Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА В КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ

Дурнева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье предложена технология проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая в себя три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи/ кейса, защита выпускного квалификационного проекта. Выпускная квалификационная работа бакалавра может быть выполнена в форме проекта, если работа носит прикладной характер, или в форме бакалаврской диссертации, если носит исследовательский характер, и является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
итоговая государственная аттестация
оценка качества образования
компетентностный подход
компетентностная модель выпускника
выпускная квалификационная работа
выпускной квалификационный проект.
1. Вербицкий А.А., Ларинова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 334 с.
2. Дурнева Е.Е. Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – №2-3. – С. 30-32.
3. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Опыт разработки модели выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2011. – №6. – С. 55-59.
4. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: метод. рекоменд. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 39 с.

Бакалаврская работа является выпускной квалификационной работой, отражающей итог теоретического и практического обучения студента и подтверждающая его способность к самостоятельному исследованию по общетеоретическим проблемам одного из образовательных направлений, избранного обучающимся. Для подготовки бакалаврской работы могут быть привлечены курсовые работы, исследования в проблемных группах, студенческих научных кружках; доклады на научных конференциях и семинарах, а также материалы, собранные и экспериментально апробированные в период педпрактики в школе, археологических раскопок, фольклорных экспедиций, полевых практик и т.д.

Бакалаврская работа включает в себя специальные разделы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, описание экспериментальной работы, подробное описание методов научного поиска в области избранной проблемы, а также изложение материалов и выводов собственного научного исследования, её общетеоретический анализ. В выпускной квалификационной работе бакалавра допускаются и поощряются оригинальные, нестандартные идеи, в том числе междисциплинарные исследования.

Выпускная квалификационная работа бакалавра может быть выполнена в форме проекта, если работа носит прикладной характер, или в форме бакалаврской диссертации, если носит исследовательский характер, и является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

В силу специфики подготовки бакалавров приоритетной формой выполнения ВКР является проектная работа. В случае если выпускающая кафедра принимает решение о том, что на данном направлении подготовки ВКР также будет выполняться в форме научно-исследовательской работы, то программа ИГА составляется в двух вариантах под каждую форму работы. Это необходимо в силу того, что в рамках проектной и исследовательской работы оцениваются разные группы компетенций, что должно быть компенсировано изменением компетенций, ассоциированных с профессиональными задачами/ кейсами.

Выпускная квалификационная работа прикладного характера бакалавра, осваивающего основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту.

Бакалаврская выпускная квалификационная работа в форме проекта – это обязательство создать ценность (получить выгоду, преимущества, полезные изменения) на основе достижения целей проекта к определенному сроку, в рамках согласованных ресурсов и условий эксплуатации.

Уникальность целей проекта: Существует разная степень уникальности / новизны целей проекта. Даже если аналогичные проекты ранее выполнялись в организации, проекты являются уникальными, поскольку окружение и контекст проекта изменяются со временем.

Временный характер: Проект имеет определенные даты начала и завершения. Для реализации проекта создается временный трудовой коллектив, который после завершения проекта прекращает свою деятельность.

Неопределенность: Каждый проект выполняется в уникальных условиях, является неповторимым и достижение целей проекта сопровождается неопределенностью. Эта неопределенность приводит к рискам, вызванным недостаточностью или недостоверностью информации, новизной используемой технологии или непредсказуемыми факторами.

Ценность проекта: Ценность проекта определяется выгодами, которые получены от сданного в эксплуатацию продукта проекта. Для создания ценности необходимо достичь целей проекта (необходимое условие) и найти способ сбалансировать интересы стейкхолдеров через свойства продукта проекта (достаточное условие) для получения синергетического эффекта.

Результат проекта должен быть оформлен в виде бакалаврской выпускной работы. Процедура защиты является обязательной частью сдачи проекта.

Управление проектом включает совокупность следующих процессов:

  • Инициация проекта
  • Планирование проекта
  • Исполнение проекта
  • Мониторинг и контроль проекта
  • Завершение проекта

Требования к последовательности выполнения процессов управления проектом:

  • проект должен начинаться с процесса инициации проекта;
  • проект должен оканчиваться процессом завершения проекта;
  • выполнение процесса исполнения начинается не раньше процесса планирования проекта.

