Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ЕДИНОБОРСТВАХ НА ЭТАПЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Еганов А.В.
В системе учебных заведений МВД России виды единоборств входят в программу учебных занятий и первенств учебных заведений кикбоксингу, рукопашному бою, дзюдо и другим видам единоборств. Поэтому формированию прикладных навыков единоборств курсантов и слушателей в процессе обучения уделяется особое внимание. В квалификационной характеристике выпускника учебных заведений МВД, указанным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, говорится о высоких требованиях к гражданской зрелости, уважению к социальным ценностям правового государства, соблюдению норм профессиональной этики. Эти ценности связаны неразрывно с этикой спортивных видов единоборств. Общечеловеческая этика не противоречит, а дополняет их. Общая цель физического воспитания и в том числе в спортивных видах единоборств заключается в направленности тренировочного процесса на всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку и адаптацию в социуме, к приобретению профессии, успешному включению в трудовую деятельность, нравственному воспитанию учащейся молодежи. При этом особое значение должно уделяться воспитанию следующих групп ценностей: государственно-патриотическое, нравственное, профессиональное, социально-патриотическое, социально-правовое, социально-психологиче-ское и гуманистическое.

Занятия спортивными видами единоборств курсантов как будущих сотрудников органов внутренних дел способствуют развитию у профессионально важных качеств работоспособности, развитию умственных способностей, формирование волевого характера, психологической устойчивости в жизненных ситуациях, воспитанию уверенности, независимости, стремлению оказать помощь в трудных ситуациях другому человеку.

В процессе занятий спортивными видами единоборств физическая подготовленность выступает уже как компонент спортивного мастерства. Например, от уровня развития скоростных качеств зависит эффективность выполнения атакующих и защитных действий. Преимущество в силе дает возможность преодолеть защиту соперника и выполнить приём на более высокую качественную оценку. От специальной выносливости по мере приближения к финалу зависит успешность проведения атакующих и защитных действий, особенно в конце поединка.

Физической подготовки по разделу прикладная подготовка образовательных учреждениях МВД России включает: броски, приемы борьбы лёжа, удушающие приёмы; удары и защиты от ударов, уходы из опасных положений при единоборствах и борьбе с правонарушителями; приемы рукопашного боя, учебно-тренировочные поединки по рукопашному бою. При этом физическая подготовка направлена на развитие специальных способностей, отвечающих специфике единоборства, профессиональной направленности и ориентирована на максимально возможную степень развития данных способностей. Занятия единоборствами способствуют развитию практически всех физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, силовых, а также выносливости, основанной на возможности анаэробного-аэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения, позволяющей эффективное ведение единоборства на протяжении спортивного поединка и соревнования.

Под воздействием систематического использования физических упражнений происходят стойкие благоприятные изменения всех внутренних органов и систем человека. Адаптационные изменения, являющиеся ответной реакцией организма на внешние воздействия, могут протекать в следующих направлениях: накопление структурных элементов органов и тканей, что обеспечивает прирост их функционального резерва; совершенствование координационной структуры движений; совершенствование регуляторных механизмов, обеспечивающих согласованные действия различных компонентов функциональной системы; приспособления к особенностям согласованной деятельности в условиях тренировки и соревнований. Физическая подготовка неразрывно связана с разносторонним развитием, повышением общего уровня функциональных возможностей организма, укреплением здоровья.

Физическая подготовка слушателей и курсантов высших и средних учебных заведений МВД РФ организуется и проводится в соответствии с Федеральными законами РФ, приказами и директивами соответствующими министерствами, и начальников, которым подчинено военно-учебное заведение и связана в большей мере с профессионально-прикладной подготовкой. Профессионально-прикладная подготовка направлена на повышение устойчивости к отрицательным факторам профессиональной деятельности, на развитие и совершенствование профессионально важных психофизиологических качеств, таких, как эмоциональная устойчивость, на развитие внимания и памяти, мышечного чувства, способности работать в определённом темпе.

В связи с этим в издании представлена методика развития основных кондиционных качеств спортсменов, занимающимися видами спортивных единоборств в системе высший и специальных учебных заведений МВД России. Особое внимание при развитии физических качеств обращается методике их развития средствами круговой тренировки как организационно-методической формы занятий, включающей ряд частных методов строго регламентированного упражнения. Предполагает серийное слитное или с интервалами отдыха повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплексе в соответствии с определенной упорядочивающей схемой.

Обучение в спортивных видах единоборств - педагогический процесс, направленный на формирование у занимающихся знаний, умений и навыков при непрерывном осуществлении задач всестороннего физического развития. Общедидактический подход к методике обучения требует четкости в постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач, определения закономерностей этого процесса и реализации принципов обучения.

В монографии предложены комплексы тренировочных средств, направленных на повышение надёжности защиты от ударных действий руками, ногами и техники бросков соперника. Одним из методов обучения в спортивных единоборствах может применяться игровой метод. Применение игр-заданий вырабатывает у занимающихся необходимые знания, умения и навыки по формированию единоборства и техники и тактики атакующих и защитных действий, повышает эмоциональную окраску тренировочных занятий. Они должны применяться на каждой тренировке и занимать 10-12 % времени, отведённого на совершенствование техники и тактики единоборства.

Раскрытие ситуаций, применяемых в единоборствах, улучшит представление о возможности применения тактических вариантов задержания правонарушителей в различных ситуациях и обстоятельствах. Такое обоснование можно получить на основе изучения многолетних исследований техники и тактики спортсменов. Полученная объективная информация о структуре деятельности позволит в дальнейшем корректировать тренировочный процесс, на всех этапах подготовки, включая разработку методики начального обучения.

Результаты теоретического анализа и собственные результаты исследований, изложенные в монографии основанные на выявлении объективных закономерностей на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, могут служить основанием для дальнейшего совершенствования методики тренировочного процесса в многолетней подготовке в спортивных видах единоборств, культивирующих в системе МВД.

Содержание монографического исследования «Формирование спортивного мастерства на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. - Челябинск : ЧЮИ МВД России, 2009» предназначается для специалистов и преподавателей, проводящих занятия с группами спортивного совершенствования курсантов и слушателей системы МВД в высших и средних учебных заведениях, занимающихся спортивными видами единоборств.


Библиографическая ссылка

Еганов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ЕДИНОБОРСТВАХ НА ЭТАПЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 79-80;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=486 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674