Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

Андреев М.Д.
диагностика
ЛИН-технологии
узкие специалисты
diagnostics
LEAN-technology
narrow specialists
То, что человечество втягивается в экологический кризис глобального масштаба, стало уже общепризнанным фактом. Мы плохо представляем себе, каким будет общество будущего и должны очень осторожно формировать стратегию его развития. Но одно мы знаем наверняка - только по-настоящему образованное общество будет способно преодолеть те трудности, которые уже не только на горизонте: дыхание надвигающейся беды чувствуется на всей планете. Вот почему экологизация образования, становление экологического мышления, способных повлиять на систему современных ценностей, является первейшей задачей [2, с.4].

Экологическое образование в широком смысле способно объединить нацию, весь мир вокруг общих ценностей. Оно морально, имеет этическую базу, оно междисциплинарно. С ним приходит новая картина мира, признание того, что и человек подчиняется законам биосферы и в соответствии со своей национальной культурой и политическим устройством развивается в пределах возможностей региональных экосистем и взаимного обмена между ними. Экологическое образование связано с подготовкой людей к грамотному научно-обоснованному взаимодействию с природой [1, с. 166]. По своей природе экологическое образование, нацеленное на будущее, является важным фактором социальной стабильности в обществе. В связи с усиливающимся антропогенным воздействием на природу Земли чрезвычайно актуальной становится проблема антропогенных изменений природы необходимо изучение коэволюционных аспектов взаимоотношений действия природы и общества на различных уровнях. Коэволюция - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "коэволюция" постепенно приобретает статус общенаучной категории. Истоки идеи коэволюции были заложены еще В. И. Вернадским, когда он сформулировал идею единства всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геологических и физических, развития живого вещества и человеческого общества. Разработка концептуальной модели коэволюции человека и биосферы предполагает системное описание ситуаций взаимодействия общества и окружающей среды. Следует заметить, что экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла: географии, биологии, химии, физике и т.д.

В настоящее время, ни у кого не вызывает сомнение, что в результате развития цивилизации происходит стремительная деградация экологических качеств окружающей среды. Сообразуясь с идеей коэволюции, необходимо конкретизировать цель экологического образования как формирование личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы. Но реализация этого соотношения целиком и полностью зависит от воли человека. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. Категория «экологический императив» - объективна, она не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением природной среды, а также физиологических и общественных особенностей всего вида Home sapiens.

Идея коэволюции становится парадигмой социальных и естественных наук. Под коэволюцией понимают «вершину последовательно сменяющих друг друга, взаимно обусловленных, нерасторжимо согласованных изменений, которые могут происходить на разных ярусах организации живых систем [3, с. 45]. Академик Н.Н. Моисеев уточняет, что «коэволюция» означает такое поведение человека, которое имело бы своим результатом развитие биосферы в смысле усложнения самой системы за счет роста числа ее элементов, развития связей и разнообразия организационных форм существования живого вещества[4,с.78]. Явления коэволюции (сопряженная эволюция), синергетика, изучающая совместные, кооперативные процессы, системный подход и холистическое мировидение, глобальный эволюционизм и экологизация естествознания, - таковы реальности современной науки. Быстрый прогресс современной цивилизации, ошеломляющие успехи в развитии компьютерной техники и всемирной информационной сети, а также очевидная способность человека к полному уничтожению всей биоты создают у него иллюзию безграничных возможностей. Человек искренне считает, что при необходимости он сможет управлять и окружающей средой, и климатом, то есть выполнять регулирующие функции живой природы, но они столь сложны, что намного превосходят возможности цивилизации. Но та информация, которая несет в себе биотическая среда и её же перерабатывает, несравнимо больше, чем может освоить человечество. Этот фантастический разрыв в потоках информации в живой природе и цивилизации, очевидно, не удастся преодолеть ни при каких последующих достижениях прогресса. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Экологизация образования и экологическая грамотность включает в себя активное овладение экологическими знаниями. Здесь и понимание сущности жизни, и систематизация закономерностей устройства на Земле, и функционирование живых систем разных уровней организации и т.п. Кроме того, умение принимать решения и действовать, добиваясь положительного эффекта в соответствии с этими знаниями. Экологически грамотный человек должен знать всё, что создано антропогенным путем, но на основе природного мира, т.е. природная составляющая, главенствует, а высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. Переход человечества в новое тысячелетие - это переход в новые условия существования. Все больше мы имеем дело с искусственной средой обитания, созданной самим человеком и подчиненной логике его интересов. Часто эти интересы вступают в противоречие с законами природы, становясь несовместимыми с ними.

