Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Молодцова Т.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова»
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т1. – М., 1980.
2. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. – М.,1991.
3. Есорьева З.Ф. Личность и социум. – М.,1986.
4. Кон И. С. Психология юношеского возраста. – М.,1979.
5. Рейнвальд Н.И. Студент на пороге 21 века. – М.,1990.

Студенческий возраст, как любая другая стадия жизненного цикла человека, имеет свою неповторимую специфику. По мнению Б.Г. Ананьева, внесшего большой вклад в изучение студенчества, «преобразование мотивации, все системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой – выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта»[1, с.194].

Как отмечает З.Ф. Есорьева, «юность – завершающий этап первичной социализации» [3, с.76] .Общее образование дополняется специальным и профессиональным, расширяется диапазон социальных ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Время учебы в Вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления психологических личностных черт (Б.Г. Ананьев, А.Д. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. и А.Т. Лисовкие, З.Ф. Есорева и мн. др.). Характерной чертой психического развития в этом возрасте является усиление творческих мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность и, наконец, творчество. Юность пора самоанализа и самооценок. Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. Но пока это «предвосхищающие » самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. «Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с «Я»-реальным. Но идеально «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще не всесторонне оценено личностью»- Как пишет в своей работе И. Кон: «Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности или даже чувством собственной неполноценности» [4, c. 63].

Также отметим, что студенчество выполняет особую роль в общественной жизни, сам процесс учения в вузе предполагает включение студентов в систему социальных ценностей и отношений. Зримыми чертами формирования социальной зрелости являются завершение образования, общественная работа, ответственность, способность овладеть необходимой для общества совокупностью социальных ролей. Поскольку все свойства личности проявляются и формируются в деятельности и иначе существовать не могут, то этот же вопрос можно поставить и несколько иначе: что является источником развития потенциальных возможностей студентов.

Этот источник следует искать в потребностях человека. Социально и биологически обусловленные потребности побуждают в человеке соответственные стремления, мотивы, т.е. побуждения к деятельности. Соответственно, качество инициативности, желание приобрести знания, умения, навыки, степень целеустремлённости, самостоятельности, творческой активности и других свойств личности зависит от того, в чём, в какой деятельности студент их проявляет и чего добивается. А это все проявляется в направленности личности. «Зная тип направленности личности можно определить тенденцию на развитие каждой конкретной индивидуальности и вовремя направить этот процесс в нужное русло» – указывает Н.И. Рейнвальд [5, с. 41]. Однако однотипная направленность может иметь место у очень многих людей, в остальном значительно различающихся между собой. Что бы выявить эти различия, необходимо проанализировать проявления «набора» иерархически соподчиненных потребностей, присущих данному человеку.

Остановимся на классификации, в основу которой была положена социальная ценность/ опасность потребностей, стремлений и, соответственно, радостей и огорчений человека). Тип направленности личности (своеобразный стержень личности) – это то ведущее направление, в котором человек утверждает себя, раскрывает свои способности. На основании названного критерия, Рейнвальд выделил 3 основных типа направленности личности:

Общественно ценная направленность и высокий уровень развития основных свойств личности. Относящиеся к этому типу студенты в ситуации выбора предпочтут общие интересы; им присуще нравственное здоровье, значительная духовная культура, стремление к культурному постоянному росту. Такой студент, как правило, не бывает пессимистом, так как способен объективно оценивать окружающую реальность, видит в ней не только отрицательное, но и положительное. Студент нацелен на конструктивное решение проблем, которые стоят перед ними.

Студенты с преобладанием потребительской направленности личности. У части представителей данного типа потребительские идеалы определяют активную целеустремленную деятельность по их реализации. Для них характерно стремление к облегчённой, «весёлой» студенческой жизни с минимумом напряжения и максимумом сиюминутных удовольствий.

Воинствующее потребительство – студентам присуща разрушительная направленность личности, стремление решать свои проблемы за счет других. Ими активно разрушается ценная для общества мотивация, насаждается эгоизм, потребительство [5, с. 70].

Данные типы были взяты за основу для исследования студентов 1и 2 курсов факультета социальной педагогики ТГПИ в количестве 162 человек. Основными методами исследования стали: наблюдение, индивидуальные опросы и анкетирование.

В частности, студентам была предложена анкета, включающая в себя 10 вопросов. Цель анкеты – выявить общую направленность студента, его отношение к вузовской жизни. В частности, задавались вопросы: «Что Вам нравится и что не нравится в вузовской жизни?»; «Какие обязанности, на Ваш взгляд, должен выполнять в ВУЗе преподаватель?» «Какие обязанности должен выполнять студент?» «Какое роль Вы выполняете в Вашей группе?» и т.д.

Анализ анкет дал ответы подобного типа: « Не нравится, что слишком много надо заниматься», «Преподаватели обязаны давать нам все в лекциях», «Моя роль в группе такова, что меня иногда на занятиях видят товарищи» и т.д.

Были получены следующие диагностические данные: Студентов, обладающих направленностью 1 типа, т.е общественно ценной направленностью было выявлено 36 человек, что составило 22 % от общего числа студентов; с направленностью 2 типа, т.е. преобладающей потребительской направленностью, было выявлено 108 человек, что составило 68 % от общего числа; и наконец, с направленностью 3 типа, т.е. воинственно – потребительской, оказалось 16 человек, что составило 10 % от общего числа студентов. Наличие указанных данных дало возможность при работе со студентами корректировать некоторые недостатки в направленности личности и осуществлять целенаправленный дифференцированный подход при развитии их потенциальных возможностей.


Библиографическая ссылка

Молодцова Т.Д. ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 152-153;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4874 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674