Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЕМАХ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Есимханова Н.А. 2 Оразов Ш.Б. 1 Ажибеков К.Ж. 2 Жолдасбекова К.А. 2
1 Международный Казахско-Турецский университет им. К.А.Яссави
2 Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова
1. Буховец С.К. Особенности обучения чтению научных текстов. – М., 1990.
2. Доблаева Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы восприятия. – М., 1982.
3. Барташович Л.Д. Лингво-когнитивное моделирование обработки дискурса как основа обучения чтению русскоязычной научной литературы. – М., 1999.
5. Щелонцева Э.И. Система упражнений, направленных на выработку умений и навыков быстрого чтения // Сб. Научных трудов «Вопросы обучения чтению на иностранных языках в неязыковых вузах». Вып.183. – М., 2001.

Одной из основных целей преподавания русского языка на неязыковых специальностях является формирование у студентов навыков и умения чтения учебной литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка наиболее актуальной является проблема разработки надежных, реальных и рациональных методик обучения чтению.

Обучение чтению включает в себя необходимость развития таких умений, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано далее; умение вычленить основную мысль высказывания; умение отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации; умение устанавливать (и игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации; умение ставить вопросы в процессе восприятия текста; умение определять логику, структуру высказывания; умение делать выводы и формулировать их своими словами; умение критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях [1].

Следовательно, при обучении чтению преподаватель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста обучающимися. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности. Как правило, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).

Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью обучающихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).

Ценностно-орентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться)[2].

Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Ознакомительное чтение направлено на прием самой информации, на ознакомление с содержанием текста. Вместе с тем следует отметить, что специфика приема при данном виде чтения состоит в том, что он проводится выборочно, причем читающий осуществляет саморегуляцию в отношении охвата содержания (внимание концентрируется лишь на некоторых фрагментах) и глубины восприятия-понимания (налагаются определенные лимиты на полноту охвата смысла читаемого).

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста [3].

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

  • назвать ключевые предложения абзаца;
  • назвать предложения, которые открывают новую тему текста;
  • прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;
  • как можно продолжить текст, если он называется и т.п.

Следует отметить, что навыки просмотрового чтения могут быть широко использованы при восприятии информации научно-популярных текстов. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т. п. Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда обучающийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.). Таким образом, ценность ознакомительного чтения состоит в сочетании информативности с экономичностью, так как оно позволяет опускать отдельные смысловые блоки и детали текста, которые по каким-либо причинам не заслуживают внимания.

Приемы изучающего чтения обеспечивают глубокое проникновение в содержании текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.

Приемы работы при изучающем чтении:

  • выявить скрытые вопросы по содержанию текста;
  • выделить (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное;
  • представить содержание текста в виде схемы, таблицы, рисунка;
  • сформулировать основную мысль прочитанного;
  • выделить основную информацию;
  • обозначить смысловые вехи (главные мысли) прочитанного текста;
  • выбрать и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

Целесообразно отметить, что решение этих задач требует повышения роли логико-дискурсивного мышления, связано с активизацией внутренней речи, внутреннего перевода как средства преодоления языковых и смысловых трудностей на пути к достижению понимания. Ещё одной задачей является также формирования у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Овладение приемами изучающего чтения способствует осознанному созданию вторичных текстов (реферат, доклад, конспект) .

Рассмотрим упражнения для обучения различным видам чтения.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
  2. Прочитайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.
  3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
  4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое.
  5. Расположите абзацы в нужной последовательности (для чтения предлагаются абзацы текста в произвольной последовательности, задача читающего – указать их правильное расположение относительно друг друга).

Упражнения для обучения изучающему чтению:

  1. Добавьте факты, не меняя структуру текста.
  2. Найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации.
  3. Напишите тезисы по содержанию прочитанного.
  4. Составьте письменную оценку (рецензию).

В зависимости от характера текста, подготовленности группы, ее осведомленности в той или иной области и т.д. рекомендуются вопросы, которые соотносят полученную информацию с опытом и знаниями студентов: в какой мере приводимые факты являются новыми/неизвестными, можно ли их использовать в какой-либо области, достаточно ли убедительны факты/данные, на основании которых автор делает выводы [4].

Таким образом, цель обучения чтению в вузе – научить студентов рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает необходимую базу для обучения студентов написанию рефератов, сообщений, конспектов, аннотаций.


Библиографическая ссылка

Есимханова Н.А., Оразов Ш.Б., Ажибеков К.Ж., Жолдасбекова К.А. О РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЕМАХ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 124-126;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4857 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674