Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАРКЕТОЛОГОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Перишко И.В. 1
1 Ривненский государственный гуманитарный университет
В статье рассматриваются аспекты теоретических, методических и практических основ подготовки маркетологов к туристической деятельности и развития туристической индустрии. Раскрыты сущность, структура и особенности профессиональной подготовки будущих специалистов для проведения маркетинговых мероприятий в сфере туризма. Проведен анализ структурных факторов формирования знаний и компетенций будущих маркетологов для туристической деятельности.
туризм
подготовка маркетологов
профессиональная компетентность
туристическая деятельность
1. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации // Друкер П.Ф. – М.: Вильямс. – 2007.
2. Зайчук Г.М. Управління маркетинговою діяльністю в туристичній галузі. Монографія // Г. Зайчук. – Дрогобич, редакційно-видавничий відділ Дрогобицького державного педагогічного університету імені Івана Франка. – 2010. – 154 с.
3. Лозовецька В.Т. Формування професійної компетентності фахівця сфери послуг і туризму: навч.-метод. посіб. / В.Т. Лозовецька, Л.Б. Лук’янова, Л.В. Козак та ін. За заг. ред. В.Т. Лозовецької – К.: Вид-во Інституту професійно-технічної освіти АПНУ. – 2010. – С.68–69.
4. Севаст’янова О.А. Педагогіка туризму: навч. посіб. для магістрантів ден. та заоч. форми навч. за спец. «Туризм» та «Готельно-ресторанна справа» / О.А. Севаст’янова; ДЗ «Луганський національний університет імені Тараса Шевченка».– Луганськ: Вид-во ЛНУ імені Тараса Шевченка, 2010. – С.10.
5. Цехмістрова Г.С. Особливості підготовки фахівців туризму в умовах реалізації вимог Болонського процесу / Г.С. Цехмістрова // Проблеми освіти: наук.-метод. зб. 2007. – Вип.47. – С.104-110.

Назначение маркетолога для эффективного функционирования туристического предприятия в условиях рынка и конкурентной среде туристического предприятия сложно переоценить. Успешная деятельность маркетолога на туристическом рынке услуг в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. П.Ф. Друкер считал, что «цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга будут подходить и продавать себя сами» [1].

Маркетинговая деятельность в области туристических услуг – это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного маркетолога, обладающего полностью или частично какими-либо материальными ценностями и использует их для организации бизнеса и управления им.

Цель исследования – охарактеризовать особенности профессиональной подготовки будущих маркетологов для сферы туристических услуг.

Методы исследования: теоретические достижения педагогической науки, разработки ученых, публикации в журналах: «Родная школа», «Молодежь и рынок», «Информация и рынок» и другие. Основой исследования являются: закономерности и принципы теории общенаучного познания; концептуальные положения системного анализа и метода аналогий к изучению теорий и практики маркетинга и туристической деятельности, которые рассматриваются как интеграционные составляющие системы непрерывного образования, которые используются в учебном процессе при формировании профессиональных умений, навыков, составляющих профессиональные компетентности маркетолога рынка туристических услуг в конкурентной среде.

Мы согласны с Г.С. Цехмистровой, что специалисту туристической сферы нужны знания по предпринимательству и маркетингу. Но, как подчеркивает исследовательница: «в основу подготовки таких специалистов должны быть положены знания технологии формирования туристического продукта, а также организационные основы его доведения до потребителя. Поэтому здесь важным аспектом является владение правилами функционирования туристической рейтинговой среды, соответствующей материальной базы, инфраструктуры информационных сетей, правовых норм, экологических знаний, архитектуры и этнографических особенностей культуры регионов» [5].

К показателям, характеризующим работу маркетолога, можно отнести:

  • улучшение организации труда;
  • снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
  • сокращение управленческого персонала;
  • срок обработки информации;
  • сокращение затрат рабочего времени управленческого персонала.

Их можно выразить количественно. Но есть и такие показатели, которые не поддаются количественной оценке. Например, повышение квалификации работников, персонала в туристической деятельности, улучшение условий труда и предоставления сервисных услуг, культура труда и т.д.

Нашему государству необходимо реализовать комплекс мер по развитию предпринимательства, децентрализации внешнеэкономической деятельности, изменении внешнеторговой системы, а в нашем исследовании – широкое развитие туристической отрасли и подготовки к этой деятельности высококвалифицированных маркетологов, как к проведению туров, так и гостиничного хозяйства, что должно ускорить процесс ввода инновационных технологий и интеграции Украины в международный туристический рынок.

В разных странах проблема реализации нововведений решается по-разному, хотя и можно проследить определенные моменты, общие для большинства современных лидеров научно-технического прогресса, но не подлежит сомнению то, что наука стала реальной производительной силой на данном этапе и будет оставаться ею в будущем.