Ключевой особенностью процессов управления проектом является циклический подход:

  • процесс инициации проекта повторяется в случае существенного пересмотра условий проекта (изменение целей, изменение условий, прочее);
  • процесс исполнения проекта выполняется ежеквартально для разработки и реализации оперативных планов с шагом 1 месяц;
  • процесс мониторинга и контроля проекта выполняется на протяжении всего проекта;
  • процесс завершения проекта повторяется в случае достижения уникальных результатов для документирования и накопления полученного опыта в отчете об извлеченных уроках проекта.

Тематику выпускных квалификационных проектов разрабатывают кафедры соответствующего факультета/института университета и предлагают для выбора студентам третьего года обучения (во втором полугодии учебного года). Целесообразно, чтобы темы квалификационных проектов были связаны с общим направлением научно-исследовательской работы кафедры или с исследовательскими интересами научного руководителя. Однако это положение не исключает возможность для студента предложить собственную тему, если она актуальна и реально выполнима.

Бакалаврская выпускная работа включает в себя:

1) комплексный план проекта, оперативные планы проекта с указанием внесенных изменений;

5) презентацию проекта;

6) результаты проекта и их значимость;

7) выводы и заключение;

8) приложения

  • отзыв о прохождении практики
  • фото-, видеоматериалы
  • благодарственные письма и отзывы от организаций;
  • материалы, свидетельствующие о тиражировании проекта
  • СМИ и другие материалы, свидетельствующие о ценности результатов проекта

и т.п.

Примерную структуру плана проекта можно представить в следующем виде:

краткое обзорное описание проекта:

  • цели и ожидаемые результаты,
  • стратегии реализации проекта,
  • общий объем работ,
  • организационные связи, система управления проектом

структура проекта:

  • иерархическая структура работ,
  • матрица ответственности

комплекс планируемых работ:

  • перечни и параметры планируемых операций,
  • календарный план-график выполнения работ

ресурсное обеспечение:

  • кадровое обеспечение,
  • материально-технические средства,
  • прочие необходимые ресурсы

ограничения и риски:

  • зависимость результатов от внешних обстоятельств,
  • риски и неопределенности,
  • порядок действий в рискованных ситуациях

бюджет проекта.

Выпускной квалификационный проект может выполняться как индивидуально, так и в форме групповой работы. Группой проект может быть осуществлен в том случае, когда работа носит комплексный, сложный характер, требует участия нескольких человек. Факт группового выполнения проекта должен регистрировать на этапе инициации проекта и быть отражен в совместном решении кафедр (если проект носит междисциплинарный характер). В такой ситуации защита проекта осуществляется каждым из участников проекта, при этом каждый участник освещает свою часть и свой вклад в проектную деятельность. Защита может проходить при созыве общей междисциплинарной аттестационной комиссии, либо каждый участник защищает проект перед своей комиссией.

Бакалаврская выпускная квалификационная работа исследовательского характера является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

Бакалаврская выпускная работа включает в себя:

1) самостоятельно разработанный план исследования;

2) грамотно сформулированную проблему и выбранный автором метод исследования;

3) анализ первоисточников и обзор основных новейших научных исследований по теме бакалаврской работы;

4) анализ различных точек зрения по проблеме исследования, имеющихся в литературе;

5) аргументированный выбор основных позиций и наличие предлагаемого видения проблемы;

6) предполагаемые результаты исследования и их значимость;

7) выводы и заключение;

8) приложения:

  • отзыв руководителя
  • рецензии
  • отзыв научного подразделения, на базе которого осуществлялось исследование
  • статьи и другие публикации
  • свидетельства о получении гранта по тематике исследования
  • грамоты и другие свидетельства о победе в научных конкурсах

Тематика бакалаврских проектов должна учитывать реальные потребности производства, науки и техники, и перспективы их развития. Тематика ВКР должна быть составлена в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) по данному направлению подготовки, т.е. каждая выпускная квалификационная работа бакалавра должна служить средством развития и оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, указанных в КМВ.


Библиографическая ссылка

Дурнева Е.Е. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА В КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 14-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4652 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674