Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЫТА И ТВОРЧЕСТВА КАЗАХОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ТУРИЗМЕ

Камалова Н.К. 1 Сапарова Ю.А. 1 Жолдасбекова К.А. 1 Сабенова А.С. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова
1. Тагор Р. Избранное. – М., 1979. – 286 с.
2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей Алматы: Санат, 1996. – 312 с.
3. Сейдимбек А. Мир казахов. – Алматы, 1993. – 184 с.
4. Каскабасов С. Золотая стрела. – Алматы, 2004. – 265 с.

Характерные этнические признаки казахской народности прослеживаются в основных элементах материальной и духовной культуры, быта, обычаев и традиций. Одной из главных ценностей материальной культуры казахов, ставшей символом проявления мудрости древнего архитектора-казаха является юрта. Сборка и разборка, составные части скелета этого степного жилища вызывают удивление не только представителей зарубежья. Быстрота и легкость воздвижения скелета жилья за считанные минуты, украшения и внутреннее убранство из шерсти, кожи, кости с использованием невероятно изъящных и высокоэстетических технологий вызывает высокую оценку очевидцев.

Г. Потанин – путешественник, географ, исследователь культуры казахской степи оставил после себя меткую оценку ценности и красоты юрты казаха: «она как олицетворение музея казахской национальной культуры» [1]. Для казаха, в понимании которого жизнь должна быть обязательно проявлена, чтобы сохранить космическое равновесие, сборка и разборка юрты символизировали наступление Хаоса и вновь создание Гармонии. Потому и убранство юрты подбирается с такой тщательностью.

Представление бытовых предметов внутреннего убранства юрты в действительном применении в сегодняшней жизни казахов в ходе этнокультурного туризма для иностранцев может быть представлена в процессе показа только одной детали – колыбели для ребенка – бесик. Для степного жителя бесик как охранная территория для младенца, оберегаюшая как от ненастных погодных условий, так и для нормализации психологически устойчивого состояния его сна, гигиены, удобства общения с матерью и другими членами семьи во время их занятости другими делами. Здесь он спал, бесик был местом для кормления грудью, там с помощью специальных приспособлений для справления нужд ребенка, он оставался чистым и сухим на длительное время.

Интересными представляются исполнения народных песен, отличающихся стилевыми особенностями фольклорного песенного жанра. Эти певцы также привлекательны не только исполнением, но и разнообразием костюмов, формой исполнения: соло, в дуэте, трио, а также способом сопровождения песен домброй, баяном, аккордеоном. Особый интерес представляют песни-айтыс – состязания в песнопении представителями молодежи: девушек и парней в жанре «қара өлең». Об искрометности казашек в исполнении этого жанра – песни импровизации дал подробное описание Левшин А.И. [2].

Здесь смыслове значение названия жанра в слове «қара» обозначает в бытовом понимании – «черное». Однако, анализируя этимологию слова, ученый А.Сейдимбек приходит к мировоззренческому выводу, восходящему к древнему миропониманию этого слова и определяет «қара өлең» как «древняя и ценная песнь» [3]. Другой богатейший и древнейший жанр музыкальной культуры казахов представлен инструментальным произведением кюй. Он сочиняется и исполняется в двух основных направлениях эстетического воззрения казахов. Человек весь свой мир проявляет как через внешние поступки, так и в мыслях и слове. Кюи – «төкпе» – искрометные, темпераментные, решительные, характеризующие непокорность стихии природы и окружающего мира, а также внешнее проявление воли и силы человека жить – произведения, олицетворяющие согласие человека и природы, в которых рождается гармония жизни. Второе направление – кюи – «шертпе» – медленные, волнительные, размышляющие, рассказывающие, рассуждающие о стихиях, касающихся внутреннего мира человека, ирониях и сарказме по отношению к человеческим страстям, достоинстве и мудрости в постижении глубины человеческих отношений и возможности достижения гармонии с самим собой и миром.

Фольклорные ансамбли способны сопровождать как песни, так и танцы. Хореографическое искусство казахов представлены в большинстве случаев в ансамблевом исполнении. Для лиц, имеющих интерес постижения особенностей национальной культуры в пластическом выражении, могут быть показаны танцы в женском, мужском исполнениях, в парных танцах. Они могут быть в технике лирических танцев с особым отражением лексических особенностей, характерных мужских танцах, олицетворяющих мифологические образы, ставших символом духовных аспеков мировосприятиях: беркут, меч, огонь и т.д.

Особый интерес представляют сюжетно-игровые танцы: на охоте, на жайлау, кочевье и т.д. Хореографическое искусство как никакое другое имеет опыт освоения фольклорных танцев народов, проживающих на территории республики. Специфической особенностью названных жанров народных искусств является возможность их локального представления в условиях гостиниц, кафе и ресторанов, туристических кемпингах и др.

Высоким спросом гостей обладают серебряные украшения, исполненные в традиционной технике и форме. Снаряжения для верховой езды и украшения для них могут быть продемонстрированы с привлечением ездовых лошадей. Особая достопримечательность для этнотуристов – это экзотика для представителей евпропейских стран – верблюды. Их украшения, атрибутика, фотографирование на фоне и верховая езда – могут быть представлены в услуги обслуживания туристов.

Особый интерес в культуре казахов представляют обряды и традиции, связанные с бытовой жизнью. Исследователи рассматривают их как исток театрального искусства [4].

Для казаха возможность иметь свободное общение, в процессе которого он не только познает информацию о мире и интересных событиях через путников, дорога которых пролегала мимо их поселения, есть высокое наслаждение – узнать новое и суметь передать все ценное, заключенное в рассказах, музыке, играх. Для путников, чей путь пролегам вдоль дороги, где справляли той – пиршество в связи с семейными бытовыми событиями: первая беременность молодой женщины, рождение ребенка, укладывание в колыбель, первые шаги, сватовство, выдание замуж, женитьба – довольно неполный перечень обрядов, которые могут быть представлены вниманию туристов в исполнении взрослых и молодежи, детей и гостей. Весь процесс исполнения обрядовых действий сопровождается с соблюдением символических элементов традиционных ритуалов, песнопениями, использованием ритуальной пищи, проявлением этических норм и порядков соблюдения гостепреимства и др. Все ценности этнической культуры могут быть представлены в одном обрядовом действии как опыте комплексного использования всех форм музыкального фольклора и применения этнокультурных знаков встречи и приема, увеселения гостей. Эта форма приема туристов не может оставить их равнодушными.

Этнокультура казахов – уникальное явление во многих отношениях и имеет ряд преимуществ перед культурой оседлых народов. Это преимущество прежде всего проявляется в полном слиянии человека с природой, естественным «погружением» в окружающий мир, ощущением движения, дарящую беспрестанную смену окружения. Культурологический феномен Казахстана закалили, но не разрушили взаимоотношения с другими цивилизациями. Это же и стало фундаментом сохранения отношения к своему миропониманию и культурным ценностям, которые могут быть достойно представлены вниманию внешнего мира, желающего понять кто мы – люди, желающие хранить в себе и сохранить для потомков ценности, представляющие единство человека и космоса, гармонию с собой и окружающим миром.


Библиографическая ссылка

Камалова Н.К., Сапарова Ю.А., Жолдасбекова К.А., Сабенова А.С. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЫТА И ТВОРЧЕСТВА КАЗАХОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ТУРИЗМЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 195-196;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4347 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674