Современный специалист сферы услуг – это профессионал, который обладает необходимым уровнем компетентности по предоставлению качественных услуг, а именно обладает знаниями:

  • основ маркетинга, менеджмента, экономики;
  • основ психологии;
  • современных технологий оказания услуг;
  • иностранных языков;
  • умением обеспечить качественное предоставление услуг в соответствии с отечественными и международными стандартами;
  • пользоваться современными информационными технологиями, применяя современные технологии обслуживания;
  • осуществлять прогностический анализ рынка услуг;
  • устанавливать причины несоответствия качества услуг;
  • предупреждать и устранять возможные конфликтные ситуации с потребителями;
  • разрабатывать рекомендации по обеспечению конкурентоспособности услуг, эффективного решения реальных задач и проблем и т.д., отмечено Лозовецкой В.Т. [3].

По мнению О. Севастьяновой, специалист туристической деятельности должен иметь высокий потенциал управленческой и исполнительской деятельности, реализованный в различных направлениях туристической, рекреационной и спортивной работы, ориентироваться в различных социально-экономических и организационно- технических проблемах. Ему должны быть присущи экономическое мышление и широта взглядов, хозяйственная расчетливость и предприимчивость, навыки аналитической оценки ситуации, инициативность и социальная активность, знание психологии людей и конфликтологии, отмечает Севастьянова О.А. [4].

Профессиональная деятельность маркетологов туризма подчинена особенностям этой сферы в информационном обществе и требованиям рынка труда, что требует особого подхода к совершенствованию знаний по маркетингу у будущих специалистов.

Исследования маркетинга в туристической сфере ставит целью формирование знаний и компетенций специалистов, учитывая следующие структурные факторы, отмечает Г. Зайчук [2].

Аналитический:

  • разработка и обоснование макро- и микроэкономических показателей, характеризующих развитие туризма; функционирования мирового, национального и регионального рынка туристических услуг, анализ состояния, конъюнктуры и тенденций перспективного развития глобальных мировых и национальных рынков туристических услуг;
  • разработка рекомендаций по осуществлению государственной поддержки развития социального туризма;
  • проведение мониторинга социально-экономической эффективности государственной политики в туризме; прогнозирования структурных изменений в национальном и региональном масштабах;
  • разработка моделей функционирования отдельных видов туризма, анализ ресурсного обеспечения туристических мероприятий.

Организационно-управленческий:

  • организация, функционирование, разработка направлений развития, усиления конкурентных преимуществ и рыночной стратегии туристических организаций;
  • управление туристическими организациями и фирмами, организация работы в госструктурах, профессиональных объединениях для решения проблем развития туристической отрасли.

Экономико-правовой:

  • разработка стратегий и планов интеграции туризма как приоритетного направления национальной экономики в мировое экономическое сообщество;
  • разработка проектов по совершенствованию законодательства о туризме в соответствии с требованиями международных стандартов;
  • разработка стратегии участия государства во Всемирной туристической организации;
  • разработка стратегий деятельности турфирм с учетом современных тенденций интеграции, глобализации на мировом и национальном рынках туруслуг.

Педагогический:

  • преподавание специальных дисциплин в высших учебных заведениях, участие в подготовке и переподготовке кадров;
  • разработка учебных планов и научно-методического обеспечения преподавания дисциплин по проблематике туристического маркетинга.

Научно-исследовательский:

  • составление планов, заданий для исполнителей, программ для научных исследований по проблематике развития туризма;
  • сбор, обработка, систематизация, анализ информации по проблемам развития туризма, выбора инструментов и методов исследования;
  • подготовка материалов для публикаций.

Необходимо отметить, что участниками рыночных отношений туристическо-рекреационных услуг, возникающих при осуществлении туристической деятельности, являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (по перевозке, временному размещению, питанию, экскурсионного, курортного, спортивного, развлекательного и другого обслуживания на рынке услуг), осуществляющих посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг.

Чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень в области туризма, маркетологу необходимо систематически пересматривать законодательную и инструктивную информацию по вопросам денежного обращения, финансов и кредита, статистические материалы региона, использовать их в анализе и прогнозировании деятельности. Это будет способствовать повышению эффективности турпродуктов, роста доходов.

Выводы

Таким образом, будущий маркетолог туристической отрасли является организатором и новатором, обладает экономическими, организационными и творческими способностями, который умеет хорошо ориентироваться в сложной меняющейся среде. Выявить эти качества может только человек, который подготовлен к предпринимательской деятельности. А еще маркетологу туристической деятельности должны быть присущи высокие морально-психологические качества – честность, справедливость, объективность, благоразумие, мужество, чувство долга и ответственности, интеллигентность, тактичность.

Осуществлять подготовку будущих маркетологов для сферы туристических услуг в предпринимательской туристической деятельности необходимо в учебных заведениях всех типов и уровней. Роль маркетолога, его задачи и эффективность в туристической деятельности зависит от уровня его профессиональных компетенций деятельности в рыночной экономике.

Вузовская подготовка должна основываться на базовом обучении определенных блоков дисциплин, обогащать будущего маркетолога туристической деятельности общенаучными и специальными знаниями.


Библиографическая ссылка

Перишко И.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАРКЕТОЛОГОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 22-24;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4829 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674