Сегодня мы начинаем понимать, что наши современные основы бытия, наш духовный мир и поведение в биосфере, которые сложились в результате естественной эволюции, больше уже не соответствуют тем условиям жизни, в которые погружается общество. Иными словами, возможности общества потребления исчерпаны или близки к исчерпанию: человечество вступает в эпоху качественного изменения своего развития. Зависимость жизнедеятельности человека от техносферы и природной среды одновременно во многом определяет приоритеты развития общества в будущем. Только наука и соответственный уровень образования могут дать ответ на вопрос: как сохранить равновесие, как уберечь цивилизацию от деградации. В глобальном плане и с учетом остроты проблем экологической безопасности человечества функция экологического образования и воспитания должна стать обязанностью и государства и общественности.

Экологизация образования должна формировать у гражданина страны не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Это позволит каждому члену общества усвоить экологические и этические нормы, профессиональные навыки и сформировать образ жизни, отвечающий принципам устойчивого развития. В концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, экологическое воспитание и образование рассматриваются как одно из ведущих условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде. В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: от потребительского к коэволюционному, т.е. отношению доброжелательному и бережному. А системообразующим фактором должна быть функция, которая изменит экологическую ситуацию путем «революции» в самом человеке: существенное изменение его отношений к природе, формирование у него нового экологического сознания, основанного на коэволюционном отношении к окружающей среде. Формирование коэволюционного отношения к природе в образовательном процессе должно состоять из трех функционально связанных между собой уровней: аксиологического (формирование коэволюционного сознания), онтологического (модульное экологическое содержание), технологического (мотивационный, познавательно-информационный, деятельностно-рефлексивный процесс).

Известно, что от того, какие идеалы и ценности будут сформированы у слушателя в период его обучения, во многом будет определяться, какие ценностные ориентации будут преобладать в его сознании, а значит впоследствии и в общественном сознании.

Содержание образовательного процесса должно определяться сущностью экологической культуры личности (ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы), а также идеями коэволюции. Идея коэволюции выражает современные взгляды на особенности мирового эволюционного процесса. Коэволюция биосферы и общества представляется как их совместное развитие, как диалектическое единство адаптирующей и адаптивной функций, соединение их в эффективную систему экологической деятельности, что будет существенной чертой формирования ноосферы, как абсолютно необходимое условие сохранения человека на Земле. Предпосылки для стратегии коэволюции возникают в различных сферах человеческой жизнедеятельности: социальных, политических, научно-технических. Однако надеяться на коэволюцию человека и природы в современных условиях нельзя, так как природе угнаться за человеком, за производимыми им изменениями. Кроме того, при всем социальном и экономическом величии люди остаются биологическими существами - рождаются, живут и умирают. Находясь в единой сети жизни, человек подчиняется ее законам, в соответствии с одним из которых, любой вид может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его среда соответствует генетическим возможностям приспособления к ее колебаниям и изменениям. В чуждой среде вид существовать не может. Именно поэтому в природе виды поддерживают среду своего обитания, во всяком случае, не разрушая ее[5, с. 305].

В заключение, хотелось бы сказать, что отдаленное или приближенное будущее требует, если мы хотим выжить на Земле и развиваться дальше, перестройки самого человека, а это означает, что без образования в этом процессе не обойтись. Причем и образованию нужны модели педагогических систем, в которых, ведущей идеей станет нравственно-этический аспект. Овладение экологической этикой создаст условия, при которых только и возможно созидательное, а не разрушительное взаимодействие с природой. Экологизация мышления и поступков вырастает в императив нашей эпохи. Экологизация образования - это своего рода новый этап, в котором доминантой становится человек с коэволюционным миропониманием, ноосферным мышлением, развитым экологическим императивом. Сейчас со всей очевидностью можно сказать, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие.- ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-184 с.
  2. Красилов В.А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем.- М.: Палеонтол. ин-т РАН,1997.- 208 с.
  3. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем // Тезисы докладов второй международной конференции «Алтай - Космос - Микрокосм» «Пути духовного и экологического преобразования планеты». Барнаул, 1994.-С.45.
  4. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- 228 с.
  5. Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2006.-662, [2] с.: ил.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. КОЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 2. – С. 30-33;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=421 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674