Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КО ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ

Рявкина Л.В.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в 5-м классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей между начальным образованием и основным общим образованием. Обеспечение данной задачи осуществляется на разных уровнях: содержательном, структурно-организационном, психологическом, целевом, управленческом.

Кроме того, успешность адаптации младшего подростка зависит от целого ряда психологических факторов: интеллектуальной готовности, сформированности мотивационной сферы, устойчивости эмоциональных состояний, навыков ориентации в пространстве школы и достойного поведения с одноклассниками, способности к установлению межличностных отношений с педагогами.

В начальном звене школы вариативность образовательного процесса представлена параллельным функционированием множества дидактических программ, систем обучения: «Школа России» (под ред. А.А.Плешакова), «Школа 2100» (под ред. А.А.Леонтьева), «Гармония» (под ред. Н.Б.Истоминой), система Л.В.Занкова и др. Учащиеся нередко испытывают трудности в переходный период из-за несоответствия программ и учебников начальной и основной школы, потому что большинство этих программ не имеют преемственного продолжения.

Базой нашего исследования явились несколько средних школ города Норильска, реализующие различные дидактические системы начального образования. Работа проводилась в период с октября 2009 года по февраль 2010 года. В исследовании принимали участие младшие подростки (100 человек) 10-11 летнего возраста, учащиеся 5-ых классов, обучавшиеся по традиционной - «Школа России» и развивающей - система Л.В.Занкова моделям начального обучения и продолжающие обучение в пятом классе по традиционной системе обучения.

На первом этапе психодиагностического исследования мы подтвердили, что у пятиклассников наиболее сложным для адаптации к обучению является период от пятой до одиннадцатой недели обучения. Низкие показатели адаптированности учащихся при этом сопровождаются высоким уровнем тревожности, доминированием внешних отрицательных мотивов, нестабильностью других психологических показателей. Динамика изменения школьной адаптации учащихся в обеих группах имеет схожие тенденции, однако более выражена в группе учащихся, которые обучались по системе Л.В. Занкова.

Далее нами анализировались сводные ведомости академической успеваемости по 6 основным учебным предметам: русский язык, математика, литература, история, иностранный язык, природоведение. Выявлено, что у 56% школьников обучавшихся по ТСО уровень успеваемости не изменился. Понижение уровня успеваемости у 32% школьников этой группы, а повышение - у 12%. У пятиклассников, обучавшихся по РСО прежний уровень успеваемости у 70%. Процент детей повысивших уровень успеваемости - 26%, а у 4% школьников этой группы успеваемость снижается.

Динамика изменения успеваемости по предметам в обеих группах имеет некоторые особенности: продуктивность деятельности значимо выше в группе, обучавшихся по системе Л.В.Занкова, на всех этапах исследования; динамика изменения успеваемости по предметам носит неравномерный характер, хотя в обеих группах имеются схожие тенденции (в частности для предмета история).

16% пятиклассников, обучавшихся в начальной школе по ТСО, обладают высоким уровнем учебной мотивации и 34% низким. У школьников, обучавшихся по РСО, высокий уровень учебной мотивации выявлен у 46%. Учеников с низким уровнем мотивации выявлено 6%. Выявлено преобладание социальных мотивов над познавательными у 44% школьников, обучавшихся по ТСО и 30% по РСО. Успешность прохождения адаптационного периода напрямую зависит от эмоционального фона, на котором происходят изменения социально-психологической ситуации развития младших подростков и перемены в школьной жизни. У большинства детей наблюдалась высокая и повышенная школьная тревожность. При этом нами установлено, что в группе учащихся, обучавшихся по ТСО процент детей с высокой и повышенной школьной тревожностью, в совокупности, составляет 50 % , а у школьников, обучавшихся по РСО - 60%

Мы выявили, что у учащихся, обучавшихся по ТСО, высокие показатели по всем видам школьной тревожности (тест школьной тревожности Филлипса). При этом, наиболее выраженными являются: фрустрация потребности в достижении успеха (92%), переживание социального стресса (70%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (54%), страх самовыражения (62%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (70%), страх проверки знаний (66%). У учащихся, которые обучались по РСО, наиболее высокие показатели были по следующим видам школьной тревожности: фрустрация потребности в достижении успеха (74%), переживание социального стресса (56%), общая тревожность в школе (76%).

Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье учащихся, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации. В свою очередь, психосоматические нарушения, могут отрицательно влиять на процесс социально-психологической адаптации в школе.

Для исследования психосоматического здоровья данной группы учащихся мы провели анкетирование родителей. Родителям учащихся, обучавшихся и по ТСО, и по РСО, были выданы бланки и предложено ответить на вопросы, касающиеся отклонений в психосоматическом здоровье их детей. На основе опроса были выделены основные психосоматические признаки дезадаптации: боли в сердце, боли в животе, головные боли, повышенная утомляемость, трудности с засыпанием, потеря аппетита.

Мы установили, что только 32% учащихся, обучавшихся по РСО и 18% учащихся, обучавшихся по ТСО, в адаптационный период не имели психосоматических признаков дезадаптации. Подавляющее большинство пятиклассников находятся на 2 уровне дезадаптации. Сравнив показатели по группам, обнаружили, что ученики, обучавшиеся по РСО по уровню психосоматического здоровья благополучней учеников, обучавшихся по ТСО.

Выявленные проблемы послужили основой для разработки программы организации процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся с участием педагогов, психолога и администрации школы.

Процесс социально-психологической адаптации учащихся пятых классов в средней школе требует правильной организации психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период. Основой работы послужила адаптированная к условиям обучения в нашем регионе модель психолого-педагогического сопровождения, разработанная М.Р. Битяновой, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

На наш взгляд, полученные в ходе исследования данные могут использоваться для совершенствования работы по организации преемственности обучения учащихся при переходе из начального звена школы в основное.

Библиографическая ссылка

Рявкина Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КО ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 87-89;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=484 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674