Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ» СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Табатадзе Т.Р. 1 Панжинская Н.Н. 1
1 ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
1.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
2. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Поэтому формирование здорового образа жизни - новое направление политики Российской Федерации. В связи с этим система образования не может быть в стороне от задач, стоящих перед страной и обществом, по сохранению здоровья каждого гражданина, а тем более молодого. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если этому будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.

Одним из основных аспектов обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого состоит в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, адекватного требованиям современного рынка труда. В данный момент происходит внедрение компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования. В соответствии с ФГОС СПО третьего поколения у учащихся в процессе обучения в учебном заведении должна быть сформирована компетентность здоровьесбе-режения, которая относится к социальным (ключевым) компетенциям. Способность мобилизовывать эти знания в своей профессиональной деятельности характеризует компетенцию профессионально успешной личности. Поэтому одним из основных направлений системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесбе-регающих технологий обучения и воспитания.

Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» охватывает все направления работы педагога по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Педагог творит гармонично развитую личность, при этом часто забывая, что личность должна быть, прежде всего, здоровой. Поэтому важнейшей задачей любого педагогического коллектива должна стать задача использования в учебно-воспитательном процессе здо-ровьеформирующих технологий, которые предполагают использование здо-ровьесберегающих методов и приёмов, предложенных педагогом (например, методы В.Ф. Базарного). Подобные технологии обучения, безусловно, обладают валеологическим потенциалом: технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской; технология коллективного способа обучения; технология модульного обучения; технология разноуровнего обучения.

Основные критерии, которым должны соответствовать здоровьесберегающие технологии:

  1. Обеспечение мотивации обучения.
  2. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций.
  3. Обучение с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности их личности, безусловной любви и др.
  4. Обеспечение прочного запоминания.
  5. Обеспечение адекватного восстановления сил.
  6. Осознание успешности обучения.

Внедрение здоровьесберегающих технологий — это, прежде всего, рациональная организация учебного процесса, необходимая для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья.

Рассмотрим показатели рациональной организации учебного процесса:

1.Рациональное расписание учебных занятий.

При составлении расписания учебная часть колледжа учитывает то, что работоспособность во время учебной деятельности студентов меняется. Вначале она повышается (период врабаты-вания), затем устанавливается на высоком уровне, после чего наступает период снижения работоспособности и развития утомления. В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва, прогрессирующего утомления.

Исходя из этого, начало занятия, учебной недели, полугодия, года облегченное, так как продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к студентам предъявляются уже более высокие требования. В это время проводится изложение нового учебного материала, даются контрольные и проверочные работы. В середине учебной недели (вторник, среда), года планируется наибольший объем учебной нагрузки, в том числе и внеаудиторных занятий.

2. Двигательная активность студентов. Как известно, недостаток двигательной активности (гиподинамия) - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма учащихся.

Профилактика гиподинамии складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перерывы между занятиями и т.п.) и периодической активности, которая осуществляется, в основном, на занятиях по физической культуре и в различных спортивных секциях.

3. Рациональная организация учебного занятия.

Преподаватели колледжа придерживаются определенных критериев рациональной организации учебного занятия, так как от правильной его организации, уровня гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние студента в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, что, в конечном счете, будет способствовать сохранению здоровья обучающихся и профилактике различных заболеваний.

Таким образом, учебный процесс в колледже способствует валеологи-ческому воспитанию обучаемого, конечной целью которого является формирование личности, обладающей развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеоло-гической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни, т.к. успешная профессиональная деятельность будущих средних медицинских и фармацевтических работников зависит, в том числе, от наличия крепкого здоровья.


Библиографическая ссылка

Табатадзе Т.Р., Панжинская Н.Н. ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ» СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 240-242;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4046 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674