Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»

Шашель В.А. 1 Щеголеватая Н.Н. 1 Биленко Н.П. 1 Назаретян В.Г. 1 Шадрина Э.М. 1 Лупаш Н.Г. 1 Фирсова В.Н. 1 Левин П.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1 .Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификации (степень) «специалист») Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 №1122.
2. Руководство по практическим умениям «педиатра» /Под редакцией Быкова В. О. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009, 574 с.

В этом учебном году мы начали обучение вновь принятых студентов педиатрического факультета с учетом требований и идей нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3 ВПО) по специальности «Педиатрия».

В соответствии с ФГОС ВПО мы должны готовить педиатров, способных самостоятельно работать в поликлиниках, стационарах, иметь навыки к постоянному обучению и переобучению.

Положительными сторонами нового ФГОС ВПО является введение уже на I курсе в конце осеннего семестра учебной практики в центре практических навыков университета (ЦПН), соматических и хирургических отделениях детских ЛПУ. Такая практика рано приобщает студентов к современным условиям труда высокопрофессиональных больниц: ДККБ, ДИБ, муниципальной детской городской больницы №1.

В ходе прохождения практики студенты изучают правила сортировки медицинских отходов, правила уборки помещений (палат, перевязочных, операционных), правила проведения текущей и генеральной уборок, средства дезинфекции; подробно изучают правила обработки рук медицинского персонала. Полученные теоретические знания студенты закрепляют на практике. Уже с первого занятия студенты усваивают правила поведения медицинского персонала, учатся психологическому контакту с больными детьми и их родителями. ЦПН позволяет студентам на ранних этапах обучения познакомиться и освоить важнейшие практические манипуляции: отработать на фантомах введение в/в, в/м инъекций, постановку сифонной и очистительной клизм, сердечно-легочную реанимацию и т.д. Благодаря ЦПН у студентов формируется более полное понимание будущей профессии.

Знания и умения, полученные в ходе учебной практики, будут закрепляться в ходе летней производственной практики I курса, которая будет проводиться в лечебных учреждениях г. Краснодара и в ЦРБ Краснодарского края.

Следующим положительным моментом нового ФГОС ВПО является введение новой дисциплины «Основы формирования здоровья детей» на 3 курсе обучения. Сегодня в условиях нашей страны очень актуальны мероприятия по профилактике заболеваний, максимального продления активного, трудоспособного периода жизни человека, созданы системы социально-экономической мотивации граждан России на укрепление здоровья и ведения здорового образа жизни.

В новом предмете «Основы формирования здоровья детей», который вводится в VI семестре, будут рассмотрены вопросы здорового образа жизни, правильного питания беременной женщины, детей; формирования гигиенических навыков, борьбы с вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).

К сожалению, до настоящего времени нет примерной программы преподавания этого важного предмета, поэтому сотрудниками кафедры факультетской педиатрии создана подобная программа и подана на рецензию в Министерство здравоохранения и социального развития России.

Следующим положительным моментом нового ФГОС ВПО является введение обязательной вариативной части, в которой силами методической комиссии и ученого совета педиатрического факультета в пределах выделенных часов введены дополнительные дисциплины по всем блокам. Так, в блоке гуманитарных дисциплин введены обязательные «Русский язык и культура речи» - 72 часа, «Общий уход за терапевтическими и хирургическими больными» -72 часа.

Блок естественнонаучных дисциплин дополнен предметом «Вопросы современной экологии» - 72 часа, «Особенности техники лабораторных исследований» - 72 часа, «Анатомия детского возраста», «Физиологические особенности детского организма», «Биохимические особенности метаболизма у детей».

В блок «Профессиональные дисциплины» методическая комиссия и ученый совет педиатрического факультета ввели необходимые современному педиатру: «Иностранный язык в профессии врача». «Основы профессиональной деятельности врача», «Первичная и вторичная профилактика хронических заболеваний у детей».

Кроме того, в новом стандарте предусмотрены дисциплины по выбору, которые дополнят необходимые знания в практике педиатра. В 5 блоках размещены 10 дисциплин, из которых на старших курсах студенты могут выбрать им необходимые.

Так, в I блоке включены такие дисциплины, как «Гинекологические проблемы детей и подростков» и «Ад-диктивные и поведенческие расстройства у детей и подростков». Во II блок вошли такие предметы, как «Инновационные технологии в педиатрии» и «Физиотерапия в педиатрии». В III блоке предложены на выбор «Новые технологии в абдоминальной хирургии детского возраста» и «Клиническая биохимия». В IV блоке на выбор студентам предложены «Инструментальные методы диагностики и лечения у детей» и «Школьная медицина», а в V блоке «Неонатология» и «Реабилитация недоношенных детей».

Введение дисциплин по выбору дает возможность студентам старших курсов совершенствовать свои знания и умения в плане подготовки к последующему иостдипломному обучению.

Достоинством нового ФГОС является компетентностный подход в обучении, расширение блока профессиональных дисциплин, усиление значимости учебной и производственных практик.

Из недостатков нового ФГОС можно выделить: уменьшение числа экзаменов, как форм промежуточного контроля; введение в 12 семестре экзаменов по дисциплинам, входящим в междисциплинарный экзамен ИГА (это ведет к «дублированию» экзаменов без промежуточной проверки усвоения знаний студентами); уменьшение количества часов по фундаментальным дисциплинам; объединение разных по сути дисциплин в одну.

В итоге мы имеем ряд, как преимуществ, так и недостатков нового ФГОС ВПО. Коррекция этих недостатков позволит направить учебный процесс на более глубокое усвоение знаний студентами, которые в свою очередь будут являться фундаментом, на котором в полном объеме должны формироваться умения и навыки, так необходимые в профессиональной деятельности каждому врачу педиатру.


Библиографическая ссылка

Шашель В.А., Щеголеватая Н.Н., Биленко Н.П., Назаретян В.Г., Шадрина Э.М., Лупаш Н.Г., Фирсова В.Н., Левин П.В. ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 278-280;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4063 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674