Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дуисеева Н.С.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему и явление с точки зрения различных наук. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся младших классов не могут в силу своего возраста извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Одним из возможных способов достижения указанных целей является формирование исследовательской компетентности у младших школьников. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, включает в себя: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
  1. Умение работать с рекомендованной литературой.
  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.
  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

  1. Педагог должен сам быть творческой личностью.
  2. Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.
  3. Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.
  4. Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

При организации работы по формированию научно - исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы: доступности; естественности; осмысленности; культуросообразности; самодеятельности.

Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 9-14.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
  3. Набиева, Е. В. Современный учитель - учитель-исследователь [Текст]: курс лекций / Е.В. Набиева. - Иркутск: ИПКРО, 2004. - 163 с.

Библиографическая ссылка

Дуисеева Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 78-79;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=490 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674