Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ

Шадрин С.А. 1 Статова А.В. 1
1 ГБОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. №2. - М., 1992.
2. Приказ от 11.02.2002 № 373 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - М, 2002.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001 - 102 с.
4. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

В настоящее время отечественная высшая медицинская школа осваивает новое направление в образовании: компе-тентностный подход, который включен в Концепцию модернизации российского образования, согласно которой ориентир направлен на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста [2].

Компетентность в деле - это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это. конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Необходимо отметить, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [3].

Обучение в русле компетентностного подхода - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированньгх проблем. Результат компетентностного обучения — это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что -необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников. Следовательно, речь идет об обучении не как о пассивном наполнении знаниями, а как об их активном освоении.

Другими словами, сущность компетентностного подхода заключается в «обучении действием», что позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой; в «обучении через опыт» -изучение собственного опыта, решение реальной задачи. Это дает возможность студенту развивать самостоятельность и ответственность за свою деятельность [4].

Кафедра госпитальной педиатрии КубГМУ находится на базе детской краевой клинической больницы (ДККБ), где студенты педиатрического факультета могут реализовывали идею компетентно-стного подхода в обучении. На клинической базе студенты имеют возможность общаться с пациентами: собирать анамнез жизни, заболевания, проводить объективные осмотры, работать с историей болезни. Однако необходимо заметить, что отделения ДККБ находятся в стесненных обстоятельствах и не всегда представляется возможным приобрести практические навыки. В связи с изменениями в законодательстве не решенным остается вопрос работы студентов с медицинской документацией. В этой связи большая часть времени практического занятия представлена «традиционным» обучением - трансляции знаний и дефиците «активного» их освоения.

В течение текущего учебного года, в связи реорганизацией, на кафедре кроме студентов педиатрического факультета обучаются и учащиеся лечебного факультета. Это, в свою очередь, увеличило нагрузку на отделения больницы, что создает дополнительные сложности для реализации идеи компетентностного подхода.

Как же улучшить качество обучения в связи с реальными условиями? В течение двух лет кафедра активно использует дополнительные учебные базы - детские сады и школы, где под руководством преподавателя студенты старших курсов работают в качестве помощников врача.

В осеннем семестре 2011 года студенты педиатрического и лечебного факультетов участвовали в углубленной диспансеризации 14-летних подростков в Краснодарском крае, проводимой в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения. В ходе проводимых медицинских осмотров у студентов появилась возможность на практике реализовать свою компетентность: проводился объективный осмотр детей, антропометрия, оценка физического и полового развития, измерения АД. В рамках углубленной диспансеризации проведено дополнительное лабораторно-инструмен-тальное исследование, и будущие врачи имели возможность интерпретировать результаты ультрасонографии щитовидной железы, органов репродуктивной системы, гормонального статуса.

По результатам проведенных исследования были выявлены группы детей, подлежащих дополнительному обследованию, риска по развитию хронических заболеваний. В ходе проводимой диспансеризации подростков студенты имели возможность проводить осмотры с «узкими» специалистами, что играет немаловажную роль в профессиональной ориентации выпускников медицинского ВУЗа.

В рамках реализации компетентностного подхода в обучении одно практическое занятия в цикле проводится на базе детского сада, где каждый обучающийся имеет возможность проводить объективный осмотр детей младшего и дошкольного возраста: осуществляется оценка физического и нервно-психического развития, определение группы здоровья. Студенты принимают активное участие в вакцинации детей, посещающих ДДУ: проведение медицинских осмотров, практическая реализация регламента противопоказаний к проведению прививок, самостоятельная оценка пробы Манту.

Преимущества организации учебного процесса на новых базах, заключается возможности самооценки образовательных результатов и их совершенствовании. В процессе построения занятия студент приобретает и компетенции социального взаимодействия с коллегами, пациентами, умение сотрудничества, уважения [1]. Результатом данного подхода является измеряемые конкретные достижения студентов, выраженные на языке компетенций: знаний, умений, навыков. Оценка этих достижений является не просто фиксацией итогов, а новым этапом развития, повышающим качество образования.


Библиографическая ссылка

Шадрин С.А., Статова А.В. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 270-272;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4060 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674