Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ПРОЕКТОМ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осетрова О.В. 1 Беликова О.В. 1
1 Самара
На основании сравнительного анализа документов о практике, раскрываются особенности ее организации.
практика обучающегося
виды практики
формы практики
способы организации практики
1. Проект приказа Минобрнауки России об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3215. (Дата обращения 10.10.2013 г.).
2. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов / Н.В. Борисова, П.Г. Петрова, Е.В. Пшенникова, В.Н. Ядрихинская, С.В. Маркова, И.Ш. Малогулова, В.И. Баишева, Л.А. Апросимов // Сборник тезисов конференции «Медицинское образование 2013». – Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. 2013. С. 77.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «лечебное дело» – 060101.65: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 08.11.2010 г. пункты 8.1 и 8.4.(с.48-49).
4. Итоги вступительных экзаменов в медицинские и фармацевтические вузы Украины // Новости медицины и фармации. 16(336) 2010 . [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/13752 (Дата обращения 11.12.2013 г.).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 марта 2012 г. N 239н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/projects/1479 (Дата обращения 26.12.2013 г.).
6. Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [Электронный ресурс]. –URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 23.12.2013).

Совершенствование учебного процесса во многом зависит от качества организации практики на производстве. Внедрение обучающихся в производственную деятельность сопряжено с соблюдением ряда правил и процедур. Основополагающим документом, на который опираются ответственные за проведения практик в вузах является Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, опубликованное на сайте Министерством образования и науки Российской Федерации 26 марта 2013 года [1].

Проект положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (далее проект Положения) состоит из 4-х разделов: общие положения; виды практики, формы и способы их организации; организация практики; материальное обеспечение.

Проект разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем приводится определение понятия «практика», указывается место практики в основной профессиональной образовательной программе высшего образования, определяется порядок достижения целей и объемов. Изложены полномочия образовательных организаций высшего образования в отношении разработки и утверждения документов, регламентирующих организацию практики обучающихся.

Важно, что в проекте Положения дано определение понятия практики с позиции современного подхода формирования профессиональных компетенций у специалиста. Практика определяется как вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также на формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Во втором разделе проекта Положения даны характеристики практик по видам, формам и способам их организации.

Структура раздела «Организация практики» включает: характеристику предприятий, где возможно проведение практики; правовые взаимоотношения между вузом и предприятием, предприятием и обучающимся; сроки проведения в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком с учетом требований образовательного стандарта; требования к руководству практикой, его права и обязанности; продолжительность рабочего дня обучающегося; формы и вид отчетности обучающихся о прохождении практики; особенности организации практики по основной профессиональной образовательной программе (далее ОПОП) в различных областях.

В последнем разделе проекта Положения изложены моменты материального обеспечения обучающихся и их преподавателей на выездных и стационарных практиках.

При проведении сравнительной оценки двух официальных документов «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» утвержденного приказом Минобразования России № 154 от 25.03.2003 года и проекта «Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования», опубликованного в марте 2013 года на сайте Минобразования РФ, касающихся порядка проведения производственной практики в высших учебных заведениях, изданных с интервалом в 10 лет, едиными аспектами практики остаются такие как: порядок определения целей и объемов практики; полномочия образовательных организаций высшего образования в отношении разработки и утверждения документов, регламентирующих организацию практики обучающихся; виды и способы организации практики.

Существенными положительными отличиями в подходах к порядку организации и проведения практики по проекту Положения 2013 года являются: определение понятия практики; составление временного объема практики (зачетные единицы); разнообразие форм проведения практики; возможность получения профессий; правила поведения при несчастных случаях, произошедших с обучающимися; определение гражданско-правовых отношений между обучающимся и предприятием; обращение к интересам работающих студентов; порядок прохождения медицинских осмотров; учет особенностей организации практики в специфических областях (в том числе медицины); материальное обеспечение обучающихся и преподавателей практики.

Вместе с тем, считаем целесообразным вернуть в проект нового Положения пункт о привлечении к составлению рабочей программы практики руководителей от предприятия (лечебных учреждений). Вопрос о привлечении работодателей к участию в организации и методическом обеспечении практики поднимает и коллектив авторов из ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова [2]. Также в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «лечебное дело» на этом сделан акцент [3].

Существенным считаем изменение в названиях анализируемых документов: понятие «студент» заменен понятием «обучающийся»; так как появились новые образовательные формы высшего образования: специалитет, бакалавриат, магистратура.

Важно, что в проекте Положения установлены ограничения трудоемкости в реализации практики: непрерывно или дискретно по ее видам не более 1,5 зачетных единицы. Использование зачетных единиц в качестве меры обученности каждого студента и установления его академического статуса позволяет индивидуализировать обучение, отойти от обязательной привязки занятий в рамках учебной группы. Вместо синхронного прохождения обязательных этапов обучения у студентов появляется возможность перейти к асинхронному обучению, способствующему расширению академической мобильности. В подтверждение этому по проекту Положения, для обучающихся не выполнивших программы практик по уважительной причине, могут быть составлены индивидуальные планы для повторного прохождения практики.

