Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АЛМАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ

Мадьярова Г.А. 1 Байсалбаева К.Н. 1 Сегизбаева Р.У. 1
1 Алматинская академия экономики и статистики
1. Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020 годы от 07.12.2010 г. № 1118.
2. ГОСО РК 5.03.004-2009. Организация обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения.
3. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ) от 13.04.2010 г. № 169.
4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. –М., 2006
5. Никуличева Н.В. Проблемы организации дистанционного обучения / Журнал руководителя управления образованием № 1, 2011.
6. Электронный ресурс: www.aesa.kz.

Появление системы дистанционных форм обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового, самостоятельного и индивидуального образования. Поскольку дистанционное обучение позволяет студенту обучаться в удобное для него время, в удобном месте и с удобной интенсивностью, не прекращая при этом других видов деятельности, т.е. без отрыва от производства. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности государства и общества, обеспечить реализацию конституционных прав каждого гражданина страны на образования [1].

Последние десятилетия образовательные системы все больше реализуется в пространстве от контактного типа к дистанционному обучению и самообучению, при котором, основную роль играют телекоммуникационные средства [2].

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного образования (СДО) программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [3].

Алматинская академия экономики и статистики (ААЭС) приступила к организации учебного процесса с десятью учебными информационными телекоммуникационными центрами (ИТКЦ) в областях Республики, через дистанционную форму обучения, реализуя свои принципы формирования учебного фонда библиотеки, набора студентов, методику обучения.

Система электронного образования обеспечивает реализацию следующих функций:

  • администрирование учебной деятельностью (Course Administration);
  • управление контентом (Content Management);
  • доставка интерактивного контента в форме видеоконференций (Interactive Delivery);
  • предоставление доступа к электронным коллекциям (Electronic resource access);
  • виртуальные лаборатории (Virtual laboratories);
  • управление навигацией по контенту (Sequencing);
  • тестирование и оценивание учащегося (Testing/Assessment);
  • контроль за ходом и результатами работы учащегося (Tracking);
  • ведение профиля учащегося (Learner Profile).

В Алматинской Академии экономики и статистики для организации учебного процесса, независимой проверки знаний обучающихся в корпоративных сетях и сети Интернет, а также для дополнения традиционных (очных, заочных) форм обучения используется образовательный портал http://study.aesa.kz на платформе системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей-4.3». Она содержит следующие подсистемы:

  • аутентификации (определение подлинности пользователя);
  • управления пользователями;
  • библиотеки (хранение учебного материала, сбор статистики обращений обучающих);
  • тестирования (режим самопроверки, рубежного контроля и экзамена);
  • интерактивного взаимодействия (форум, чат, электронная почта);
  • организационно-учебной информации (расписание занятий, экзаменов и т.д.).

Информационное обеспечение дистанционного обучения реализуется электронными учебными материалами на казахском и русском языках, размещенными в библиотеке СДО Прометей 4.3» и на ftp-сервере ftp://file.aesa.kz/.

Записанные видеолекции могут быть использованы через медиасервер: mms://file.aesa.kz. Дополнительные учебные материалы размещены в Электронной библиотеке, содержащей электронные учебники, пособия, словари, справочники и методические разработки.

Основу телекоммуникационного обеспечения составляет центральная часть аппаратного комплекса центра дистанционного обучения (ЦДО). Общие технические требования, центральная часть аппаратного комплекса дистанционного обучения построена на базе технологий серверов приложений, а основная информация комплекса ЦДО храниться в промышленной реляционной базе данных. Серверы баз данных, хранящих информацию комплекса, защищены от сбоев в работе и от сбоев за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, акустических, электроакустических и иных технических каналов [6].

Информационные системы и электронные образовательные ресурсы приведены в таблице.

Информационные системы и электронные образовательные ресурсы ААЭС

Информационные системы и электронные образовательные ресурсы

Адрес

Примечание

1

Сайт АЭСА

http://www.aesa.kz

Официальный сайт

2

СДО Прометей

http://study.aesa.kz

В библиотеке Прометей размещены электронные учебные издания АЭСА

3

СДО Moodle

http://moodle.aesa.kz

вспомогательный образовательный портал

4

Электронная библиотека АЭСА

file://174.16.3.4/lib/1/Elektronnaybiblioteka

Размещена в локальной сети АЭСА, которая включает в себя фонд электронных материалов электронные курсы, электронные УМКД, учебные пособия, руководства по изучению дисциплин, презентации.

5

FTP-сервер

ftp://file.aesa.kz

Файловый обменник

6

Корпоративная почта

http://mail.aesa.kz

Почтовый сервер

7

Медиа сервер

mms://media.aesa.kz

Проводятся видео лекции и обеспечивается как интерактивная взаимодействие преподавателя и студентов.

8

1С-Электронный деканат

 

Комплексная информационная система администрирования учебным процессом

Система дистанционного обучения поддерживает следующие формы обучения:

  • лекции, в отличие от традиционных аудиторных лекций, исключают живое общение с преподавателем, но имеют и ряд преимуществ: использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции интересными и наглядными. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал;
  • «очные» консультации;
  • off-line-консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции
  • on-line-консультации; проводимые преподавателем курса;
  • практические занятия;
  • лабораторные работы при дистанционном обучении разумно проводить во время выездов преподавателей или под руководством тьюторов непосредственно в учебном центре или филиале вуза, имеющем необходимую материальную базу;
  • самостоятельная работа студентов [4].

На кафедре «Информатика» проводятся крупные работы для организаций дистанционных занятий. Формирования электронных материалов для чтения в режиме он-лайн достаточно трудоемкая работа. Попытки сделать их максимально эффективными приводят к появлению множества проблем, разрешение которых под силу лишь достаточно опытному и профессиональному лектору. Чаще всего проведение он-лайн лекции воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными возможности активизации наглядного и теоретического образного мышления студентов.

Настоящее время на кафедре имеется база электронной продукции в виде конспектов лекций, методических указаний по выполнению лабораторных работ, практических работ на электронных носителях. Аналогично обстоит дело и с готовой электронной продукции используемых в учебном процессе по кафедре можно привести использование каталогов электронных учебников по всем читаемым дисциплинам.

Решение следующих задач со стороны администрации Вуза повышает эффективность и качество дистанционного обучения:

  • учёт дополнительных объёмов работы для преподавателей на этапе проектирования;
  • стимулирование преподавателей материальными и нематериальными средствами;
  • соблюдение авторских прав на электронные учебники, дистанционные курсы, оболочки и другие интеллектуальные ресурсы дистанционного обучения (внешняя экспертиза, заключение лицензионных договоров на выплату авторского гонорара)
  • разработка новых подходов к распределению учебной нагрузки для преподавателей с учётом увеличения объёмов работы на подготовку учебно-методических материалов для дистанционного обучения и временные затраты на проведение дистанционных курсов [5].

Система дистанционного обучения может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и в ближайшей перспективе.


Библиографическая ссылка

Мадьярова Г.А., Байсалбаева К.Н., Сегизбаева Р.У. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АЛМАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 126-128;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4858 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674