», что вызывает определенную заинтересованность, способность принимать самостоятельные решения в конкретных ситуациях, чувство уверенности в своих диагностических возможностях, в том числе и в неотложных случаях.

Таким образом, поэтапное овладение практическими врачебными навыками, начиная с выполнения домашнего задания, позволяет «проиграть» историю болезни до встречи с больным, уточнить и отработать необходимые приемы диагностики во время обследования больного, а затем закрепить узловые моменты в центре практических навыков путем неоднократных повторений.

Взятая за основу освоения нетрадиционная методика анализа зубцов, сегментов, интервалов требует не механического их запоминания, а индивидуальной работы студента с электрокардиограммой. Поэтому кафедра, располагая большим архивным ЭКГ - материалом по каждому разделу патологии, позволяет дать каждому студенту свою ЭКГ, а освоив ее, он обменивается с остальными студентами группы, запомнив, таким образом, 11 12 образцов ЭКГ. На второй день, кроме теоретического опроса пройденного материала, проводится деловая игра по принципу «диагност-эксперт»: половине группы раздаются каждому студенту по 15-16 ЭКГ с разной патологией, изучен­ной накануне («диагносты»), которые диагностируют нарушения, а «эксперты» (вторая половина группы) проверяют правильность диагностики и затем по­очередно каждый студент отчитывается за свой раздел ЭКГ-патологии. В этом случае работает несколько публичных обучающе-поощрительных факторов - овладения новым материалом, умение расшифровки ЭКГ, престижное объясне­ ние своему товарищу, по существу, не справившемуся с заданием, высокая оценка преподавателя. Три деловые игры за время занятий позволяют трижды по­менять функции «диагностов - экс­ пертов», что вызывает определенную заинтересованность, способность принимать самостоятельные решения в кон­ кретных ситуациях, чувство уверенности в своих диагностических возможностях, в том числе и в неотложных случаях.
Таким образом, поэтапное овладение практическими врачебными навыками, начиная с выполнения домашнего зада­
ния, позволяет «проиграть» историю бо­ лезни до встречи с больным, уточнить и тработать необходимые приемы диагно­ стики во время обследования больного, а атем закрепить узловые моменты в цен­ тре практических навыков путем неодно­кратных повторений.


Библиографическая ссылка

Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Запевина В.В., Пащенко Л.С, Пыхалова Н.Е. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ У ВЫПУСКНИКОВ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 223-224;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4038 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674