В плане осуществления практики во времени возможна такая ее организация, как: непрерывная (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик), дискретная по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики) и прерывистая (путем чередования с теоретическими занятиями по дням или неделям) проведение практик, что добавляет вариаций при составлении учебного плана по конкретной специальности. Так, в Самарском Государственном медицинском университете на лечебном факультете у студентов 1 курса очной формы обучения учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» проводится путем чередования с теоретическими занятиями по дням. Производственные практики «Помощник младшего медицинского персонала», «Помощник палатной медицинской сестры», «Помощник процедурной медицинской сестры» проходят непрерывно после окончания 1,2,3 курса. Также непрерывно проходит практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения»; – после 5 курса. Такая практика, как «Помощник врача» проходит дискретно после 4 курса, подразделяясь на следующие подвиды – «Помощник врача терапевтического отделения стационара», «помощник врача хирургического отделения стационара», «Помощник врача акушерско-гинекологического отделения стационара».

Обращает на себя внимание пункты, которые указывают на свободный выбор форм проведения практики в образовательных организациях высшего образования, что особенно необходимо для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. В Самарском государственном медицинском университете на лечебном факультете в 2013 году зарегистрировано 32 студента с инвалидностью 2 группы и инвалидностью с детства, что составляет 2,1 % от всего числа студентов данного факультета. В 2012 году принято 9 человек (3,6 %), в 2013 – 7 человек (2,8 %) По Украине – отмечается рост числа инвалидов, зачисляемых в медицинские и фармацевтические вузы, в 2008 – 6,7 % а уже к 2010 году – 8,3 %. [4].

В проекте Положения программа практики предусматривает прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, по профессиям рабочих, должностям служащих и сдачу квалификационных экзаменов. Таким образом, обучающийся, приобретя определенные начальные профессиональные навыки и умения, может приступить к трудовой деятельности. В Самарском государственном медицинском университете – около 10 % студентов младших курсов работают в должности санитара в стационарах и на станциях скорой и медицинской помощи. Возможность официально работать в качестве среднего медицинского персонала появилась у студентов-медиков старше 3 курса только с 2012 года в связи с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 марта 2012 г. N 239н [5]. На основании этого положения студент-медик после 3-го и 4-го курса сдает экзамен, при его успешной сдаче он получает выписку из протокола сдачи экзамена заверенную в установленном порядке.

В проекте Положения в организации практики учтены современные технологии обучения, в том числе порядок организации практики для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для создания электронных учебных пособий в СамГМУ самостоятельно было создано программное обеспечение, получившее официальную регистрацию, как российскую, так и международную, под оригинальным названием «Ментор». С помощью этой программы были созданы мультимедийные пособия по травматологии, инфекционным болезням, общей хирургии и др.

Достоинством проекта Положения является конкретизация видов, форм и способов проведения практики (таблица).

Особенности организации проведения практики

Виды

Формы

Способы

Учебная

1) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

2) научно-исследовательская работа;

3) исполнительская практика;

4) творческая практика

и других формах по усмотрению ООВО.

Выездные и стационарные

Производственная

1) практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

2) научно-исследовательская работа;

3) педагогическая практика;

4) технологическая практика;

5) исполнительская практика,

6) творческая практика и другие формы согласно ООВО

Преддипломная

В проекте Положения отражены организационные моменты по несчастным случаям, произошедшими с обучающимися, проходящими практику на предприятии, в учреждении или организации. Они расследуются и учитываются в соответствии со статьёй 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

Допускается заключение с обучающимся, проходящим практику, гражданско-правового договора (договора подряда или оказания услуг) без его зачисления в штат предприятия, учреждения или организации. Это значит, что обучающийся может во время прохождения практики вступить в трудовые отношения и получать вознаграждение.

В проекте Положения учтены интересы работающих обучающихся: обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью на предприятиях, учреждениях и организациях, вправе проходить в этих организациях учебную, производственную и преддипломную практики, в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных предприятиях, учреждениях и организациях, соответствует целям практики.

Следует отметить, что продолжительность практики у обучающихся от 16 до 18 лет сокращена с 36 часов до 35 часов (на 1 час). При этом учтены положения Приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. [6]. Для кураторов от лечебно-профилактических учреждений это является обеспечением предупреждения распространения внутрибольничной инфекции и соблюдением правил трудовых отношений с практикантами, а для кураторов практики – информация по выбору индивидуальной формы прохождения практики для лиц имеющих ограничения.

В новом положении учтены особенности проведения практики в области искусства и при обращении к сведениям, составляющим военную тайну.

По новому положению, на безвозмездной основе осуществляется использование имущества баз практики, необходимого для практической подготовки обучающихся, что облегчает организацию проведения практики.

В проекте Положения учтены особенности нормативно-правового регулирования при взаимодействии практиканта-медика и пациента. Учтено право пациент на отказ от участия обучающегося в оказании ему медицинской помощи.

В новом положении в разделе «Материальное обеспечение» даны разъяснения по финансированию студентов (администрация ООВО обеспечивает отъезжающих на практику обучающихся билетами на проезд и денежными средствами) и преподавателей (оплата преподавателям суточных, проезда к месту выездной практики и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится ООВО в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Таким образом, на основании выполненного сравнительного анализа федеральных документов о практике, можно констатировать, что проект нового Положения о практике шире раскрывает особенности ее организации и предоставляет свободу выбора форм для ее проведения.


Библиографическая ссылка

Осетрова О.В., Беликова О.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ПРОЕКТОМ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 18-21;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4828 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674