Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Чухарева М.В. 1
1 Уральский гуманитарный институт
1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
3. Токарева Ю. А. Психология детско-родительского взаимодействия : монография /Ю. А. Токарева. - М. : ИРИС ГРУПП, 2011 - 512 с.

Демографическая ситуация современного российского общества характеризуется малодетностью семьи, появлением такого феномена, как «социальное сиротство», а также ослаблением воспитательной роли родителей, увеличением числа разводов, изменением ценности детства в целом, что делает психологические исследования семьи и родительства приоритетной задачей ряда социальных наук.

Семья прямо или косвенно отражает изменения, происходящие в обществе, но в последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло и на семью, и на общество в целом, при этом возникла потребность в восстановлении ценности семьи, изучении представлений о семье и родительстве, в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни и родительству.

Интерес отечественных психологов к изучению феномена семьи в целом и родительства в частности возник не очень давно, лишь в последние десятилетия.

Большой вклад в изучение проблемы родительства внесли В.В. Абраменкова, А.И. Антонов, В.В. Бойко, В.И. Брутман, А.И. Захаров, С.Ю. Мещерякова, Р.В. Овчарова, В.А. Петровский, Н.Ю. Синягина, Г.Г. Филиппова, A.Г. Харчев и др. Компоненты родительства изучались А.Я. Варгой, В.Н. Дружининым, А.Н. Елизаровым, C.B. Ковалевым, Д.В. Колесовым, М.И. Лисиной, Ю.А. Токаревой, Л.Б. Шнейдером, Э.Г. Эйдемиллером и др. Семейные ценности исследовались К.К. Баздыревым, С.С. Буровой, И.С. Голодом, Д.Н. Исаевым.

По мнению Р.В. Овчаровой, представление о родительстве — наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа этого явления менее ярко и менее детализиро­вано, чем восприятие образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщено и схематизировано [1].

Рассмотрим представления об идеальном родителе на трех уровнях:

1. Уровень общества — влияние общественных факторов на представления об идеальном родителе.

2. Уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представления об идеальном родителе.

3. Индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представления об идеальном родителе. Идеал отца и идеал матери — составная часть идеала мужчины и женщины. Кроме того, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.

За счет того, что матери проводят с детьми больше времени, чем отцы, и больше занимаются воспитанием ребенка, у общества воз­никает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Отсюда образ идеальной матери — заботливой, любящей, ответственной, много времени уделяющей ребенку, сотрудничающей, альтруистичной, неагрессивной, невластной.

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчи­ны, а следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Идеал отца может быть очень противоречивым и включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях (смена памперсов, кормление, уход за малышом), власть отцов в семье уменьшается. Молодые отцы начинают посещать специальные курсы по подготовке к родам и родительству, иногда присутствуют при родах. Все чаще пары говорят: «Мы беременные». Но, несмотря на все больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространен стереотип о неадекватности, слабости и неумелости современных отцов. Отец по сравнению с матерью чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребенком, что порой приводит к уменьшению или даже избеганию контактов с ребенком. В идеале такой отец скорее всего будет стремиться к компетентности, увеличению своей власти над ребенком.

В целом представления об идеале сводятся к следующему:

• представления об идеальной матери — заботливая, любящая, ответственная, ласковая, много времени уделяющая ребенку, сотрудничающая, альтруистичная, неагрессивная, невластная;

• представления об идеальном отце — успешный в глазах ребенка, обеспечивающий высокий материальный достаток, пользующийся авторитетом и уважением ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный.

В настоящее время происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, изменяются социокультурные стереотипы маскулинности и феминности, которые задаются сменой культурной парадигмы в современных условиях. Современная ситуация в области родительства такова, что переплетаются традиционные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся полярными и взаимоисключающими (И. С. Кон, В. А. Рамих) [2].

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей.

В проведенных исследованиях Р.В. Овчаровой [3], было выявлено следующее:

• У испытуемых примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, с точки зрения чувств представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем с точки зрения знаний и мыслей.

• Испытуемые более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях о том, что он думает.

• Испытуемые представляют себе идеального родителя позитивно, но возможно еще большее развитие их представлений.

• Представления об идеальном родителе у мужчин не отличаются от представлений об идеальном родителе у женщин.

• В целом представления об идеальном родителе не отличаются у людей с различным семейно-обусловленным состоянием.

В нашем исследовании рассматривается представление об идеальном родителе у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке.

На основе анализа результатов методики «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой были сделаны следующие выводы: самое важное для родителей как у мужчин так и у женщин: быть строгим, но справедливым (73%), быть любящим (71%), понимать своего ребенка (63%), быть внимательным к своему ребенку (58%), уделять время своему ребенку (42%). Анализ анкет респондентов показал, что и мужчины и женщины наделяют мать такими качествами как заботливость, любовь к ребенку, принятие, альтруистичность, отца – ответственность, справедливость, чувство юмора, умение обеспечить семью, участие в жизни ребенка.


Библиографическая ссылка

Чухарева М.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 46-47;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4935 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674