Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ПРАКТИКУМ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Буслова Н.С. 1 Клименко Е.В. 1 Оленькова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Ускорение темпов научно-технического прогресса и производства формирует высокие требования к современным специалистам. Актуальной задачей высшего образования является подготовка выпускников, обладающих широким спектром компетенций.

Современный специалист в области информатики должен уметь использовать многообразие средств информационных технологий, а при необходимости самостоятельно разрабатывать программные продукты, используя универсальные языки программирования. Универсальные языки программирования высокого уровня предназначены для решения широкого круга задач. Достоинством языков высокого уровня является низкая трудоемкость программирования. К недостаткам этих языков следует отнести высокую сложность их освоения в полном объеме.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой руководство для эффективного изучения студентами дисциплин, связанных с созданием программ: «Программирование», «Языки и системы программирования», «Практикум по решению задач на ЭВМ», «Основы компьютерных наук». Данные дисциплины составляют основу профессиональной подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Профессиональное обучение» (профиль Информатика и вычислительная техника), «Педагогическое образование» (профиль Информатика), «Математика и компьютерные науки» (профиль Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии) соответствующих государственных стандартов.

При разработке программ прикладного характера специалист должен владеть всеми современными методами программирования, и уметь подбирать соответствующий язык. В учебно-методическом пособии приводятся основные понятия алгоритмизации и программирования на наиболее распространённых языках Паскаль и Си. Для реализации алгоритмов представлены свободно распространяемые программные аналоги сред Turbo Pascal и С++ – PascalABC и Visual C++ соответственно. Выбор этого программного обеспечения обусловлен необходимостью самостоятельного выполнения студентами заданий по отработке навыков программирования во внеучебное время. Установка данных сред осуществляется студентами на личные персональные компьютеры через сеть Интернет посредствам свободного доступа к информационным ресурсам.

Содержание и практические задания пособия направлены на формирование у студентов умений и навыков в области программирования с учётом адаптации знаний, полученных ранее на предыдущих уровнях образования.

Учебно-методическое пособие состоит из: введения; четырёх разделов, заключения, списка основных понятий, трёх приложений, списка рекомендуемой литературы и электронных ресурсов.

Во введении обоснована необходимость и цель создания учебно-методического пособия, указаны характерные особенности построения материала.

В разделе 1 рассматриваются примеры разработки алгоритмов решения типовых задач, даются подробные объяснения методики их решения и приводится схема разработанного алгоритма. Эта методика и схема алгоритма являются основой для разработки алгоритмов решения подобных задач, предлагаемых для самостоятельного выполнения.

В разделах 2 и 3 приводятся примеры программирования типовых алгоритмов, описанных в разделе 1. Программы решения типовых задач являются основой для освоения программирования на конкретных языках высокого уровня. Также в данных разделах даются рекомендации для решения оригинальных задач и приводятся ответы.

В разделе 4 представлены описания практических работ. Структура каждой работы включает: тему; цель работы; задания для самостоятельной подготовки к конкретной работе, основанные на изучении теоретических сведений; индивидуальные задания к практической работе (25 вариантов); пример выполнения типового задания; вопросы для самоконтроля.

В приложении 1 означены основные диагностические сообщения о типичных ошибках, обнаруживаемых на этапе трансляции и выполнения программ на используемых языках.

В приложении 2 представлен перечень комбинаций клавиш, автоматизирующих работу пользователя в средах программирования.

Приложение 3 содержит форму отчёта, который должен представляться студентом по каждой работе.

Содержание практических работ соответствует дидактическим единицам (ДЕ) согласно ФГОС ВПО указанных направлений подготовки.

Рекомендуется для студентов высших профессиональных учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 050100.62.09.1.2362 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Информатика»; 010200.62.10.1.2362 «Математика и компьютерные науки» профиль подготовки «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии», 051000.62.09.1.2362 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Информатика и вычислительная техника».

Рецензенты:

У.М. Маллабоев, д-р физ-мат. наук, профессор ТГСПА им. Д.И. Менделеева;

С.И. Смирнов, канд. физ-мат. наук, доцент, зав. кафедрой электроэнергетики ТИИ, филиала ТюмГНГУ в г. Тобольске.


Библиографическая ссылка

Буслова Н.С., Клименко Е.В., Оленькова М.Н. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ПРАКТИКУМ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 35-36;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4180 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674